Главное

Расписание богослужений

61451186 7420Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учители, Владыку всех молите, мир вселенной, даровати, и душам нашим, велию милость».

Такими словами Матерь наша Святая Церковь прославляет ныне святых славных первопрестольных апостолов Петра и Павла, которые потрудились в проповеди Евангелия, в проповеди вечной жизни; потрудились во славу Божию; которые основали множество Церквей для спасения душ людей, уверовавших в истину, уверовавших, во Христа. Они потрудились более всех святых апостолов, призванных нашим Господом.

Священное Писание повествует нам о том, что апостол Петр был родным братом апостола Андрея, и оба эти апостола именуются первозванными, потому что Христос, когда пришел в наш грешный мир, призвал их к проповеди, призвал быть своими учениками не мудрых мира сего, но людей ничего не значущих, призвал рыбарей. И нам Священное Писание говорит, что когда они, родные братья Андрей и Петр ловили рыбу, Христос подходя к ним, сказал: «Идите за мною и Я сделаю вас ловцами человеков», - они тут же оставили все и последовали за Ним. А что же они оставили? Оставили то малое, что имели - средства к жизни - сети и лодку, которыми добывали себе хлеб насущный. Они не стали спрашивать: что будет впереди, чем Он их обеспечит; они увидели в Нем не простого человека, они увидели в Нем Сына Божьего, оставили все и последовали за Ним; и, оставив малое, приобрели многое - они оставили землю, но приобрели небо, оставили тленное, но приобрели нетленное, оставили телесное, но приобрели вечно духовное и никогда не оскудевающее, приобрели Царя, а вместе с Ним и приобрели Царство Божие. Они приобрели Христа, стали его учениками и последователями, не задумываясь о том, что их ждет впереди, зная только то, что когда мы в Боге, когда мы в истине, когда мы со Христом, тогда все с нами и Царствие Божие внутри нас.

И вот апостол Петр своей жизнью последовал до конца за Господом. Какая была у него сила веры, нам об этом повествует Святое Писание. И хотя апостол Петр и отрекся, по своему малодушию от Христа в страшную ночь предательства, но потом он всей своей оставшейся жизнью доказывал свою верность и любовь к Господу. Когда Господь явился апостолам, ловящим рыбу, и те узнали Его, апостол Петр не стал дожидаться, когда они подплывут к берегу, а лодка была недалеко от берега, около 200 локтей или 100 метров, потому что такой любовью горел к своему Спасителю, такое было у него покаяние. Так он возжелал увидеть Господа скорей, что бросился он в море и приплыл сам к Спасителю. И Господь, обращаясь, к нему, видя его любовь и апостольскую ревность, любящего и верующего человека, готового ради веры и Христа, ради Евангелия на все, трижды вопрошает его: «Симон, любиши ли Мя?». И слышит в ответ: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя». Трижды вопрошает его и трижды апостол Петр получает благословение Господа: «Паси агнцы Моя», «паси овцы Моя», - т.е. Господь делает его пастырем, пастырем Церкви Христовой, примером исповедания своей ревности, своей веры. Эту веру он показал уже однажды Господу, когда Господь, зная, что многие считают, что Он пророк Илия, обращаясь к Симону Петру, говорит: «А ты за кого почитаешь Меня?». И тогда апостол Петр отвечает: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго». И Господь в ответ на это исповедание, на эту пламенную веру отвечает: «На сем камне созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ее».
И пошел апостол Петр с проповедью Евангелия по всему миру и закончил жизнь свою в Риме распятым на Кресте. Но так как по своему смирению не дерзал уподобиться Господу в образе смерти, - то просил, чтобы распяли его не как Господа на Кресте, а вниз головой – тем самым показав до конца веру во Христа, веру даже до смерти.

Второй первоверховный апостол нашего Господа – Павел - также призывается чудным образом на великое дело служения Церкви. Нам известно из его жизни, что он был иудеем; по вере же - фарисеем из рода Вениаминова, и такой исполнен был ревности отеческой не по разуму, ревности ветхозаветной, не принимавшей Спасителя, что даже гнал христианскую Церковь. И нам известно, что когда он испросил благословение у первосвященников гнать Христиан в Дамаске, Сирии и уже шел на это, вдруг объял его небесный свет с неба, так что он ослеп и услышал голос свыше: «Савле, Савле», - такое у него было имя языческое, - «трудно тебе идти против рожна». А он спрашивает: «Кто Ты, Господи?», - «Я - Христос, которого ты гонишь». «Что мне делать?», - вопрошает апостол. А Господь говорит ему: «Иди в Дамаск, и там тебе откроются глаголы жизни вечной». И мы знаем, что когда он пришел в Дамаск, то ученик Христа Анания крестил его и что Павел не пошел к апостолам, но пошел по всему миру проповедовать того Христа, с Которым он встретился лично, с Которым 0н встретился сердцем, с Которым он встретился всей душой, и такой был исполнен ревности и так ему открылся Господь, что Павел стал избранным сосудом Божиим. Трижды обошел он тамошние места, проповедовал в Коринфе, в Ефесе, в Фессалониках, в Риме, в Испании. Такой был исполнен ревности, что даже страх смерти не останавливал его ни перед чем. Нам известно из Евангельского повествования, что 5 раз по 40 ударов без одного он был истязаем от иудеев. Трижды был побиваем палицами, один раз был побиваем камнями, так что его, как мертвеца, выволокли за город думая что он уже лишен жизни. Трижды пережил кораблекрушение и все это ради проповеди Евангелия, ради слова Божия, ради того, чтобы истина о Христе распятом и о Христе воскресшем достигла до каждого сердца.

Почти каждое Послание апостола Павла (а их нам оставлено 14) -это единое неразрывное слово Божие, наравне с 4 Евангелиями апостолов, Христовых. Это драгоценнейший бисер, драгоценнейшее сокровище и почти каждое из Посланий начинается с одного: апостол Павел говорит нам о Христе воскресшем и о Христе распятом. «Я не хочу знать никого»,- пишет он, - «кроме Христа и Христа распятого; для иудеев - соблазн, а для эллинов - безумие, для нас же - верующих - сила Божия». Апостол Павел, проповедуя в своих Посланиях, говорит всегда о ревности, о том, чтобы мы ценили слово Божие. Обращаясь к апостолу Тимофею он пишет: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо поступая так, спасешь себя и слушающих тебя. А далее он говорит еще: «И слово наше заключалось не в словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы духа Христова, духа Евангельского».

А какого духа был сам апостол Павел повествуют нам эти Послания. В Послании к Коринфянам читаем: «Я как кормилица, день и ночь, учил 3 года каждого из вас по домам»... Вот какая у него была забота и ревность в Слове Божием.

Вот и нам всем своей жизнью надо подражать святым апостолам в той мере и в той силе, которые открыты и доступны каждому из нас.

Закончил свою жизнь апостол Павел в том же граде Риме, что и апостол Петр, в тот же день по церковному стилю 29 июня или 12 июля (в сегодняшний день), он был усечен мечом как римский гражданин, потому что другой казни не могло быть в то время для гражданина римской империи.

До самой смерти были верны Господу апостол Петр и апостол Павел, ничего не жалея в своей жизни для проповеди Евангелия, день и ночь заботясь только о опасении тех людей, которые далеки от истины, которые далеки от Христа, от веры.

Всем нам, верующим людям, должно помнить, что не только священникам, не только монахам вверена проповедь слова Божия, о которых апостол Павел говорит: «Вы род избранный, царственное священство, призванные от темноты в свет, чтобы возвещать совершенство Призвавшего в чудный свой свет», т.е. чьи совершенства - Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, но мы должны помнить и еще одни олова апостольские, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

И действительно, как это важно, чтобы в нашей жизни люди не только из наших слов, а наипаче из наших дел узнавали в нас христиан, ревностных последователей Евангелия, учеников Христовых, учеников апостолов. «По тому, - говорит Господь, - узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою», а «вера без дел мертва»...

И вот делами своими мы должны по мере своих немощных сил и возможностей показывать это. И мало того, должны дела свои добрые делать так, чтобы об этом еще и никто не знал, т.е. своими делами не кичиться, не приписывать себе ни сил, ни мудрости, а поступать по слову апостола Павла, который был сам исполнен необычайней скромности, смирения и всегда говорил о себе:

«Благодатию Божию есть то, что есмь». И вот мы все с вами, совершив то или иное дело, или тот или иной долг своей жизни всегда должны заканчивать эти дела словами: «Не нам Господи, не нам, но Имени Твоему, даждь славу».

Дай Бог, чтобы сейчас в нашей жизни расслабленней, когда мы не имеем той ревности, того огня, который имели апостолы, пришла бы и к нам эта ревность, этот огонь Евангельской любви, чтобы это малое апостольство, хотя бы малое подражание святым апостолам в нас было. А за что оно в нас будет? Будет оно в нас за крепкую веру, за любовь к Священному Писанию, тогда, когда мы будем дорожить Евангельскими строчками, как дорожили ими Святые угодники. Божии.

Так из жизнеописания-Серафима Саровского мы знаем, что он за неделю прочитывал Священное Писание и говорил всем в назидание, чтобы ум наш как бы плавал в волнах Священного Писания. А Оптинские старцы даже заповедали нам, какой минимум слова Божьего должен быть для мирян. чтобы не ослабевать душой и сердцем. Они говорили, что хотя бы главу Евангелия в день и 2 главы Посланий апостольских мы должны для пользы своей собственной души читать и питать свою безсмертную душу.

Однажды один философ спросил у монаха: «А для чего ты каждый день читаешь Священнее Писание?» Монах, обращаясь к философу ответил: «А для чего ты каждый день ешь и пьешь?». Тогда философ говорит: «Я ем и пью для того, чтобы жить». Монах отвечает: «И я Священное Писание, и молитвы, и псалтирь читаю для того, чтобы жить».
Каждый день мы питаем свое тело, также и каждый день мы должны питать свою безсмертную душу. Многие говорят: «Евангелие, может, мы частично и понимаем, a вот Послания понимаем не всегда, и псалтирь понимаем не всегда». Нам святые отцы заповедали, что хотя и не понимаешь Псалтирь, читай ее, потому что бесы все равно понимают и трепещут благодати этих богодухновенных слов и молитв.

Многие у своих духовников вопрошают одно, другое, третье, на самом деле не исполняя того, что наставник заповедует им. И нам отцы говорят: «Исполняй то, что знаешь, и откроется то, чего не знаешь». Почему для нас закрыты строчки Священного Писания? Потому что мы слыша - не слышим, и видя - невидим, и не исполняем то, что написано в них. А если бы исполняли, то двигались бы дальше и от силы в силу возрастали бы в духе.

Однажды ученик пришел к Авве и говорит: «Авва, скажи мне слово назидания». Авва открывает Псалтирь Давида и читает первую строчку Священного Писания: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Ученик говорит: «Авва, подожди, подожди», и уходит. Приходит только через год и говорит старцу: «Давай, теперь читай дальше». Целый год пытался исполнить только одну

строчку: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
Раньше отцы Священнее Писание читали делами: не только, глазами пробегали его, но старались исполнить на самом деле.

И вот, дай Бог, чтобы каждый из нас в нашей жизни был не слушателем забывчивым, но исполнителем слова, чтобы это слово очистило нашу душу, нашу жизнь, наполнило ее ревностью и огнем божественной любви, чтобы и мы уподобились в меру наших сил и возможностей святым первоверховным апостолам Петру и Павлу и по их святым молитвам достигли бы Царствия Божия, ключи от которого вверены именно им. И да будет это с нами во веки веков.
Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция