Главное

Расписание богослужений

iscel rasslablВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодняшнее Евангелие после светлых и пасхальных дней, вдруг, неожиданно, в третью неделю после Пасхи, переносит нас в знойный Иерусалим, к месту страдания и скорби, в котором, как говорится в Евангелии, собиралось множество болящих, слепых, сухих и хромых, чающих движение воды к купели, которая называлась домом милосердия.

Приходит Христос и видит расслабленного человека, который 38 лет был расслаблен параличом. А чудо этого место состояло в том, что один раз в год Ангел Господень являлся в это место, и невидимое присутствие Ангела Божия означалось тем, что вода приходила в возмущение, то есть явственно для всех колебалась, приходила в движение. И, как говорит Писание, первый человек, который входил в эту воду, получал исцеление, каким бы недугом одержим не был. Христос, видя страдание этого человека, подходит и задает ему вопрос, абсолютно для нас, если мы будем внимательны, нелогичный, непонятный, и даже непонятно, в чем был сам вопрос. Подходит к больному человеку и говорит: «Хочешь ли быть цел? - на славянском языке, и на русском, - Хочешь ли быть здрав?» И он отвечает: «Да, Господи! Но не имею человека».

Зачем надо было задавать такой вопрос? Разве не понятно, что человек хочет быть цел и хочет быть здрав? Так и мы в церкви, на исповеди, задаем такой вопрос: «А хочешь ли быть цел? Хочешь ли быть здрав?» – «Да, хочу». – «Но все в твоих грехах. Все в твоих руках, и все в твоих руках». Ты приходишь из недели в неделю, из месяца в месяц, каешься в своем куреве, пиве, вине, компьютере, двух или трех женах, а через это у тебя проблемы. «Батюшка, у меня одни проблемы!» Ну а как же у тебя не будет проблем, если ты едешь на красный свет, ты едешь по встречной полосе и говоришь: «Надо же, ко мне все пристают, одни только неприятности, одни только приключения и искушения». Как однажды, один приходит к своим друзьям и говорит: «Представляете, ко мне милиция пристала и говорит: «Да как же ты так: по встречной полосе, на красный свет, задом и пьяный?» Чего они ко мне пристали?» Конечно, у тебя будут проблемы, и ты искренне ответь на этот вопрос: «Хочешь ли быть цел?» И через это здрав, потому что церковно-славянское слово «цел» гораздо объемнее, гораздо глубже просто слова «здрав».

От чего мы не имеем здравости? От того, что не имеем цельности. Потому что два человека в одном живут. Апостол Павел еще сказал: «Я вижу в теле моем и в уме моем закон, противоборствующий закону ума моего. Духом хочу творить добро, а телом совершаю зло. Бедный я человек. Кто избавит меня от этого греховного тела смерти?» Разве это не раздвоенность, когда человек понимает, что это вредно, и это делает, понимает, что это грех, это проблема, и не может с этим расстаться? Даже исповедь – это только формальность, только видимость, только припудривание и замазывание проблемы. И об этой глубине человеческой нечестности перед самим собой и перед Богом в покаянии и изменении своей жизни. Что человек просит, а на самом деле он не хочет быть целым, он не хочет быть здравым, он не хочет расстаться со сладким грехом, даже каясь на исповеди, в глубине души, он этого не желает. Как однажды о себе в исповеди блаженный Августин сказал: «Господи, избавь меня от постыдных связей! Господи, избавь меня от этого плотского греха нечистой жизни!» Вот такой был крик души однажды в храме блаженного Августина. А потом добавляет: «Только не сейчас – сладок грех». И понимает человек, и говорит, добавляет, если не языком, то многие мозгами и мыслями добавляют: «Только не сейчас». И Христос у него спросил: «На самом ли ты деле хочешь быть цел?» (то есть избавиться от какого-то смертного греха). Как однажды Христос блуднице сказал: «Иди, впредь не согрешай».

И Господь, когда расслабленный проявил решимость на самом деле быть здравым и цельным, исцеляет его. Но и в нашей жизни, если мы немножко глубже посмотрим на нашу внутреннюю жизнь, когда Бог тоже когда-нибудь спрашивает у нас: «А ты хочешь ли быть целым? Хочешь ли быть здравым?» И эта здравость, и эта цельность вызовет у тебя ответственность перед жизнью.

Ты готов ли выйти из состояния постоянно страдающего человека и через это принимающего внимание? Ты хочешь выйти из состояния няньчиния с тобой и стать для кого-то нянькой? Ты хочешь ли выйти из этого ребяческого состояния, чтобы тебя гладили по головке до 50 лет мамка или близкие люди? А ты сам готов встать в такое состояние, что ты должен будешь гладить кого-то по головке и кому-то помогать, а, не ожидая, что «я в таком вот состоянии, пусть мне все помогают». Немногие на это решатся, потому что почему-то все ищут в своей жизни, чтобы все крутилось вокруг них. Мало кто ищет, кому бы послужить. Как недавний праздник жен-мироносиц: они искали послужить. И Христос говорит: «Я пришел не для того, чтобы мне служили, но для того, чтобы послужить». Ушел и уходит из нашей жизни этот принцип служения, через это уходит из жизни радость, потому что, если ты ищешь, чтобы тебе кто-нибудь и как-нибудь послужил, и в этом думаешь найти радость, прелесть жизни, успокоение, счастливую комфортную обстановку, то этого никогда не будет. Александр Сергеевич Пушкин нам показал принцип человеческой жадности и принцип человеческой неустроенности и эгоизма: корыто, изба, дворец, власть, золотая рыбка, мне служи. И остался у разбитого корыта. Философ Иван Ильин однажды сказал: «Счастью, когда им обладает человек, свойственно других делать счастливыми. Оно счастливо от того, что дарит счастье другим, и в счастье других видит отображение собственного счастья. Когда человек встанет на этот путь, ища, кому бы послужить, и чем бы послужить, и как бы послужить. Пусть это проблемно, это тяжело, это трата, как нам кажется, времени, сил и здоровья, но Бог способен такое дать состояние человеку радости и удовлетворения жизни, что никакие внешние комфортные обстоятельства, когда мы убегаем от служения, и чего только не придумаем, чтобы не послужить и отвинтиться от своих обязанностей.

Как сейчас ходит русская поговорка: что только человек не сделает по работе или по послушанию, лишь бы только ничего не делать. Вот так и в духовной жизни: не хотим послужить ни Богу, ни церкви, ни ближним, ни дальним, но хотим, чтобы была радость, отголосок счастливой жизни, благодать Божия в сердце. Оказывается, надо очень хотеть быть цельным и здравым. А здравым для чего? Чтобы послужить.

И как одни приходит и говорят: «Батюшка, а у нас проблема». – «А какая проблема?» - «А у нас сейчас обнаружилось, узнали – третий ребенок, ждем». Я им говорю: «Не дай Бог что-нибудь с этим делать, Бог дал роток, Бог даст и в роток». Не хотите работать на детей – будете работать на аптеку. Не хочешь ухаживать за мамой, за бабушкой, за дедушкой – будут ухаживать за тобой. Как? Так же, как ты ухаживаешь – через пень-колоду. Поэтому лучше у Бога просить сил, таланта, мужества и терпения послужить, чтобы не получилось, что мы сами будем в этом нуждаться, а поскольку мы эгоисты, ничего доброго не посеяли, ничего доброго и не пожнем.

Разве мы можем сказать вместе со святым, который говорил: «Господи, делай со мной то, что я делал с моим ближним: делился, прощал, помогал, милосердствовал, любил, смирялся, терпел»? Наберем мы этот набор в нашей жизни, которая за нашими плечами? Оказывается, надо еще захотеть быть честным, и быть таковыми честными перед собой и перед Богом, грех оставить немедленно. Однажды на исповеди кто-то поделился, одна женщина сказала: «25 лет курила по пачке сигарет». – «А как бросила?» И говорит: «А вот так, Евангелие прочитала и поняла, мерзость перед Богом. Всякий творящий грех – есть раб греха, а я хочу быть рабой Божьей». – « Ну и как у тебя это получилось?» Говорит: «Все нормально, неделю уши поопухали, а потом все прошло». То есть даже физиология боролась. А другие говорят: «Так, я вот сейчас по пачке, а потом полпачки, а потом по пять, а потом одну в день, а потом – бац, и опять по пачке. А почему? Потому что это игра. «Хочешь ли быть цел? Хочешь ли быть здрав?» - «Да, только не сейчас». И вот это – плен дьявольский.

Что еще примечательно в сегодняшнем Евангелии: возьми одр твой и ходи. И говорит писание: «Христос нашел его в церкви». Ни в фитнесе, ни на бирже, ни на стадионе, ни на чемпионате мира по хоккею или футболу.... Ну, тогда хоккея не было, еще чего-нибудь. Тогда стадионы тоже были, и амфитеатры были. Христос нашел его в храме. А что он там делал? Бога благодарил день и ночь. Тридцать восемь лет быть парализованным. Вот мы сейчас на своих двоих, слышим, видим и чувствуем. Знаете, что надо, чтобы полюбить Бога, Церковь, и стать благодарными людьми? Надо на немножко это потерять. Но лучше этого не терять, лучше себе представить, что то, что мы имеем - это очень много. А тот, кто себе не представляет, походите в дом престарелых, в который мы ходим каждую неделю по четвергам. Вы оттуда выйдете счастливыми людьми. Пришли туда школьники на Пасху, одиннадцатиклассники. Я видел, они зашли одними, такие все, как сейчас говорят, понтовые, а вышли с какими-то просветленными, серьезными лицами. Бог накрыл их благодатью. Они шоколадку давали и с праздником поздравляли, и, может быть, даже в глаза не смотрели. Почему? А потому что надо сочувствие иметь, а у нас бесчувствие. Мы даже посочувствовать не умеем толком. Но вот за это формальное какое-то доброе дело они учительнице своей потом сказали: «Как мы вам благодарны, что вы нас сюда привели!» - «Почему?» - «Мы сравнили, какая может быть жизнь.». В дом престарелых сходите, посмотрите, что с вами будет, может быть нескоро, но когда-нибудь.

То, что мы сейчас имеем, мы за это Бога должны благодарить до бесконечности. Расслабленный был в храме, как говорит нам сегодняшнее Евангелие, и Бог обращается к нему и говорит: «Иди, и впредь не греши, да не горше (то есть да не хуже) что-нибудь с тобой будет!» Показал прямую связь между болезнью и грехом. И поэтому в сегодняшний день мы сами должны сравнить свою жизнь с этим повествованием. Потому что в духовном плане, если у нас нет физической болезни какой-то конкретной, но душевная болезнь у всех, расслабление духовное у всех. Приходит Христос и говорит: «А ты хочешь ли быть цел?» Если честно говорим: «Да!» - «То делай, как Я говорю, как учит церковь, как учат Святые Отцы, поступай так». – «Нет, – говорит внутри себя человек. – Это очень тяжело. Можно я как-нибудь вот так, среднехристианский, среднестатистический, среднеправославный, как-нибудь уж без больших подвигов, понуждений, но, глядишь, как-нибудь в обозе, но доплетемся до Царства Небесного». Дай Бог, чтобы это расслабление из нашей жизни ушло, дай Бог, чтобы какая-то жизненная энергия от Бога была послана нам не за труды, не за молитвы, не за добрые дела – по бесконечному милосердию Божьему. Чтобы мы когда-нибудь поняли красоту и радость служения, чтобы мы из этого состояния расслабленности, когда мы ищем помощи, сочувствия, внимания, терпения от других людей, чтобы мы эту иллюзию раз и навсегда оставили. Этого не было, нет, и не будет. Каждое внимание к нам сейчас в нашей современной жизни двадцать первого века должно восприниматься как чудо, и за это надо благодарить. За малюсенькое внимание надо благодарить бесконечно и людей, и Бога. «Ибо благодарность, - сказал один и Святых Отцов, – это протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями».

От всей души желаю всем вам, чтобы вы были целыми, через это были здравыми, через это были благодарными Богу, и тогда мы будем с Богом, а Бог будет с нами. Аминь.

архимандрит Мелхиседек.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция