Главное

Расписание богослужений

DSC 3529Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе! Воистину воскресе!
Христос воскресе! Воистину воскресе!
Христос воскресе! Воистину воскресе!

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго Благословенного отцев Бога и препрославленного». Такими словами святая матерь наша Церковь в эти святые пасхальные дни выделяет смысл христианской жизни, его содержание, фундамент, стержень, основание, опору, жизнь будущего века и победу Христа над смертью. Сам Он сказал некогда: «всякий, верующий в Меня, смерти не увидит во век. Всякий верующий в Меня, если и умрет, оживет. Я живу и вы живы будете».

Апостол Павел нам говорит: «первенец Христов, потом Христовы, ибо у Него все живы». Христос пришел даровать лучшую жизнь, о которой Он сказал: Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком. А жить с избытком, значит иметь жизнь верующего человека, пронизанного любовью Божественной и любовью человека-Бога. Потому что жизнь без веры – это не жизнь, а существование. Кто-то из мудрых людей сказал: «Если ты потерял деньги, это не беда; если ты потерял здоровье, это пол беды, если ты потерял веру, это настоящая беда. А если бы мы ничего не имели кроме Бога, мы бы с Богом уже имели все».

Святитель Григорий Богослов однажды сказал: «Раньше до Христа не было ничего немощнее нас и сильнее смерти. После Христа нет ничего сильнее нас и немощнее смерти». «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». А какое это будет вечное житие? Апостол Павел нам немного приоткрывает: « ...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Я не знаю, говорит он, что я буду там в вечности, знаю только, что буду подобно Ему, потому что увижу Его, как Он есть». И дальше апостол Павел восклицает: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное мое тело преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. Там больше не будет ни болезней, ни плача, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная».

И об этой радости, какая там ожидает верных, в Оптиной Пустыни есть такое повествование. Однажды одному из скинян в некотором духовном видении была открыта жизнь будущего века, потому что Бог открывается не пытливому уму, а смиренному сердцем. И за смирение Господь открыл ему жизнь будущего века. Когда он был в обычном своем состоянии, братья спросили: «Отче, ну каково там, какая там жизнь?» И он говорит: «Вы знаете, братья, не могу пересказать. Ничего такого не запомнил, а то, что запомнил, выразить не могу. Хотя одно я запомнил все же: там всегда поют «Христос воскресе». Ликование, радость духовный восторг от того, что человек сподобился уже истиной жизни с Богом, и сам стал живым. И этой жизни сподобился не иначе, как через духовный подвиг, через веру и через жизнь по вере, потому что многие в жизни ищут славы и славы Христа, но не многие готовы разделять скорбь, труды и поношение и страдания Христа. Но мы в наших песнопениях пасхальных слышим такие слова: «Вчера спогребохся Тебе, Христе. Совосстаю днесь, воскресшу Тебе, сораспинався Тебе вчера. Сам мя прославил, Спасе, во Царствии Твоем».

Чтобы быть совоскрешенным и спрославимым, надо спогребстись и сораспяться со Христом. У каждого будет своя Голгофа и у каждого будет свое воскресение. Но Господь сказал: Придет тот день и придет тот час, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышав, оживут одни, творившие добро, для воскрешения жизни, а творившие зло, для воскрешения осуждения. И мы верим, что братья наши: убиенные иеромонах Василий, инок Ферапонт, инок Трофим сораспялись, споргеблись, а через это спрославятся и воскреснут со Христом.

Святитель Григорий о мучениках сказал: смерть мучеников не есть смерть, а начало новой жизни гораздо лучшей есть преставление от худшей к лучшей, от земного к небесному, от временного к вечному, от тленного к нетленному. Многие задают вопрос, и задавали многие братьям нашим: ну почему так рано? Одному нет и 30-ти, другому нет 40-ка, другому чуть-чуть больше 40-ка. Казалось бы, все еще впереди, ну почему так рано? Но паремии на день памяти мучеников нам приоткрывают эту тайну. Там есть такие слова: «Возлюблен бысть, благоугоден Господеви бысть, живый просреди грешник преставился, чтобы злоба не изменила разума его, и чтобы лесть не прельстила душу его. Прожив мало, исполнил лета долго. Угодно была бы Господеви душа его. А люди видели и не разумели, что благодать и истина в преподобных Его и посещение во избранных Его».

Они стали избранными пред Богом, когда пшеница уже созрела к жатве, о которой Гос-подь сказал: зерно, если падше не умрет, то останется одно. Аи если умрет, то принесет много плода. И мы видим этот плод, плод веры, плод молитвенного упования на помощь и заступление и молитва наших братьев, когда тысячи за 19 лет, прошедших со дня их мученической блаженной кончины, сотни тысяч людей уже прибегали и будут прибегать за их молитвенной помощью, за их благодатные молитвы. А то, что их мученический путь начался не с момента убиения, а тогда когда они решились стать на путь монашеской жизни. Потому что монашеская жизнь это и есть соумирание, сораспятие вместе со Христом. Это воины Христовы, о которых есть конкретное свидетельство человека, от рук которых они от худшего перешли к лучшему. Я сам своими глазами видел запись на видеокассете его допроса. «Зачем ты хотел сделать это?» спрашивают у Аверина. «Монахи враги сатаны. Я хотел до него достать через них». Что ты хотел делать? во время Крестного хода, когда бы они пошли в скит, у меня была заряжена двустволка картечью, и я бы стал стрелять» «Почему ты этого не сделал?» А мне нужны были только одни монахи. Они враги сатаны. Там очень много было мирян». «Если бы ты выстрелил в них, что бы ты стал делать дальше?» «Дальше? У меня хватило бы времени отбежать, зарядить двустволку и убить себя. А чем я лучше их? А вы знаете, они хорошие ребята, и они сейчас в раю. И это также очевидно, как мы беседуем с вами».

Апостол Павел в деяниях апостольских запретил бесам говорить, что они рабы Бога Всевышнего, чтобы истина возвещалась не через них, не через бесноватых, а чтобы она возвещалась через праведных апостолов. Но и даже бесы веруют, но не спасаются.

Ему тоже нечто было приоткрыто: «они сейчас в раю, и это также очевидно, как мы беседуем с вами». Вот будем надеяться на эту милость Божию, что братья наши перешли от худшего к лучшему, от временного к вечному. Поэтому имея такую надежду и такое упование, мы здесь в этом храме многократно провозглашаем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Это надежда, это упование, это корень и основа нашей с вами надежды, ибо апостол Павел так и сказал: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна, тщетно и упование наше». А Христос воскрес, первенец из умерших. А если первенец из умерших, значит первый проложил путь на небо. Сначала Христов, а потом Христовы.

Дай Бог, чтобы пример их жизни, дай Бог, чтобы пример их всегдашнего соумирания и сораспятия со Христом послужил всем нам путеводной звездой на нашем монашеском и нашем православном христианском пути. Молимся о том, чтобы Господь сподобил их Царства Небесного, где уже нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная. Будем молиться о том, чтобы и мы с вами некогда пришедше в ту жизнь вечную сподбиться услышать блаженный глас Владыки Христа: «Благий рабе и верный, в малом был еси верен, над многими тя поставлю. Вниде в радость Господа Бога твоего. Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция