Иисус Христос пришел в место, где много плачут, чтобы возвести нас туда, где никогда не плачут и чтобы мы не оказались там, где плачут всегда. Место, где много плачут - это наш с вами грешный, изуродованный мир. Место, где никогда не плачут – это Царство Небесное. И место, где плачут всегда – это и есть место лишенное света, именуемое адом. Потому что, нет там Божественной благодати для тех людей, которые добровольно при жизни не захотели жить с этим светом, с этим солнцем любви.
И сегодня день, когда закончилась святая четыредесятница, потому что, страстная неделя, это уже неделя, которая просто присоединяется к четыредесятнице дней Святого Великого Поста. И сегодня Господь уже показывает что Он - начальник жизни и смерти, что Он смерти не сотворил, а люди сами привнесли её в этот грешный мир. Показывает, что Ему всё возможно, что Он пришел для того, чтобы «имели жизнь и имели с избытком». Показывает, что Он даёт законы естества. Он делает сверхъестественное дело, Он сотворяет невероятное чудо: четверодневный мертвец, уже почти разложившийся, и вдруг произносятся слова - «Лазарь выйди вон» (Ин. 11:43). Эти слова слышит Лазарь, слышат люди которые видят выходящего из погребальной пещеры Лазаря. Лазарь так и именуется «четверодневный», потому что, именно столько времени он и провёл в этой погребальной пещере. Это было невероятное событие, это было невероятное чудо, это было непостижимо человеческому уму и народ стал восклицать: «осанна Сыну Давидову».
Но не пройдет и шести дней, как тот же самый народ, который восклицал «осанна», будет кричать «распни, распни Его». Почему? А чтобы никаким образом не поменялась их жизнь, чтобы ничего не надо было делать со своею душой, чтобы как обманывали в лицемерии фарисеи народ, так и продолжали это делать. Господь говорил: «Свет пришел в мир но люди более возлюбили тьму, нежели свет потому что дела их были злы и они не идут к свету, чтобы не обличились дела их. А любящие правы, идёт к свету, чтобы явно были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3.19-21). И это ответ на все вековечные времена. Почему люди не выбирают дела веры? Почему люди не выбирают Евангельский путь? Почему люди не выбирают Евангелие и не принимают Христа? Не потому что он сложное и непонятное, неудобоваримое, с какими-то хронологическими противоречиями, с какими-то несоответствиями. Нет! Всё очень и очень просто. Свет пришел в мир, но люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что их дела были злы, и они не идут к свету, чтобы не обличились дела их. Вот и всё.
Когда человек живёт в самоукорении, он принимает Евангелие, когда он оправдывает грех, тогда он порочит Евангелие. Часто говорят: «Я еще не дошел, я не додумал, я еще сомневаюсь». Ничего подобного. Ничего просто не хочется менять в жизни, расставаться со своим собственным грехом. А человек ищущий изменений, человек ищущий чистоты, святыни, благодати, совершенства, изменения своей жизни, он, как бы оно не было противоречиво, ищет только одного - исцеления. Часто люди говорят: «А вот иподиакон такой-то, а вот епископы такие-то, а вот священники такие-то». Когда у человека больной зуб, он приходит к стоматологу, он что ему скажет: «Ну-ка, покажите ваш сертификат, ну-ка откройте зубы, как вы их чистите, или нет? А ну-ка сделайте руки вот так, дрожат они у вас или нет? Что больной ищет у врача? Только одного, исцеления! Он под микроскопом его не рассматривает. А глупец только и будет искать, что в этом, что в том и так зуб сгниет вместе с челюстью. Так же и человек, который только ищет недостатки в других, сам, как четырехдневный мертвец, давно гниёт от своих собственных грехов.
Верующий человек ищет только одного - исцеления своих душевных ран, ищет способ как бы самому быть благочестивым, как самому быть мирным со своей совестью, со своими родными близкими, со своею собственною душой. И мало того, Господь такому человеку, который ищет и который борется со свои грехом, такому человеку даёт благодать, дает веру, даёт укрепление сил душевных и телесных.
Философ и математик Блез Паскаль говорил: «Люди, нашедшие Бога и служащие ему, вполне разумны и вполне счастливы. Люди, которые ищут Бога, но не нашли еще Его и не служат Ему, эти люди вполне разумны, но пока несчастливы. Люди, которые не ищут Бога и не служат Богу, эти люди вполне неразумны и вполне несчастливы». Бог принёс в это мир свет разума. Мы так и молимся каждое вечернее Богослужение: «Христе, Свете Истинный, просвещай всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1, 9). Когда-то Он и нас просветил этим светом разума, чтобы мы поняли, что вся наша жизнь, счастье нашей жизни зависит только от одного – мы с Богом или с грехом? И если мы с Богом, тогда мы с Ним непобедимы.
Святитель митрополит Филарет Московский однажды задал людям вопрос: «Знаете, что надо, чтобы с нами был Бог? Надо, чтобы мы были с Богом. И если мы с Богом, с верой, с благочестивой жизнью по этой вере, потому что вера, без дел мертва. И христианами нас делает не крест на шее, не платок на голове, не длинная юбка и не борода на лице, христианами нас делает христианская жизнь». Господь так и сказал: «Имеющий заповеди Мои той есть любяй Мя. Имей заповеди Мои и соблюдающий их смерти не увидит во век» (Ин. 14, 21). Что может быть в жизни дороже безсмертия с Богом?
Нет ничего в жизни для светского сознания, для религиозного сознания более страшного, как мысль о смерти. Человек о чем угодно будет задумываться, всё что угодно будет в жизни принимать, только не её. Он не может смириться с этой мыслью и не может принять ни умом, ни сердцем, ни всем своим существом не может принять смерть. Почему? А потому, что смерть для человека абсолютно не естественна. Поэтому нет ничего страшнее для человека неверующего смерти. И наоборот, для мучеников, для верующего человека, смерть становится не катастрофой, а смерть становится рождением и переходом в вечность. Я подслушал одни разговор. Одна женщина подходит со слезами к священнику и говорит: «Батюшка, у меня огромное горе. Скончался муж». И батюшка ей говорит: «Не скончался, а родился для вечности». Совершенно противоположный взгляд на жизнь и на смерть. Смерть есть к жизни приближение к жизни той где смерти нет. И нам святые отцы говорят: «Вы будете вечными мертвецами до тех пор, пока будете бояться смерти, вы будете вечно живыми, даже тогда когда будете умирать, когда вы не будете боятся смерти».
Христос пришел в этот мир, где много плачут, чтобы мы не боялись смерти и чтобы мы ожидали того места, где никогда не плачут. Мало того, это место может быть сейчас и здесь среди нас, потому что Господь сказал: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это возможно, если человек живёт с всецелым осознанием, что все в руках Божьих. Волос с головы человеческой не падёт без воли Божьей. Мы дети Божьи, и Бог плохого ничего для нас не сделает, но Он всем полезное подаёт. И поэтому у святых на устах было только одно: «Слава Богу за всё. Что ни делает Бог, всё к лучшему. Дай мне только Господи мудрости, терпения и рассудительности понять, что это именно так». Потому что Богу не важно и не нужно наше с вами внешнее благополучие, Ему важна наша здоровая душа. Если человек обращается к Богу путём неблагополучия, путём каких-то потрясений, то для человека это гораздо ценнее, чем его внешнее благополучие. Потому что, как бы человек внешне благополучно не жил, если он при этом в своей жизни не нашел пути к Богу, не нашел Бога, всё это для него становится абсолютной пустотой и безсмыслецей.
И наоборот, если человек через страдания обрёл Бога, то это для него величайшая радость и счастье. Однажды друзья в переписке с Федором Михайловичем Достоевским говорили ему: «Собрат, мы жалеем, что ты бессмысленно провёл время на этой вшивой каторге». И тогда Достоевский отвечает своим собратьям по литературному цеху: «Как? Да я только на каторге себя и Бога понял! И я пришел к убеждению, что человеку, сколько ему в жизни надо счастья, столько ему надо и несчастья, потому что он и счастья то, своего не поймёт. Слава Богу, что я через несчастье пришел к счастью жизни с Богом!» Вот жизнь думающего, живого, верного сердца. Вот чего у Бога надо искать. Не здоровья, не благополучия в нашем внешнем понимании его, а искать прежде всего благополучия своей собственной души, которое будет зависит только от одного, мы в Боге или нет, мы в Евангельских заповедях или нет, мы в любви к своим собратьям, родным и близким или нет, потому что любовь, если она есть в сердце, она делает уже там райскую обитель, а если её там нет, то при всём внешнем благополучии, там будет ад. А Господь сам показал как надо жить в любви, Он заповедовал нам: «Как Я возлюбил вас так и вы любите друг друга» (Ин. 13:34). Как возлюбил? До самопожертвования. И поэтому всё в жизни начинается с мелочей, я сделаю за него или за неё это, я за него или за неё пойду туда-то, всё начинается с маленьких мелочей и тогда любовь или поселяется в сердце или наоборот уходит из него. Поэтому, как говорит апостол: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом истинным» (1Ин.3:18).
Есть одна книга об афганцах, она так и называется «Любите нас пока мы живы». И поэтому друг друга надо любить пока мы живы. А то на похоронах часто бывает так: «Какой хороший был человек». Надо спешить, спешить, спешить. Не любить тогда, как особенно есть в семейной жизни: «Я буду любить его тогда, когда он...» И перечисляют при каких обстоятельствах это будет возможно. Не надо загибать пальцы по отношению к другим людям, надо пальцы загибать по отношению к себе, потому что Арсений Великий однажды сказал: «Если человек не пойдёт путём самоукорения, он нигде и никогда не найдёт покоя». Так и в семейной жизни, так и в монашеской, так и с мирской жизни, когда у человека все виноваты, один он только прав, тогда это трагедия, потому что он не может изменить их. А когда виноват он, тогда он может себя изменить.
Две семьи, верующие, неверующие. В одной семье скандалы, в другой семье мир. Жена неверующая, где всё время скандалы, своего мужа посылает: «Перелезь к ним через забор и посмотри, почему они всё время в мире?» Он подсмотрел прячась за углом. Жена мыла пол, поставила ведро в дверном проходе. Идёт муж, сбил ведро и ведро перевернулось. Жена говорит: «Какая я нерасторопная и невнимательная, что поставила ведро на проходе. Прости меня, я виновата». А он говорит: «Это ты прости меня, я на тебя засмотрелся, а тут ведро под ногами. Это я виноват». И так разошлись. Он приходит грустный. Она спрашивает: «Ну как они живут?» И вот тогда он говорит: «У них все виноваты, а у нас все правы!»
Вот вам и простой ответ на все наши семейные неурядицы.
Господь пришел в этот мир, где много плачут. Своей жизнью и Своим Воскресением, Крестом и Воскресением Он осветил этот грешный мир, как мы сегодня читали в сегодняшней молитве, перед освящением Святых Верб. А вербы тоже свидетельство побед жизни над смертью. Стоит сухая ветка. По ней не разглядишь, она сухая или живая. И вот солнце засветило, чуть-чуть стало теплей, появились на какой-то ветке свидетельства жизни, а какая-то стоит сухая. Вот так и мы, когда мы будем с вами абсолютно сухими, без надежды воскресения, когда будем лежать в своём собственном гробу, придёт тот день и тот час, как сказал Господь в Евангелие: «Когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавшие оживут» (Ин. 5:25). И так же, как сухие ветки, казалось бы безнадёжно мёртвые, мы с вами оживём не только душой, но и нашим с вами телом. И поэтому Церковь и говорит: «И мы яко отроцы победы знамения носяще» - а победы знамения, это ветви процветшие и ветви ожившие – «Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» (тропарь праздника, глас 4).
Дай Бог, чтобы в нашей с вами жизни сначала наша душа услышала бы Божественный глас и призыв и всем сердцем и всей душою откликнулась бы на это зов, этот призыв: Лазари гряди вон из жизни греха, из жизни страстей, из этого житейского мусора. Лазаре гряди вон, не прикасайся, не сопрягайся с этим миром, выйди на Божий свет. И когда на свет выйдет душа, это будет свидетельство того, что и тело этого человека, некогда сподобится всеобщего воскресения. И мы в этот святой и праздничный день, яко отроцы победы знамения носящи ликуем о Воскресении нашего Господа, ликуем о надежде своего Воскресения, ликуем о надежде Воскресения всего грешного и падшего мира и молимся всем сердцем и душой, чтобы Господь просветил неверующий народ, наших родных и близких, живущих в заблуждении и во тьме греха. Чтобы их, когда нибудь, коснулся Свет истины. Чтобы их коснулась, когда нибудь, благодать Воскресения. Чтобы и их, казалось бы, мёртвые по жизни души, коснулась Божественная, все исцеляющая, все воскрешающая благодать Господня. Чтобы они некогда услышали блаженный глас нашего любимого Господа: «Лазари, гряди вон из этого смертного, тленного мира; иди туда, где уже нет болезней, ни плача, ни печали, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная». Аминь.
архимандрит Мелхиседек