Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, мы с вами готовимся быть участниками великой трапезы Господней. Сегодня в Великий Четверг Господь 2000 лет назад установил это величайшее таинство, таинство непостижимое, таинство пренебесное, таинство невместимое никакому человеческому уму. Как происходит так, что во время молитвы обыкновенный хлеб и обыкновенное вино становятся истинным Телом и истинной Кровью Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа? Все это совершает Божественная Благодать наитием Святага Духа. И в этот день, день Великого Четверга уместно будет вспомнить слова самого Господа, что Он говорит о Своем Теле о Своей Крови. Потому что это Евангелие никогда не читается в богослужебное время. Это 6 глава от Иоанна. После того как Господь умножил хлебы и народ, и ученики ели и насытились, Он предлагает им и раскрывает тайну возвышеннейшего учения о причастии Тела и Крови Его.
«Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! Когда Ты сюда пришел?
Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
Иисус же сказа им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в меня не будет жаждать никогда.
Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?
Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
Я есмь хлеб жизни.
Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядуший его не умрет.
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь превывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?
Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6:23-63).
Вот такая истина в учении нашего Господа о Теле и Крови Его.
Кто-то из святых сказал: «Тело и Кровь нашего Господа – это эликсир бессмертия». Люди жаждут продолжения своей жизни и хотят жить как можно дольше лет на этом белом свете, но Господь показал сущность продолжения жизни: Плоть не пользует не мало, а дух животворит. (Ин. 6: 63) Ядущий мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6: 53,54) смерти не увидит во век. Вот почему для нас так дорого Святое Причастие Тела и Крови нашего Господа.
Святитель епископ Игнатий Брянчанинов говорил: «В Крови Спасителя Душа Его. И причащаясь Его Тела и Крови Его Душа соприкасается с нашей душой. Вот почему почти всякий раз мы чувствуем благодатное воздействие на нашу душу. Когда хоть на мгновение, на несколько минут у кого-то будет, у кого-то на целые часы и дни,- говорит он – чувствуется умиротворение духа, доброта сердечная, хочется всех любить и всем всё простить. Потому что Душа Христова через причастие Его Тела и Крови соприкоснулась с нашей душой». Потому что она существенно входит в наше тело, в нашу жизнь, в нашу волю. Когда мы читаем благодарственные молитвы, мы читаем такие слова: «Пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений». Войди во вся составы моя, во утробу, в сердце. И однажды Симеон Новый Богослов после Святого Причастия, читая благодарственные молитвы, вдруг в духовном восторге воскликнул: «Неужели эти руки – Руки Господа? Неужели это тело - Тело Господа? Неужели это сердце, в моем теле – Сердце Господа?» Т. е. вот так он воспринял святое Причастие, веруя и понимая умом и сердцем только что слышанные вами слова: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин.6:56). Непостижимо для человеческого ума. Но именно ради этого величайшего таинства и было Боговоплощение, и было преподание не всегда всем верным, чтобы вместо Его невидимого присутствия в этом мире видимо и ощутимо было всегда соприкосновение с непостижимым, невместимым, необъятным Богом. В каждой малой частице, как говорит учение нашей святой церкви, заключен весь Христос. В каждой малой капле Крови, в каждой малой частице Тела заключен весь Христос всецело. Это тоже для нас непостижимо.
Однажды Дмитрию Ростовскому задали этот вопрос: «Как это может быть? Один Христос, но во всякой частице?» И тогда он говорит: «Разбей зеркало, и в каждом маленьком осколке, если ты приглядишься, будет всецело твое лицо. Как в большом зеркале, так и в малом осколке. Так Бог творит непостижимые чудеса, чтобы мы жили, чтобы мы освящались». Как сказал однажды отец Иоанн Кронштадский: «Иереи Божьи, освящайтесь, освящайте народ Божий этим великим таинством святого Причащения Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И преподобный Серафим Саровский об этом великом таинстве говорил: «Надо причащаться как можно чаще, исповедуя свои грехи; кайся в своих грехах, стараясь исправлять свою жизнь на лучшую. И если бы даже человек был черен от макушки до пят, постепенно причащаясь Телом и Кровью Господней его жизнь будет убеляться, преображаться, возвышаться и так, в конце концов, в покаянии, любви и причастии спасется всякий человек».
В преддверии Рождества Христова есть особый тропарь, который повествует нам следующее: «В Тебе Пресвятая Дева родился Богомладенец Христос и как древо жизни некогда было насаждено в Раю так из чрева Твоего происходит древо жизни питающая нас в жизнь вечную - Христос». Из этих богослужебных текстов видно, что Он стал Древом Жизни. А плоды этого Древа Жизни мы вкушаем - Его Тело и Его Крови, Которые становятся для нас плодами бессмертия. Как было заповедано Адаму: «Ешь от этого дерева и будешь бессмертен имея в себе жизнь». Так и сегодня Господь нам говорил: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную» (Ин.6:54). И придавая огромное значение этому таинству, понимаешь, что всё в этом мире существует ради одного - чтобы существовала Церковь Христова Небесная, Неземная. Чтобы в церкви совершалось наиглавнейшее богослужение и весь богослужебный круг, и все молитвы, и все песнопения, и все последования они только ради одного – только ради совершения Божественной Литургии, ради того, чтобы верные приобщались Древа Жизни, ради того, чтобы эта бескровная жертва освящала наш грешный мир. Потому что мы приносим эту бескровную жертву. И вы сегодня будете слышать эти слова о мире всего мира, о благостоянии святых Божьих Церквей, о патриархе, пророцех, праведниках, бессребренницах, воздерженицах, о всяком дусе праведном в вере скончавшихся, изрядно, то есть тем более Пресвятой Пречистой Владычицы нашей Богородице и Приснодеве Марии. О мире всего мира служится эта Божественная Литургия, умилостивительная жертва Христова за этот мир. И святые говорят: «Мир и Божественная Литургия будет совершаться до второго пришествия Господня, непрерывно, непрестанно и повсюду, освящающая род христианский». И давая огромное значение этому таинству, однажды Иоанн Кронштадский сказал, что небо дождит, солнце сияет, земля произрощает пшеницу и виноград, и прочие плоды только ради одного и в основном ради одного, чтобы из них и благодаря им на этих веществах совершилось Таинство непостижимое – причащение верных Тела и Крови Господа. Иоанн Кронштадский называет Божественную Литургию Осью Мира.
Мы слышали с вами, когда были маленькими, что есть такая мысленная ось нашей планеты Земля. Она крутится вокруг своей оси и вокруг Солнца. Вот он говорит, что Божественная Литургия - это Ось мира, потому что это главное событие в жизни верующего христианина., И мы знаем, что отец Иоанн Кронштадский, если не был чрезвычайно болен, то служил Божественную Литургию каждый день. «Всякий день, который я не служил Божественную Литургию, - пишет он в своих дневниках – и не причащался Тела и Крови моего Господа, я считал потерянным в моей жизни». Так и всякий верный должен ревновать о частом Причащении Тела и Крови Господня, потому что это Хлеб Жизни сшедший с небес.
И мы будем Причащаться милостью Божьей сегодня, на Пасху, может быть некоторые и в светлую седмицу, потому что вся светлая седмица - это как один продолжающийся воскресный праздничный день. Всякий христианин должен об этом ревновать. У каждого своя мера, но он должен ощущать себя чего-то лишенным, чего-то ему не хватает по жизни, если мы долго не бываем возле Святой Чаши. И поэтому милость Божия, что мы сегодня собрались в этот великий день, именно в такой же четверг, на такой же Тайной Вечери, на которой причащались в первый раз апостолы нашего мира. И святые отцы говорят, что точно такая же Чаша, точно такой же Хлеб, точно такое же Тело и Кровь были и тогда в момент первого Святого Причастия. Такие же всякий раз бывают на Престоле и бывают принимаемые верными, когда совершается Божественная Литургия.
Возблагодарим Господа, что Господь еще один год дал нам в своей великой и непостижимой благости милосердия, что еще один Пост в молитве, покаянии, доброделании старались провести мы. Будем благодарить за то, что Он еще и еще раз дает нам Самого Себя ради одного, чтобы мы были в Нем, а Он был в нас. Да совершится это над всеми нами в сегодняшний день Святого Причастия. Как мы говорим, что «ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедую Тя помяни мя, Господи, во Царствие Своем». Аминь.
архимандрит Мелхиседек