Главное

Расписание богослужений

PredicaDePeMunte3«Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно» ( Мф. 6 22).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляю с праздником Воскресного дня. Сегодня мы слышали, дорогие, как Господь говорит нам в Священном Писании, что если око твое будет светло, то все тело твое будет светло, но если око твое будет темно, то и все тело твое будет темно. Что же это за око, о котором говорит нам Господь в сегодняшнем Евангелии.

Святитель Феофан Затворник, поясняя, говорит нам о том, что око – это есть ум человека, который если светел, то вся жизнь такого человека в свете этого ума богопросвещенного делается светла, потому что она просвещается от истины, от Бога. А от Бога мы просвещаемся тогда, когда мы вникаем в Его слова, о которых один премудрейший ученый Ломоносов сказал, что Бог для людей оставил две книги, по которым можно уразумевать Его волю и Его премудрость. Его воля сокрыта в Священном Писании, в книге писанной, которую Он оставил для каждого из нас; а Его святая премудрость, Его милосердие сокрыты в книге жизни неписаной, читая которую, человек может постигать премудрость Божию, Его Бесконечность, Вечность, Всемогущество, Благость, смысл этой жизни, что все устроено Богом, а не каким-то хаосом, не какой-то случайностью. И вот человек в своей жизни должен иметь ум богопросвещенный. А таким он имеет ум тогда, когда вникает в смысл Священного Писания.

Когда мы с вами творим молитву, мы тем самым беседуем с Богом, но когда мы читаем строчки Священного Писания, Бог через них беседует с нами. Постигая волю Божию, через это очищается наш ум. И еще наш ум очищается с помощью той или иной молитвы.

Святыми отцами заповедано нам творить непрестанную устную, в глубине своей души, молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, или молитву Богородице Дево, радуйся, или Отче наш, или несколько псалмов, выученных нами наизусть. Мы должны знать 50-й псалом, 90-й, 33-й, которые наиболее часто употребляются во время богослужения, или те, которые ближе к нашей душе и выражают наше настроение души в молитвенном предстоянии перед Богом. Пребывая в такой памяти, человек от многих неразумных вещей предохраняется, потому что «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся, Господь защититель живота моего, от кого устрашуся» (Пс. 26). Господь свет ума такого человека, который помнит Его и живет как бы в духе Священного Писания и в молитвенном настроении. Если же этой памяти нет, тогда человек живет только по своему собственному греховному устроению.

Нас святые отцы учат, что грех положил разделение между нашим умом и нашим сердцем. Это видит каждый человек. Это видел в своем сердце и в своем естестве святой великий апостол Павел. Он сказал: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.Ибо не понимаю, чтò делаю: потому что не то делаю, чтò хочу, а чтò ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущи во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?». (Рим 7, 14-24).

Мы и в себе самих можем видеть нечто подобное. Как порой часто на исповеди люди говорят, что все понимают, но поступки таковы, что мы сами ужасаемся их. Потому что сердце живет без управления ума, а ум живет без управления Божия, т.е. у него нет светильника. А светильник наш – ум – остается без этого елея просвещения Божия, который только от Священного Писания, а внедрение его в жизнь и в сердце происходит только под действием благодатной молитвы, совершаемой человеком в глубине его души. И поэтому тот, кто в жизни хочет избавиться от грехов, от страстей, напастей и искушений, тот прежде всего заранее должен ко всему этому уготовлять почву своей собственной души, т.е. непрестанно свой ум посвящать Богу и совершать в любое время богослужение внутри своей собственной души.

Об этом епископ Игнатий сказал, что сердце – это престол, а архиерей или священник – это наш ум, который в любое время может совершать богослужение перед Богом, потому что всякая молитва, всякое памятование Божие – это есть богослужение, когда мы свой ум посвящаем Богу.

В мире существуют только две противоположные силы: добро и зло, черное и белое, Бог и дьявол. И наш ум не может оставаться праздным, он не может оставаться на какой-то середине, или он служит Богу, или он служит Его противнику. Поэтому нам надо всегда давать ему работу, т.е. чтобы он всегда помнил или Писание, или занят был молитвой, или обсуждением добрых дел, или любой краткой молитвой, совершаемой в сердце. Таким образом, человек будет ходить в свете лица Божия.

Господь говорит нам, что светильник телу есть око, т.е. ум богопросвещенный. Тогда и все тело наше, т.е. вся жизнь наша будет светла, потому что она будет благословенна. Всякое дело, совершаемое без молитвы, без благословения Божия, порой рассыпается и бывает без успеха, без помощи Божией. Казалось бы, мы вроде разумные люди, у нас у всех образование, мы все книжки духовные читаем и молимся, спрашивается, зачем нам еще спрашивать какого-то совета, благословения, мы сами себе как-то рассудим, и мы привыкли все в своей жизни решать сами, поступать, не испрашивая благословения Божия. Мы не говорим: "Господи, вразуми и благослови, так мне сделать или иначе", т.е. мы находимся под действием своих собственных рассуждений, которые большей частью бывают неправильными. А нам надо довериться благословению, довериться совету благочестивых людей, в семье – совету мужа или верующей жены, дети тем более должны все делать с совета и благословения своих родителей. И так через благословение человек наследует благословение, потому что Священное Писание нам говорит: "Сеющий без благословения – без благословения и пожнет, а сеющий с благословением – с благословением и пожнет".

И ещё оком в нашей собственной душе называется совесть, которая когда бывает чиста, тогда весь круг жизни человека бывает благословен. И поэтому нам надо всегда заботиться о том, чтобы наша совесть была чиста, потому что "совесть" – это значит весть от Бога внутрь нашего ума, внутрь нашего сердца, извещение от него, которое судит помышления сердечные. Так или иначе мы поступаем в жизни – мы имеем на это свидетельство совести, на тот или иной поступок. И надо всегда слушать голос своей совести. И не дай Бог один раз не послушать её, другой и третий, завалив её, нашу совесть, камнями самооправдания и тех лукавых помыслов, которые нас оправдывают, говоря, что грех не так уж и велик, так поступают все, жизнь сейчас такая, обстоятельства у нас такие, что не можем по-другому, благочестиво поступать в своей жизни. Все это в конце концов делает голос совести внутри нас бездейственным, бесчувственным, и тогда наша совесть становится сожжённой от огня нашей безбожной жизни. Нам надо всегда свою совесть хранить чистою и незапятнанною. А если случается тот или иной грех, та или иная немощь, искренним и сердечным покаянием, молитвой к Богу очищать по мере сил и возможности состояние своей собственной души.

Без молитвы этот невозможно, без благодати Божией это невозможно, без таинств Святой Церкви это невозможно. И поэтому мы всегда должны ценить то состояние духовное, тот молитвенный дар, который нам дается, мы должны его в своей жизни возгревать, помня слова Господа, который сказал, что нам надо всегда молиться и не унывать. И Господь привел в пример притчу о неправедном правителе, о котором мы все знаем. Порой и в нашей жизни мы не всегда видим исполнение своих молитв и пожеланий. Большей частью наша жизнь растворена скорбями, болезнями, неприятностями. Почему? Потому что Господь первый прошёл этим путём и сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Невозможно прожить без греха, а всякий грех очищается кровью, а если не кровью, то страданием за этот грех, чтобы его очистить, чтобы его искупить; и временно здесь пострадать за него, чтобы туда, в жизнь вечную, войти очищенным.

Господь говорит нам, что: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». (Деян 14:19-28). Апостол Иаков говорит: «С великой радостью принимайте, мои братья, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». (1-е Иак. 1, 2-4). И нам надо в своей жизни Богу доверять. Горшечник знает, сколько глиняный горшок выдерживать в огне. Если он его недодержит, то он будет мягким и негодным к употреблению, а если он его передержит, то он будет хрупким и рассыплется от удара. Если простой человек имеет премудрость и знает, сколько держать в огне то или иное делание рук своих, то тем более милосердный Господь знает, сколько нам времени надо пребывать в той или иной скорби и напасти, чтобы, в конце концов, нашу душу, как золото, очищенное в огне, сложить в это небесное сокровище преподобнической жизни.

Нам надо всегда молиться, чтобы Господь даровал нам долготерпение, потому что это является оком нашей чистой души: когда мы знаем, что не на радость, не на мир, не на веселье мы призваны в эту жизнь, а призваны на подвиг, на борьбу, на делание духовное, на постоянный труд над самим собой. Мы никогда не должны забывать слов Священного Писания, в котором говорится: «Кто из вас, имея раба пáшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, чтó должны были сделать». (Лк. 17, 7-10). Вот так и в нашей духовной жизни. Мы не должны думать, что если мы пришли в Церковь, если мы мало-мальски живём духовной жизнью, то теперь уже для нас все должно сыпаться с неба. Порой бывает наоборот. Тот человек, который укрепляется в вере – у него обстоятельства жизненные бывают еще более скорбными. Почему? Это тайна Премудрости Божией, которая многоразличными путями ведет нас ко спасению. Все святые Отцы прошли этим путем и советовали нам, говоря: "Будь готов ко всякой скорби, т.е. внутри своего сердца считай себя достойным всяких напастей – и избежишь всяких напастей. Вот это есть правильный взгляд на жизнь, вот это око, которое озаряет нашу жизнь. Думая, что мы недостойны, через это мы становимся достойными. И наоборот, когда мы считаем, что достойны в своей жизни благодеяний от Бога и от людей, тогда мы этого не получаем.

Все святые понуждали себя в жизни, зная о том, что маленький подвиг здесь готовит великую награду там, и что без подвига невозможно внити в Царствие Божие. Один из святых сказал, что никто из святых не восходил на небо, живя прохладно.

Один святой жил в пустыне, ходил за водой за два километра от своей келии. И так он прожил много лет, и вдруг мысль его начала склоняться к унынию, к ропоту. Он говорил: "Зачем я в этой пустыне, зачем я лишился многих радостей, которые имеют мирские люди, живя в благоухающих городах, исполненных воды, пищи, разных вин и всякого блага. Зачем я хожу в такое далёкое место, зачем я совершаю такой труд. И когда он шёл, ропотливо беседуя с Богом, вдруг он случайно увидел ангела, который шёл за ним. Он в испуге спрашивает: "Кто ты?" А он говорит: "Я твой Ангел-Хранитель, считаю каждый твой шаг, который ты совершаешь, понуждая себя ради Господа Бога твоего". И тогда воспрянул подвижник душою и отринул этот помысл диавольский, который хотел ввести его в ропот и уныние. И он до конца своей жизни благодарил Бога за то, что Он все видит и знает. После этого он ещё дальше отнёс свою келию от воды, чтобы ещё больше трудиться для Бога.

Вот и мы порою унываем, сколько ещё будет длиться этот пост, сколько надо ещё молиться, сколько ещё надо своих мужей-безбожников отмаливать. Дело в том, что за каждую молитву, за каждый день поста, за каждую минуту стояния здесь, в храме Божием, мы в первую очередь сами получаем милость Божию для своей собственной души и для души тех людей, за которых мы молимся и подвизаемся в меру своих сил.

Поэтому дай Бог, чтобы силы духовные в нас умножились, чтобы ни уныние, ни ропот, ни расслабление никогда не одолевало бы в нашей жизни. Чтобы светильник нашей души всегда был просвещен законом Божиим, благодатью Господней и молитвой, которая должна сродниться с нашим сердцем, как дыхание сроднилось с нашими лёгкими.
Благодать Господня да пребывает со всеми нами.
Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция