Главное

Расписание богослужений

1366637059 marijaВо имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

На небе бывает радость об одном грешнике кающимся, нежели о девяносто девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии. И Господь однажды нам сказал: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся» (Мф.18:2). Так и бывает радость на небе об одном грешнике кающемся. Иоанн Златоуст нам говорит: «Не падать свойственно ангелам, падать и вставать свойственно людям, а падать и никогда не вставать свойственно одним только бесам». И мы будем осуждены не за то, что мы пали, но за то, что мы, падши, не встали. Однажды ученик подходит к своему авве и говорит:

- Авва, я пал.
- Вставай и иди.
- Авва, я опять пал.
- Опять вставай и иди.
- Авва, я опять пал.
- Вставай и опять иди.
- До каких же пор?
- До самой смерти борись с грехом и не давай ему победы. Ибо силен Бог сотворить избавление от греха, только бы человек приложил истинное свое старание, истинно бы возненавидел грех, истинно, а не лицемерно обратился к путям покаяния.

«Чтобы не случилось с нами, говорил епископ Игнатий Брянчанинов, - не уподобляйтесь греху Иуды. Он на тайной вечери вкусил Тела и Крови Господней, а потом пошел и предал своего Учителя. Так и всякий человек, который вкушает благодати в таинстве Причащения, а потом сознательно, самовольно и добровольно впадает в смертный грех. Он уподобляется, - говорит епископ Игнатий, - греху Иуды, который получил Божественную благодать, но потом взял и как свинья, втоптал в землю, тот бесценный золотой динарий благодати, который Господь вручил ему». И поэтому никто из нас пусть не отчаивается в эти оставшиеся две недели Святого Великого Поста, что мы в начале Поста думали о многом, думали о том, что к лучшему изменится наша жизнь, наша душа, наша воля, которая всецело будет служить добродетели и Богу, но так не получилось. Мы думали, что наш язык будет наполнен только славословиями и молитвами к Богу, а он был наполнен, как всегда, сплетнями, болтовней, клеветой, осуждением. Мы думали, что наши глаза будут непрестанно смотреть на иконы, будут смотреть на людей, как на иконы, а мы опять с блудными похотливыми мыслями лазим в телевизоре, в интернете, сердцами, умом, блуждаем своим глазами туда, куда не нужно, и опять явились предателями своего обещания, своей клятвы перед Богом, не были верны ни себе, ни Богу, ни Церкви. Обещали хоть немножко, но вести, доброжелательную жизнь. Забыть про эгоизм и про раздражение, которые каждый день проявляются в нашей жизни и опять видим, что почти всё то, что было до Поста, то же и во время Поста. Осталось две недели, когда мы можем встрепенуться, можем встряхнуться, можем встать на путь обновления, можем сказать себе, Богу, Матери Божьей, Ангелу хранителю: ну хоть в эти оставшиеся дни постараюсь быть... Кем постараюсь быть? Не ангелом, не преподобным, не святым, постараюсь хотя бы быть просто человеком. Потому что у нас, у христиан, даже этого нет, у нас нет простой человеческой жизни, доброты, вежливости, воспитанности, уступчивости, сердоболия, правды, чистоты, истины. Все это есть даже в мирских людях. А нас должно быть больше. У нас должна быть жертвенная жизнь - ради друг друга. Господь так и сказал: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». (Ин. 15, 12) Как возлюбил нас? До самой смерти. Вот как возлюбил нас Бог. Поэтому мы должны начинать с наших родных, близких. Надо учиться любить Бога, любя молитвы, любя Церковь, любя богослужение потому, что Бог нам дал гораздо больше, чем мы сейчас Его благодарим и дал гораздо больше, чем то, как мы сейчас живём, думая, что мы живём по-Божиему и по-христиански.

Мария Египетская, возлюбила Бога, и за тот дар благодати, какой получила, она в благодарность, что Бог не погнушался ею, не просто стала вести хорошую, добрую, добродетельно-христианскую жизнь, она перевернула всю жизнь, и омыла каждый свой грех слезами покаяния, язвами на своём теле, подвигом всей своей жизни, и наверняка молилась такими словами: «Мы рабы неключимые. Я раба неключимая сделала то, что должна была сделать».
Мы придём в субботний, воскресный день, прочитаем утренние и вечерние молитвы, поисповедуемся, причастимся и думаем, что благодать Божья с неба должна сыпаться на нас, таких истинных христиан, которыми мы себя, в заблуждении, считаем. Мы истинными христианами станем тогда, когда мы распнём свой собственный эгоизм, с которым мы родились, живём и, к сожалению, продолжаем жить. Нас христианами делает не крест на шее, не платки, длинные юбки и не бороды на лице. Христианами нас делает, или не делает, наша повседневная жизнь. Наши повседневные слова и наши ежечасные поступки. Они ради пользы ближних? Или они ради пользы моей? Я живу для того, что бы кому-то послужить? Или что бы служили мне? И сегодня мы слышали эти предсмертные слова нашего Господа: «а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мт.20:26-28). А мы в одной семье не можем поделить, кто кому должен уступить. Мы никому ни в чем никогда не хотим уступить.

Потрясающую вещь сказал один из святых: «Вот смотрите, как происходит в семье. Многие из вас семейные люди. И говорит мужу, так символически, в двоичной системе присвоено число «один», «единица», а женщине символически присвоено число «ноль». Если жена становится на своё место, становится за единицей, тогда эта семья получает оценку 10. А если жена или младшие, пытаются стать перед единицей, тогда эта семья имеете оценку 01». Вот такая благодать осеняет семью. Или в 10 раз или в 01. В семье младший должен знать своё место, а старшие снисходительно сносить немощи младших и служить, и оберегать, и охранять, и молиться, и иметь попечение о тех, кто рядом с ними. Поэтому вот от чего зависит наименование или не наименование нас этим великим наименованием нас «христиане». Все поправимо, за эти две недели, которые нам остались перед светлым праздником Пасхи. Перед этим брачным пиром, пиром веры, на который мы должны явиться в брачных одеждах, чтобы не быть невидимым образом изверженными вон с этого праздника веры и пира благодати Господней. Всё возможно убелить, всё возможно очистить, только надо приложить собственное самораспятье грехов, недостатков и страстей. О которых апостол Павел сказал: «А те только Христовы, которые распяли плоть свою со страстями и похотями» (Гал.5:24).

Начнём с маленького, начнём учиться доброжелательности и уступчивости. Всегда стараться, чтобы наше окружение, наша семья, наше братство имело от Бога оценку 10, но не 01. Когда мы будем во взаимноуступчивости, во взаимнослужении, во взаимном благодарении, тогда мы будем действительно богачи веры. Как об этом сказал преподобный Амвросий, старец Оптинский: «Тот, кто уступает – тот приобретает». Ты потерял в мирском твоем мудровании. Тебе показалось из-за того, что ты уступил, кто-то сел тебе на шею, пусть лучше на шею снизойдет Божественная благодать. Когда мы уступим, может быть, люди и сядут на шею, но благодать Божия в тысячу раз дороже, чем просто мирское первенствование. Расталкивание друг друга локтями, кто первый на пире этой жизни. Мы должны быть первыми на пире той жизни. Когда мы поступаем по-Божиему. А по-Божиему поступаем тогда, когда мы уподобляемся Господу, который сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Почему у вас в жизни и в семье нет покоя? А потому что никто не хочет быть похожим на кроткого и смиренного Господа. Все в фильмах и в интернете насмотрелись на крутых людей, которые по жизни всех распихивают локтями, и считают успехом своей жизни тогда, когда они настояли на своём, и самоутвердились в жизни. Мы должны самоутверждаться не перед людьми, а утверждаться перед Богом. А утверждаемся когда? Только тогда, когда идём покаянной жизнью. То есть жизнь в борьбе со своими недостатками и грехами.

И пусть перед нами всегда будет пример, подвиг, покаяние, жертвенность, самоуничижение, самопожертвование преподобной великой Марии Египетской, стяжавшей через покаянную благодарственную любовь к Богу неизреченную милость Божию так, что во все века пронеслась память о великой блуднице, принесшей плоды покаяния и ставшей великой праведницей, возлюбившей Бога. О которой в Писании сказано: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47). Возлюбим Господа, Церковь, молитвы и покаяние всем сердцем, всей душою и всем помышлением своим, и пусть каждый из нас пожнёт плоды покаяния. Кто в 30, кто в 60, а кто и во сто крат. Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция