Сегодня, в этот замечательный день, когда Церковь молитвенно вспоминает двух наших древних предков Петра и Февронию, князей Муромских, мы собрались в храме. И в этот день очень полезно нам поразмышлять о том, что, к сожалению, семейная жизнь в нашем народе если окончательно не разрушена, то в большой степени разрушается. Перечислять эти симптомы нет нужды, но мы знаем, что из всех заключённых браков нужно ожидать половину разводов через некоторое время.
Если вернуться на сто лет назад, мы увидим, что такого не было. Развод был чрезвычайно редким явлением, и то он наблюдался только в высших сферах общества, и на развод требовалось разрешение самого государя императора, то есть это была очень сложная процедура. А сейчас, когда люди расходятся, это так же, как пластмассовая бутылка, лежащая на газоне, – вещь обыкновенная. А когда люди живут вместе, вот это удивительно, потому что когда газон прибран, а на асфальте нет плевков слюны с соплями, то это удивительно. Что это? А, наверное, дождь очень сильный был, потому что иначе куда же эти сопли делись? Так же и семейная жизнь, если люди живут вместе. Хотя многие жалуются: «Ругаемся каждый день». Это сколько надо сил иметь, чтобы каждый день ругаться.
Я помню, давно ещё, когда было время пройти по улице, я любил смотреть на дом с зажжёнными окнами. И всё время одна и та же мысль приходила: окна горят, и в каждом окне семья, и в этой семье сейчас идёт скандал. Ещё Иоанн Кронштадтский, когда ходил по своему приходу в Кронштадте, если вечерком горел свет, а таких мало было (электричества тогда не было, понятное дело), он сразу туда стучался, заходил и говорил: «Я ваш священник, что у вас случилось?» Потому что, раз свет горит, значит, либо покойник, либо какой-то скандал, либо просто обыкновенная пьянка. И он в это дело встревал и старался этому делу помочь.
В чём причина, что за сто лет так всё изменилось? Понятное дело, что оскудела любовь. А почему она оскудела? Потому что, к сожалению, у нашего народа совершенно утрачено понятие о браке. Вот если какой-нибудь мужик задумает строить дом и не возьмёт книжку (есть такие книжки, по одной такой я сам дом строил – «Как построить сельский дом»: всё написано, читаешь, берёшь топорик и строишь), то всё развалится. Я как-то уже рассказывал, наблюдал в соседней деревне: шёл, строят фундамент. Я подошёл: «Что же вы делаете? Дом-то развалится». Они меня послали на несколько букв, я пошёл. Следующей весной дом развалился, и щель была сантиметров пятьдесят. Они продали это всё, и так эта развалина и стоит, как будто после землетрясения. Потому что надо знать, какие грунты у нас там и как нужно связывать фундамент, тем более двадцать лет уже строим, как-то стали в этом деле понимать. Вот так же и в семейной жизни.
А вот во времена Петра и Февронии, и это удивительно, эти два человека знали, какая это драгоценность – семейная жизнь и как её нужно строить. И с чего нужно начинать и чем заканчивать. А закончили они вообще монашеством. И так они в своих гробах в монастыре в Муроме и лежат рядышком, оба в монашеских облачениях, то есть постепенное возрастание, потому что брак – это не есть какой-то человеческий институт. Только совершеннейшему психу могло прийти в голову, что человек был животным, бесхвостой обезьяной, потом он стал палкой сшибать бананы и от этого труда постепенно превратился в человека, потом решил, что много обезьян – это много, возьму себе ту обезьянку, которая мне больше всего нравится. И договорились: ставим печать, и после этого у нас будет семья. Нет, это, конечно, совершенно не так, это из области полного бреда и фантазий. Человек – совершенно особое существо, у обезьян другое количество хромосом, человек никак не мог произойти от обезьяны. Это совершенно ненаучно. Просто когда эти психи этой теории придерживались, они ничего этого не знали, наука же идёт, слава Богу, вперёд.
Человек и создан был как семья. И не только человек, а практически все живые существа на земле имеют и мужской пол, и женский, и даже очень многие растения бывают и мужские, и женские. Почему? Потому что Бог, Который всё это создал, Он Троица, и человек – это троическое существо, и эта троичность – это отпечаток Троичного Божества. Поэтому человек трёхипостасен: мужская ипостась, женская ипостась и детская ипостась. И когда они вместе, они как раз соединяются в то, что Господь и именует человеком. Человечество состоит не из отдельных бедных одиноких соломенных вдов во главе со священником несчастным, который не знает, что с ними делать. А человечество должно состоять из семей. Апостол Павел говорит: если жена хочет чему-то научиться в церкви, пусть спрашивает у мужа своего. А где его брать-то? У кого спросить? Его нет в природе, а девяносто процентов из них даже алименты не платят, то есть вообще мужское начало, главное свойство которого не ум, не физическая сила, а ответственность – её нет. Она исчезла, растворилась. То есть деградация, под воздействием дьявольских сил, конечно, в первую очередь, проникла именно в духовную сферу. Меняются ипостасные свойства. Превращаются в ипостась совершенно другую. Это онтологические изменения, такая мутация. Прежде всего духовная, потом она уже, к сожалению, обращается на всё иное, на весь строй жизни.
И вот очень правильно, по-своему даже гениально через праздник, который стал государственным, обратить внимание всех россиян на то, что в древности были совсем другие примеры. Потому что нет ничего важнее семьи. Ни деньги, ни слава, ни княжество – ничего. И вот князь Пётр, несмотря на все колебания (он принял это решение не мгновенно), он всё-таки оставил княжество и пошёл за той, которую избрал и которую полюбил. И то, что жителям Мурома стало стыдно и они просили у них прощения, говорит о том, что тогда, в далёком XIII веке, когда ещё монголо-татары брали с нас дань и мы были не самостоятельным государством, духовное состояние народа было таково, что он разбирался в этих вопросах лучше. Что значит лучше? Народ был счастливей. С разрушением или какой-то болезнью в семейной сфере человек делается несчастным, потому что он только в семье чувствует себя дома. Любая другая жизнь, вне семьи, для человека несвойственна, потому что она против человеческой природы.
Поэтому наблюдаем даже в монашеской жизни, когда люди избирают путь не человеческой жизни, а ангельской, хотят перешагнуть человеческую жизнь и прямо устремиться в ангельский мир, и то из всех монастырей остались только общежительные, которые живут и трудятся по образу семьи. Где игумен – это отец, а братия – это как братья между собой, всё равно это братство по подобию семьи. Оно лучше выживает. А отшельнические, скитские уставы хотя и существуют и очень почитаемы, но оказались в истории не живучи так, как общежительный монастырь. Что тоже косвенно указывает на природу человека.
Поэтому этот праздник – это праздник-обращение, и все наши национальные беды происходят именно из этого. Все наши трудности, очень многие наши проблемы, в частности и с детьми тоже, и так далее – от неправильного понимания, для чего Господь нам дал этот дар – семейная жизнь.
Иногда некоторые люди даже, встречаешься с этим, говорят: семья мне как-то препятствует духовной жизни. Как же это возможно, когда семья – это, собственно, и есть духовная жизнь. Потому что человек намечтает себе и думает, что духовная жизнь – это взять открыть молитвослов, зажечь лампаду и встать перед иконами. Нет! Это ещё не духовная жизнь. Духовная жизнь – это когда ты зажёг лампаду, открыл молитвослов, встал перед иконами, только сказал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», а тебе говорят: «Вась, ты за молоком не сходишь в магазин?» И в тот момент, когда ты закрыл молитвослов, взял целлофановый пакет, вот тогда началась духовная жизнь. Почему? Потому что ты смирился, оставил своё занятие, которое для тебя очень дорого, ради любви к ближнему, ради своих детей, и пошёл и это сделал. Кому нужны твои молитвы, если нет никакого плода? А смирение – это главный плод духовной жизни, потому что Бог только смиренным даёт благодать. Поэтому вот в этот момент начинается духовная жизнь. А в семейной жизни никакого препятствия духовной жизни нет, наоборот, с утра до вечера сплошная духовная жизнь. Некоторые говорят: а как же апостол Павел сказал, что женщина спасается чадородием? А потому что у неё, у матери, с утра до ночи и даже во время сна духовная жизнь. Потому что постоянное самоотречение ради своих детей. Вот это и есть духовная жизнь. А не с молитвословом стоять или в паломнические поездки ездить, лбом таранить раки, таранить святые иконы и думать: вот это духовная жизнь. Приехали, заплатили, покормили, обязательно искупались, и такая всё благодать... Нет, духовная жизнь у того, кто дома, кто стирает, готовит, воспитывает, образовывает, жизнь свою кладёт ради ближнего. А кто мой ближний? В данный момент это мои детки. Вот что такое духовная жизнь.
И Пётр и Феврония это прекрасно не только понимали (пониманию можно научить), очень важно, что они это чувствовали сердцем. Дай Бог, чтобы и нам удалось почувствовать, что такое настоящая духовная жизнь, за их молитвы. С праздником, спаси всех, Господи!
прот. Димитрий Смирнов