Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Сегодняшний воскресный день во всей нашей православной Церкви именуется Торжеством Православия. Сегодня воспоминается весь путь нашей святой веры. Воспоминается первый этап христианства, когда мученики отстаивали исповедование веры, когда апостолы и равноапостольные мужи несли слово Божье и умирали за него, когда мученики умирали за исповедание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда с одной стороны клали ладан, чтобы покадить идолов (или идоложертвенное мясо), а с другой стороны крест. Мученики выбирали крест и тем свидетельствовали, что они не боятся смерти, потому что они верят в Того, Кто выше смерти, Того, Кто победил смерть. Мученики не боялись смерти, потому что они знали, что их ждет небо.
Святые отцы всех вселенских соборов, начиная с 4-го века, защищали истинность верования Святой Троицы, истинность воплощения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, когда исповедовали, что Он является истинный Богом, истинным Человеком, имеет две природы, божественную и человеческую, и имеет одно Лицо Господа нашего, Иисуса Христа, является Богочеловеком. Святая Церковь защищала и защищает все эти века верование в бессмертие человеческой души, воздаяние после Суда, жизнь будущего века, верование в рай и ад, верование в слово Божье. Святые отцы донесли это нам во всей своей полноте неискаженно, сохранили предания, сохранили язык богослужения, сохранили эти дивные богослужения, сохранили путь святой христианской православной духовной жизни в своих бесчисленных писаниях. Как сказал один из мудрых людей: «они перевели Евангелие в свою жизнь», потому что святые отцы стали преподобными, то есть они стали подобными Богу в высшей степени.
В этот день, в день памяти Торжества Православия, воскресный день после первой недели Великого поста вспоминаются деяния последнего 7-го вселенского собора, на котором была утверждена истинность иконопочитания, потому что до этого полтора века процветала иконоборческая ересь, которая поддерживалась самим императором Византии, когда святые иконы сжигались. Людей, которые почитали святые иконы, сажали в тюрьмы, а если они продолжали быть почитателями святых икон, тогда их за это исповедование мучили, а потом убивали. Церковь и это пережила, и это перенесла, потому что святая икона является выражением нашего догмата о воплощении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На иконах мы видим видимое человечество Иисуса Христа и поклоняемся невидимому Богу, который скрывается за этим человечеством. Мы поклоняемся иконе Божьей Матери, Царице Небесной, которая носила Бога и была таким же человеком, как и мы, но облагодарствованной Святым Духом. Поклоняясь иконе, как говорит нам Василий Великий, глядя на образ, мы мысленно возносимся к первообразу, потому что мы получаем благодать по нашей вере и получаем через наше обращение не к конкретной иконе, а к тому святому, Спасителю или Троице, или Богородице, тому или иному угоднику Божьему или к Небесным силам. Икона помогает нам мысленно перенестись к первообразу. Чтобы нам было понятнее, каким образом мы можем соединяться через икону, мысленно благодарно соединяться с тем, что на ней изображено, приведу пример.
Многие из вас слышали, как иногда страдает материнское сердце, когда во время войны или по каким-то событиям она теряет сына. Мы знаем, что часто у матерей фотография сына, особенно погибшего во время войны, хранится где-то на книжной полке. Иногда мать подходит и целует эту фотографию, фотографию своего сына. Она прекрасно понимает, что она целует не фотографию. Она мысленно вспоминает его и каким-то образом, как ей верится, показывает свои чувства к нему. Простому человеку это понятно, что не фотография является для нее святыней и памятью, благодарной памятью, материнской памятью, а тот, кто за этой фотографией. Так же и к иконе: не она сама по себе ценна для нас, а тот, кто на ней, к кому мы мысленно обращаемся. Мы всегда должны об этом помнить.
Мы торжествуем, что столько веков, несмотря на все гонения, на все страшные перипетии, которые пережила наша Церковь она продолжает незыблемо стоять. Была, например, такая ересь, когда не верили в святую Троицу. Прошла наша святая церковь через гонения, через атеизм, через коммунизм, через страшнейшие гонения 20-го века, когда на начало Великой Отечественной Войны из ста тысяч храмов, которые были до революции, осталось 100 действующих храмов, и то эти храмы располагались на кладбище, чтобы, как говорилось в партийных кругах, верующие там могли исполнить хоть каким-то образом свой религиозный обряд или дурман. Еще бы 1 год, и не было бы и этих ста храмов. Сейчас у нас только 30 тысяч храмов вместе с Украиной и вместе со странами СНГ. Мы даже до того числа, которое было до революции, не дотянули до сих пор. Было 100 тысяч, а сейчас всего 30 тысяч храмов.
Сегодня очень сугубый праздник. Мы вспоминаем путь христианской Церкви. Мы молимся о процветании, об умножении, об укреплении православия в мире. Спросим сейчас самих себя. Мы славим в этот день торжество нашей православной веры. Что лично мы делаем для того, чтобы православие возрастало на нашей земле, возрастало в Москве, возрастало в районе, возрастало в нашем подъезде, возрастало внутри нашей собственной души? Мы маленькие люди, и мы на своем маленьком месте должны делать свое маленькое дело. Человек в воскресный день в храме Божьем – это Торжество Православия. Человек соблюдает великий пост – это Торжество Православия. Вне поста человек хранит среду и пятницу – это Торжество Православия. Человек не ругается матом на работе и не ругается нигде – это Торжество Православия. Женщина ходит в юбке и не раздетой – это Торжество Православия. Женщина рожает детей – это Торжество Православия. Мужчина 18 часов в день работает, чтобы прокормить свою семью – это Торжество Православия. Я часто из дома езжу сюда, в этот храм, на утреннюю службу. Голосую машину. Спрашиваю: «Как тебя зовут?». – «Махмуд». – «Сколько у тебя детей?». Он говорит: «Слава Богу, 5 девочек. Молюсь, чтобы 6-ой был мальчик». Я думаю: «Господи, как бы мы жили, если бы мы исполняли свой долг? Это было бы Торжеством Православия». Если мы этого делать не будем: ни наши дети, ни наши внуки, скоро не «Здравствуйте» будем говорить на улице, а «Салам аллейкум!». Мы должны об этом печься, об этом заботиться. Мать читает 10 минут ребенку, начиная с того возраста, когда он что-то соображает, а, может быть, еще не соображает. Читает ему 10 минут что-то из закона Божьего или читает с ним молитву «Отче наш», и это Торжество Православия. Человек сейчас закрыл телевизор, и это Торжество Православия. Уступил на улице место бабушке в метро или автобусе. Это Торжество Православия. Человек идет в храм Божий, собрал записки всех своих родных и близких и помянул их здесь, и это Торжество Православия. Когда человек получил получку, купил одно Евангелие и подарил его своим знакомым. Это Торжество Православия. Он конкретно, физически что-то делает. Как говорим нам апостол Павел: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной». За нас этого никто не сделает. Как говорит апостол Павел: «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов», «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая делаваша и прославят Отца вашего! «Потому все узнают, что вы ученики Мои, еслибудете иметь любовь между собой».
Вчера один рассказывал, что был в паломничестве в святом граде, в Иерусалиме. Приезжает в одно место. Говорит: «Там русских сразу видно». А почему? А вы грустные, печальные, какие-то замученные, никому никогда не уступят место и не улыбнутся. Говорит: «Наших сразу видно». Слушайте, нас должны узнавать по другому: нас должны узнавать по доброжелательности, по приветливости, по радостности нашей с вами жизни. Кто-то спросит: «А чему радоваться?». Однажды я приехал к отцу Николаю на остров Залит, когда он был еще живой, и когда меня сослали из Оптиной пустыни сюда, в Москву, на исправление. Я приехал к нему через полгода и жалуюсь: «Отче святый, угодил на приход. Там такая непонятная жизнь». Он говорит: «Чего? Куда попал? На приход? О, на приходе хорошо, а то в монастыре сам знаешь как! И радуйся всегда». Я говорю: «Батюшка, чему же радоваться?». – «Как чему? Радуйся, что родился. Радуйся, что крестился. Радуйся, что в вере православной. Радуйся, что жив еще». Я думаю: «Господи, надо же, сколько много поводов к тому, чтобы на самом деле радоваться».
Мы сейчас в храм пришли на своих двоих. Вы думаете, много людей могут прийти на своих двоих? Они хотели бы, а уже у кого-то немощь, у кого-то сердце, давление. Они бы хотели, если бы могли. Это милость Божья, что мы в храме. Миллионы людей сейчас перед телевизором на диване до 12-ти часов спят и только набирают жир. Это несчастные люди. Сегодня мы читали: «Вы род избранный, царственное священство, народ, призванный к тому, чтобы возвещать чудеса призвавшего вас из тьмы в Свой свет». Призвавшего вас из тьмы. Вот откуда призвал нас Господь. Апостол Павел говорит: «Какую благодать дал нам Бог, чтобы нам называться и быть детьми Божьими». Вы представляете, кто мы, какая честь, какая слава, какая милость, какая защита, какая охрана, какой бронежилет? Мы под покровом Самого Бога. Мы – дети Божьи. Мы новоизбранный народ Божий, мы новый Израиль. Мы новый народ Божий, мы дети Божьи. Этим надо дорожить и Бога за это благодарить день и ночь, посвящать Ему жизнь в укреплении православия в своей собственной душе, семье, народе, приходе, молиться об этом день и ночь, что-то делать своей душой, своими руками для этой славы Божьей.
Прочитал книжку, купил ее в книжном магазине у нас. Не на полку ее клади, а отдай соседям, отдай на работе. Прочитал журнал, принеси на работу и положи. Кто-нибудь обязательно прочитает, пролистает, и твое зерно, твое семя пойдет дальше. У нас на книжной полке книги пылятся уже сотнями. Однажды отец Иоанн Кронштадский об этом сказал: «Книги – достояние Божье». Это талант, который вам дал Бог. Если вы не пустите его в оборот, вы будете за это отвечать. Старец Амвросий Оптинский говорит: «Давайте книги». Вам для примера: корова стоила 5 рублей, а Библия стоила 7 рублей. Вот такие были книги. Он говорит: «Книги давай, даже если маслом зальют, если свечами зальют». Электричества тогда не было, и читали со свечами. Он говорил давать книги и тогда, а книги были дорогущей вещью. «И тогда давай книги». Почему? Ты распространяешь это семя. Ты не держишь это под спудом, ты умножаешь. Помните зарывшего талант и, наоборот, талант умножившего? «Я тебе дал талант, а ты Мне что вернул?». – «Я тебе 10 талантов вернул». Господь говорит: «Поставьте его над 10-ю городами, а этого негодного раба, которому дал талант, а он его обратно вернул, наказать». Об этом должны думать, что мы делаем для этого Торжества Православия в нашей с вами жизни.
Сегодня особый, исключительный день. Сегодня мы с вами после этого слова будем совершать молебен, положенный в праздник Торжества Православия. Мы будем поклоняться в этот день, как и положено по Уставу, святым иконам, которые перед нашими глазами, будем вспоминать всех подвижников веры и благочестия, которые оставили, сохранили, передали нам неискаженную, святую нашу православную веру.
Будем молиться в своей собственной душе, призывать имя Божье на свою семью, на нас самих, знакомых, близких, свою родню, сослуживцев, соседей, на власть, на воинство, чтобы Господь просветил, умудрил, сохранил, образумил, остановил, безумных уврачевал, неверующих привел к святой вере, потому что если есть вера, с ней все есть. Если нет веры, ничего нет. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: «На одних только внешних благополучиях, на одних котлах и хлебе счастья и благополучие не построишь». Все строится на истине, вере и свободе. Дай Бог, чтобы ни вера, ни свобода от нас никогда не отступила. Будем молиться об этом Господу день и ночь. Пресвятая Владычица наша Богородица, храни святую православную веру на святой нашей матушке Руси вовек!
Аминь
архимандрит Мелхиседек