Главное

Расписание богослужений

DSC 8636Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, в апостольском Послании к Филиппийцам мы слышали уже пасхальные нотки. Если мы во время Великого поста слышали покаянные молитвы, покаянные песнопения, обращающие нас внутрь себя, то сегодня мы уже услышали эту пасхальную нотку в послании апостола Павла: «Братия, радуйтеся всегда о Господе; и паки реку: радуйтеся» (Флп. 4, 4).
Мы можем спросить себя: а чему нам радоваться в нашей жизни? Много чему мы можем радоваться и должны радоваться в своей жизни: радоваться своему уму, что у нас есть хоть какой-то ум. Когда однажды отец Иоанн Кронштадтский служил молебен на открытие Дома умалишенных в Кронштадте, по окончании молебна к нему подошел больной человек и говорит: «Отец Иоанн, я хотел у Вас спросить, Вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый разум?». И тогда отец Иоанн задумался о том, что он настолько естественно воспринимал наличие здравого ума, что даже никогда не возносил за него благодарственной молитвы. Он поклонился этому больному человеку до земли и поблагодарил его, страдающего недостатком ума, а с другой стороны, исполненного такой глубочайшей мудрости.

Поэтому и в нашей жизни мы должны радоваться тому, что мы сейчас стоим здесь на «своих двоих», что нам дана вера, нам дано знание о будущем, знание о вечной жизни, знание о Христе, элементарное знание о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «добро» и что такое «зло». Сейчас многие люди живут просто «растительной» жизнью. Поели, попили, поспали, пошли на работу, посмотрели телевизор — и так проходит вся жизнь: без смысла, без содержания, без цели, без радости. Стоит произойти малейшему колебанию в жизни: уменьшилась зарплата, повысилось давление, кто-то сказал грубое слово, начальник на работе понизил в должности — все, целая трагедия! А если годы человека приближаются к старости, жизнь клонится к закату, время — к зиме, тогда такой человек вообще исполняется отчаянием, потому что понимает, что молодость прошла, надежды не исполнились, впереди безвестность, впереди только «два метра». Где его фундамент, в чем основание его жизни, чему такому человеку радоваться?

А апостол Павел писал: «Ныне радуюсь в страданиях моих» (Кол. 1, 24). Но как можно радоваться в страданиях?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), жизнеописание которого сейчас вышло, пять лет отсидел в лагере. И он пишет, что никогда так не молился, когда каждый день был на грани жизни и смерти. С одной стороны — тяжелейшие обстоятельства жизни, а с другой стороны — яснее и ближе становится небо. И тогда не понятно, что же дороже — теплый угол или жизнь с Богом? Теплый угол есть у всех, а жизнь с Богом есть не у всех. Люди могут и сто лет прожить, не встретив Бога. А Богу дороже, чтобы мы были с Ним, поэтому Он ставит нас в такие обстоятельства, чтобы мы в этих обстоятельствах хоть иногда смотрели на небо. Один мудрый человек сказал: «Бог иногда по временам нас укладывает на лопатки, чтобы нам было время посмотреть на небо». Без этого жизнь будет бессмысленной, потому что у нас есть душа. И больше смысла в том, чтобы мы жили духом, а не телом, потому что «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8).

И преподобный Николай Сербский говорит: «Бог хочет, чтобы Его дети не только разговаривали между собой, но чтобы они почаще разговаривали с Ним». Вот эти трудные обстоятельства иногда и подвигают людей к разговору с Богом. Но надо бы, чтобы и благодарное сердце подвигало человека на разговор с Богом. Именно благодарное сердце. И от этого будет приумножаться в жизни радость. И духовная жизнь, молитва, Евангелие, богослужение, добрые дела, жизнь по заповедям могут дать человеку такую радость, которую ни за какие деньги не купишь,— радость в Духе, радость в Боге. Почему и говорит апостол Павел: «Радуйтесь всегда в Господе» (Флп. 4, 4).

Радость мирская и радость духовная — они разные. Человек купил новую кофту или юбку — радуется, ботинки новые купил с костюмом — радуется. Сколько радуется? Одну неделю. Человеку повысили зарплату — радуется. Сколько? Месяц, а потом опять мало. И так до бесконечности человеку всегда будет всего мало, если эта радость будет не о Господе. А о Господе совсем другое — умножается, умножается и умножается в человеке радость. А для этого надо потрудиться, для этого надо что-то сделать: «Лежа на печи, не съешь калачи».

«Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (Флп. 4, 5). Какая кротость? Тишина, долготерпение, внимательность, доброта, немщение за обиды, за грубое слово, потому что зло не исправишь злом и не изменишь. А без кротости жить невозможно. Господь так и говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Потому что «тяф» на «тяф» вызывает только еще большее зло среди нашей обстановки, среди нашей семьи.

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4, 6). Мы можем и должны пребывать в памяти Божией. Для этого есть очень короткая и для всех доступная молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!». И вот в эти слова «помилуй мя» человек может вкладывать разный смысл, додумывая умом: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня в вечности, помилуй меня в сегодняшний день, помоги мне быть настоящим христианином!». «Помилуй меня» — значит, помоги моим родным и близким прийти к вере. «Помилуй меня» — значит, помоги с терпением перенести мою болезнь, болезнь родных и близких, усовершенствуй их недостатки, направь их на путь истинный. «Помилуй мя», «помоги мне, Господи», то есть простые наши нужды мы можем говорить в уши Божии. Но всегда заканчивать словами: «Не моя, Господи, но Твоя воля да будет, благая и совершенная».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) после беседы с паломниками часто раздавал им маленькие листочки с краткими молитвами — кому о покаянии, кому о терпении, кому о любви. И большей частью, к этим листочкам прилагалась и такая молитва: «Господи, Ты вся веси, и любовь Твоя совершенна. Возьми эту душу в Твои руки и сделай с ней, что я жажду, но не могу». Кроткая молитва святителя Филарета, митрополита Московского.

Вот и так, когда мы будем открывать с благодарением свои желания перед Богом, свои пожелания именно в Духе, они, безусловно, будут исполняться.

«И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4, 7). Если наши помышления и мысли будут во Христе Иисусе, тогда мир Божий будет в душе. А когда в голове помойка, тогда какой мир будет в душе? Когда мы помышляем не о Боге, не о своем несовершенстве, не о вечности, не о добрых делах, а только «купи, продай, посади, приобрети» в голове. Какой там мир?

Александр Сергеевич Пушкин сказал и показал, какой это будет мир: сначала корыто новое, потом дом, потом дворянство, потом «рыбка золотая, мне служи!». И осталась старуха у разбитого корыта, потому что только на внешних вещах хотела успокоить свою жизнь. А такого не будет никогда. Это как морковка, привязанная у осла перед его мордой. Он бежит за морковкой, но никогда ее не съест.
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4, 8). Вот нам образ размышления в нашей жизни, чтобы был мир в душе и радость! Если об этом будут наши мысли, то и радость в духе всегда будет.

«Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,— и Бог мира будет с вами» (Флп. 4, 9). Мы все время слышим об этом, все время Церковь к этому призывает. Не один раз во время богослужения мы слышим: «Мир вам», «Мир всем», «С миром изыдем». А недружелюбное, злопамятное, злое сердце само страдает от самого себя. Зло страдает от зла, потому что оно зло. А если мы будем иметь эти помышления, призывать мир Божий в наше сердце и что-то делать со своей стороны — где-то промолчать, что-то не сказать, в чем-то уступить, первым произнести это волшебное слово «Прости!». Однажды отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Сейчас в мире два слова, которые неподъемны, как стопудовые гири — "простите" и "благословите"». Авва Дорофей сказал, что словом «прости» разрушаются все козни вражии.

Поэтому понудим свою гордыню, свой эгоизм и самолюбие к тому, чтобы действительно сделать все возможное с нашей стороны и стремиться к взаимному миру. И когда не хватает ни терпения, ни мудрости, ни духовных сил, пусть каждый из нас просит об этом у Бога, Который дает, по слову апостола Иакова, «всем просто и без упрека... Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1, 5–6). А мы будем просить с верой, с любовью, с надеждой, чтобы мы были хоть чуточку похожи на Бога мира, Которым является наш Господь, наш Иисус Христос. И тогда мир Божий, соблюдающий сердца наши, доведет нас до ликующего Царства Божия, где нет уже никаких претензий, вражды, никакого непонимания между людьми, но только мир и радость духа. И этой радости да сподобит нас Милосердный Господь в этот великий праздник Входа Господня в Иерусалим, чтобы и мы вошли в тот сокровенный Иерусалим, который должен быть в душе каждого из нас. Потому что он не где-то там — Дивеево, Оптина, Иерусалим... Если в душе будет мир, то в душе будет и рай. Если в душе будет злопамятность, то понятно, что там будет.

Дай Бог, чтобы этот Иерусалим был в душе у каждого из нас. Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция