Главное

Расписание богослужений

first-ecumenical-council-of-nicaea-500Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Православие – это бесценный дар, великое сокровище, данное Богом человеку. Православная вера есть та самая небесная истина, которую Сын Божий, Превечное Слово Божие, принес на землю. «Я на то родился, – говорит Он в Евангелии, – и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине». Христос пришел в мир, чтобы открыть нам истину, истинное учение о Боге, о мире, о человеке, о Царствии Божием и о спасении. И без знания принесенной Христом истины невозможно нам спастись. Эту истину ближайшие ученики, Его апостолы, по слову святого Иринея Лионского, положили в Церковь, как в некую сокровищницу, где она хранится, и откуда каждый может почерпать ее во спасение.

Потому и называет апостол Павел Церковь «столпом и утверждением истины», ибо истина Христова хранится только в Церкви и будет храниться там до скончания века. В Евангелии Господь говорит: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Из этого видно, что с одной стороны врата ада не одолеют Церковь, но с другой стороны они будут воевать против нее, вести непрерывную брань. И если мы посмотрим на историю Церкви Христовой, то увидим, что так оно и было. От самой колыбели Церкви и до нынешнего времени дьявол ведет против нее непрекращающуюся войну, применяя самые изощренные тактики, самые разнообразные виды оружия.

Первые три века христианской истории дьявол пытался уничтожить Церковь чисто физически, попросту стереть ее с лица земли, воздвигая против нее коварные гонения. Когда же это не удалось, враг кардинально изменил тактику. Если раньше он воевал снаружи, то теперь стал вести брань изнутри, посевая в Церкви различные ереси и лжеучения. Дьявол знал, что без цельной и неповрежденной истины нельзя спастись, и потому все усилия стал прилагать к тому, чтобы истину Христову извратить. Так в истории Церкви началась новая эпоха – эпоха Вселенских Соборов и борьбы с ересями.

Что такое ересь? Ересь это искажение Богооткровенного учения, повреждение небесной истины о Боге, о мире, о человеке, принесенной на землю Христом. Часто такое повреждение было весьма тонким, почти незаметным. И это не удивительно. Ведь дьявол большой мастер изощренных подделок и обмана. Его деятельность можно сравнить с работой фальшивомонетчика, изготовляющего поддельные купюры. Если какой-нибудь человек не заметит подделки и станет эти купюры копить на что-нибудь важное, например, на покупку дома, то когда придет время заключения сделки, он не может ничего приобрести и окажется банкротом, потому что при покупке подделка непременно обнаружится.

Подобное может случится и в христианской жизни. Человек долгое время копит духовный капитал спасения, но в конце жизненного пути перед лицом смерти или даже после нее вдруг оказывается, что капитал этот весь фальшивый, и приобрести на него в вечности ничего нельзя. Именно так работает дьявольский механизм ереси, и на этом поприще основано данное оружие врага. Для борьбы с ересями, с этими подделками и призраками истины как раз и собирались Вселенские Соборы.

Сегодня мы празднуем память отцов Первого Вселенского Собора. Этот Собор великая веха в истории Церкви. Он был созван святым императором Константином Великим в 325-м году в городе Никея, расположенном недалеко от восточной столицы Римской империи Никомидии. Сейчас это территория Турции, и на месте, где была Никея, находится маленький городок Изник. Собор был созван Константином по причине смертельной опасности, угрожавшей Церкви со стороны арианской ереси. Родоначальником и распространителем этой ереси явился Арий.

Арий был священником одного из храмов столицы Египта Александрии. Красноречивый, богословски образованный он проводил строгую жизнь и пользовался в Церкви большим авторитетом. Арий считался одним из кандидатов на александрийскую кафедру, и однажды чуть было даже не стал архиепископом александрийским. Суть ереси Ария сводилась к следующему. Он учил, что Сын Божий, превечное Слово Божие, ставший человеком Иисусом Христом, не был истинным Богом, равным Отцу, как это исповедует православная Церковь, но был высшим творением Бога-Отца. Арий учил, что Отец, перед тем как сотворить вселенную сотворил Свое Слово, Своего Сына, сотворил для того, чтобы Он был посредником между Богом и создаваемым миром. Следовательно, Сын Божий по учению Ария это хотя и высшее, но все-таки творение, ничем принципиально не отличающееся от других ангелов и архангелов.

Такое учение Ария совершенно ниспровергало христианство, уничтожало его в корне, в самой глубокой основе. Богословы говорят, что арианство низводило его на уровень обычного монотеизма, каковым является, например, ислам или иудаизм. Между тем истинная религия, то есть христианство, есть религия бесконечно более высокая, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Бог, Создатель вселенной, стал человеком. Что может быть более чудесного, более значимого, более великого, непостижимого. Ведь чудо вочеловечения Бога означает полный переворот в мире, переворот в истории, переворот во всей вселенной. И конечно, такого переворота христианство требует от каждого человека. Оно требует совершенного изменения его жизни, совершенного преображения его самого. Если Бог стал человеком, то и человек должен стать Богом, говорили святые отцы. И для этого ему нужно принципиально изменить себя и свою жизнь. То есть христианство требует от человека подвига, подвига ответной любви на бесконечную любовь пришедшего к нему не ангела, не архангела, но Самого Господа Бога.

Конечно, это Евангельское учение нам грешным людям часто кажется чрезмерно требовательным, беспокойным и не по силам. Во все времена большинство из нас слишком высоко ценили свою удобную и безмятежную жизнь, были привязаны к этой жизни и не хотели ее сколько-нибудь серьезно изменять. Может быть, именно в этом и заключалась главная уловка, главный крючок дьявола, спрятанный в арианской ереси. Он знал, что у Ария найдется много последователей. Найдется именно потому, что его учение отменяет мятежность христианства, отменяет его бесконечную требовательность к человеку и делает его удобной и приятной религией, особенно для богатых и сильных мира; религией, не требующей от человека какого-либо особенного изменения жизни. Ведь если Бог не стал человеком, то и человеку не нужно и даже невозможно становиться богом. Не нужно подражать Богу в Его совершенствах, а можно оставаться обычным грешным человеком и жить естественной земной жизнью, что, конечно, намного спокойнее и проще.

Вероятно именно по этой причине, у Ария нашлось очень много последователей, особенно среди людей богатых и власть имущих. Его поддерживал столичный епископ Евсевий Никомидийский, имевший большие связи при дворе Константина, а также многие другие весьма влиятельные иерархи и государственные люди.

В Церкви Христовой началась великая смута. Она нарастала все больше и больше, и, наконец, приобрела такие масштабы, что под угрозой оказалось само существование Церкви. Чтобы положить этому конец император Константин решил созвать Вселенский Собор, в котором приняло участие более трехсот епископов из всех областей Империи. Среди участников Собора были великие столпы православия, такие как святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Иаков Низибийский, Осия Кордубский, Евстафий Антиохийский, Афанасий Великий, тогда еще дьякон, и многие другие. Немало было на Соборе и исповедников веры, пострадавших от недавних гонений Диклетиана. Некоторые из них пришли туда с выколотыми глазами, другие с сожженными руками, ногами или другими искалеченными частями тела. Когда эти великие люди входили в зал заседаний, император Константин встречал их с необыкновенным почтением и лично приветствовал, целуя как святыню их выколотые за исповедание веры глаза и сожженные, изувеченные части тела.

Одним словом, это было невиданное и небывалое доселе чудное и великое Собрание. Собор проходил в летние месяцы 325-го года. Его заседания часто были непростыми и бурными. Ариане не хотели отступаться от ереси, и на Соборе происходила непрерывная, упорная борьба. Милостью Божией и молитвами присутствующих здесь великих святых, православие восторжествовало, а ересь была осуждена и предана анафеме. Собор утвердил православный Символ Веры, тот самый, который мы поем за каждой Литургией.

Деяния и постановления Собора император повелел разгласить по всей подвластной ему территории. И было тогда поистине великое торжество православия. И великая радость разнеслась до самых отдаленных уголков огромной Римской Империи.

Братья и сестры, не нужно думать, что догматы веры не играют большой роли в деле нашего спасения. Некоторые, например, говорят: ну какая для простого человека разница, исходит ли Дух Святой только от Отца, как учат православные, или от Отца и Сына, как говорят католики и протестанты. Главное, верить в Бога, молиться, делать добро, ходить в храм, и этого достаточно. Но те, которые так говорят, глубоко ошибаются. Невозможно человеку спастись без истинной веры, без правых и неповрежденных ее догматов. Невозможно это, потому что спасает нас Дух Святый, который есть Дух Истины. И он не живет там, где есть извращение истины, где допущена ложь в догматах веры.

Приведем такое сравнение. Представим себе новенький исправный автомобиль, в который человек садится и едет, куда ему нужно. А теперь представьте, что кто-то в отсутствии хозяина поменял местами провода аккумулятора: плюс подключил к минусу, а минус к плюсу. Приходит хозяин, садится, но, увы, автомобиль не заводится и не может начать движение. Казалось бы, тот же самый исправный автомобиль, полный бак бензина. Ну, подумаешь, поменяли местами провода, ведь это такая мелочь. Однако автомобиль не сдвигается с места и не сдвинется с места до тех пор, пока провода не подсоединят как положено. Почему же он не едет? Потому что в конструкцию автомобиля внесена ошибка. В этом вся причина.

Подобное случается и с той Церковью, и с теми христианами, которые допускают искажения в догматах веры. Механизм спасения тогда перестает работать. Потому и боролись святые отцы даже до смерти за истинные православные догматы. Ведь без них ни спасения, ни приближения к Богу невозможно. Потому даже и дьявол старается с великим упорством насадить ересь, ибо он знал, что без истинной веры человек встает на путь ложной духовности и идет к своей гибели. А иначе если бы от догматов не зависело спасение, разве стал бы он тратить на это столько сил. Конечно, не стал, он направил бы он свою энергию на что-либо другое.

Не нужно думать также, что ересь и лжеучение есть дело давно минувших дней, что к нам она не имеет отношение. Это не так. Ереси живы и в наше время. Их распространителями сегодня являются, например, всевозможные секты, чье вероучение часто состоит из ядовитой смеси тех самых древних ересей, которые были преданы анафеме на Вселенских Соборах. Например, арианство, о котором мы сегодня говорили, является основной составной частью вероучения всем известной чрезвычайно активной секты, так называемой «Свидетели Иеговы», которые подобно Арию утверждают, что не Бог стал человеком, Иисусом Христом, а некоторое высшее творение, не имеющее равного достоинства с Богом-Отцом. Это, конечно же, является тем самым древним арианством, той страшной и проклятой ересью, от которой нужно бежать как от огня. Бежать иногда не только в переносном, но и буквальном смысле.

В жизни преподобного Антония Великого описан случай, как однажды к нему пришли ариане, чтобы спорить о вере. Но он не захотел спорить, а побежал от них прочь, сказав, что слова их как ядовитые змеи. И поистине ереси это ядовитые змеи, от укуса которых человек может умереть для вечной жизни и стать, таким образом, добычей гибели и ада.

Зная это, братья и сестры, будем всеми силами хранить истинную православную веру. Будем твердо держаться спасительных ее догматов, преданных нам от великих святых и богоносных отцов, часто без колебания жертвовавших жизнью ради истин Христовых. Будем подражать им, их святой ревности, будем идти тем путем, каким они шли. Ибо тогда и мы подобно этим великим мужам станем сосудами благодати и истины. Тогда и мы войдем туда, куда вошли они – в небесные обители света и Царства Христова.
Аминь.

протоиерей Алексий (Сысоев)

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция