«Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). Такие слова Самаго Живого Бога мы с вами слышали в Евангелии. Святые отцы говорят нам, что, когда мы молимся - мы беседуем с Богом; но когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами, укрепляя и научая каждого из нас. Зная о том, что мы люди немощные и маловерные, что наш духовный возраст равен возрасту младенческому, Святая Матерь наша Церковь от одной воскресной службы до другой нас вразумляет и укрепляет.
В сегодняшнем Евангелии повествуется об одном из многих чудес, которое совершил Господь – о спасении утопающего Петра во время его попытки шествия по водам. Хотя это было событие произошло почти две тысячи лет назад, но подобное происходило всегда, происходит с нами и сейчас. Обуреваемы различными скорбями, мы плывем по бушующему морю житейскому. Вся наша жизнь перемежается черным и белым: то порыв веры, то маловерие, то ревность, то безразличие, то восстание, то падение, все сочетается в нашей душе. И всегда Господь протягивает нам руку помощи.
И сегодня нам Господь еще и еще раз напоминает о том, что Он готов помочь нам, что Он всегда с нами, только верьте в Него. то, что Он готов помочь. Петр в порыве веры, ревности и любви к Богу говорит: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». (Мф. 14,28), т.е. он усомнился в своем Учителе. И хотя люди видели безчисленные чудеса Господа, но сомнение постоянномучило их, а Он ли Мессия, а Он ли Господь? Спаситель Сам спрашивает однажды у Петра, за кого почитают Его люди и тот отвечает: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, или за одного из пророков. А Он говорит им: А вы за кого почитаете Меня? - Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 14-16). Люди сомневались, даже видя чудо воскресения из мертвых дочери Иаира, исцеление сына Корнилия сотника, которого Господь исцелил одним словом, не заходя даже к нему в дом. Такие же сомнения мучат и нас на протяжении всей жизни. Сначала мы в порыве благодарности, что Господь даровал нам это великое чудо веры, даровал нам быть званными. Но Он предупреждает нас, что «Блаженны слышащие словл Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28), «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое» (ИН, 14, 23). Господь нас вначале питает, как матерь младенца, грея у своей груди, чтобы мы не сомневались, а шли напрямую, смотря в вечность и удивляясь тому великому богатству веры, которое открыто нам. А потом свой взгляд перевели со Спасителя, с церкви, с единственного, по-настоящему ценного в жизни – со своей души - и стали, подобно Петру, озираться по сторонам. Вот тогда- то услышали и мы бушующий ветер, увидели и волны, вот тогда-то и закричали и усомнились в том, по правильному ли пути мы идем. И это произошло потому, что не стали свой взгляд устремлять к одному - к исцелению, преображению и воскресению своей безсмертной души. Забыли слова Бога: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк, 8,36). «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33)..
И когда мы искали Царствия Божия, то все остальное нам прикладывалось, а потом постепенно стали охлаждаться и маловерие, как волны, стало захлестывать нас, вот тогда мы не только внутреннего не сподобились, но и внешнее постепенно растеряли. Но Господь милостив. Придет момент, когда человек сам поймет, что кроме веры в Спасителя он нигде и никогда не найдет душевного покоя и радости – этого благодатного состояния. До определенного времени человек ищет только удовлетворения своих страстей и исполнения жизненных планов, и эти планы иногда начинают один за другим сбываться. Но если человек не ощущает рядом с собой Бога, то полного удовлетворения жизнью он не найдет никогда. И если человек во дни своей жизни не приобщится к вечному, а душа его об этом подскажет, то вся его жизнь скажется пустой и безполезной. И наоборот, счастливы те люди, которые находятся в православной вере, т.к. нашли смысл жизни – вечность – Бога - любящего Отца, в Троице покланяемого Господа нашего.
Самое главное в нашей жизни, Господь нам об этом сегодня напоминает, это не нужно смотреть по сторонам, оглядываясь на жизнь, которая кипит вокруг нас своими страстями и бедами, скорбями и болезнями, войнами и искушениями, - всеобщим злом, ибо так будет до скончания века. Но при всем этом человек может иметь в душе мир, радость, покой и счастье, когда он будет держаться за руку Господа. Если мысли у него будут только о небесном, то сам он будет светом для этого мира, опорой для него, что-то сможет в жизни сделать, чтобы хоть чуть-чуть уменьшить зло, которое вокруг нас. Преп. Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Но если ты сам себя не спас, не оставил своих грехов и страстей, не нашел пути истины, что ты сможешь сделать людям, которые рядом с тобой. Если ты сам малодушный и маловерный и по всякому поводу унываешь, что ты тогда сможешь дать другим людям? - Ровным счетом ничего. Всегда надо помнить слова Господа: «Аз с вами есть во вся дни до скончания века» (Мф. 11, 26). «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12,26). «Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин,11,26). Вот эти слова Господа нужно всегда держать в своем уме.
И мы, в начале своей духовной жизни горели и все для нас казалось светлым и истинным, т.к. тогда мы думали только об одном – о Боге, о безсмертии своей души. А потом стали оглядываться по сторонам, как Петр, поглядели на окружающее нас бушующее море: что происходит в церкви, какие там батюшки, какое священноначалие, правильны ли уставы и законоположения, как там живут православные люди - мои братья и сестры, грешат они или нет - вот так постепенно у нас начинает проявляться невнимание к самому себе. А Антоний Великий говорит: «Внимай себе и довольно с тебя». Мы же начали обращать внимание на грехи, недостатки и недуги других людей и через это начали утопать сами. А все потому, что перевели свой взгляд со Спасителя, а значит, и со своего спасения.
Если у нас это произошло, то надо начинать опять сначала и думать только о своей собственной греховности, а не смотреть по сторонам. Когда мы становимся на молитву - единственное средство для дыхания души, через которое преображается сердце и человек становится лучше и чище, то надо представить себя перед Живым Богом с чувством покаяния и преданности Ему. Епископ Феофан Затворник говорит, что, если мы и кладем поклоны, и читаем молитвы по молитвослову, но делаем это только внешне, то самой молитвы при всем этом не будет, потому что самое главное в молитве - это внимание и память о том, перед кем мы предстоим, чтобы было чувство присутствия Божия. Епископ Феофан дает еще такой совет: «Стой на молитве так, как будто бы ты стоял на Страшном Суде и смотрел на уста Спасителя, от которого ты должен услышать только два слова: «прииди» или «отъиди». Если ты с таким чувством будешь стоять на молитве, значит и твоя душа напитается живым чувством что с тобой Бог, то станешь ты действительно очищенным и преображенным.
Господь говорит нам: «Приди ко Мне, увидь Меня и насладись Мною». Нужно ценить эти драгоценнейшие минуты общения с Богом и если мы, становясь на молитву, заранее не отсечем ненужные мечтания и размышления о том, что будет в течение дня, то погрязнем в этом житейском море, как Петр. Иоанн Лествичник говорит: «Заключай ум в слова молитв», то есть пусть ум твой понимает то, что ты читаешь. Епископ Феофан говорит: «Доведи все читаемое до сознания», т.е. ничего не оставляй непонимаемым. Что для этого нужно сделать? В то время, когда мы не молимся, нужно разобрать смысл утренних и вечерних молитв и если непонятно, спросите батюшку, почитайте толкование святых отцев и тогда все читаемое пусть будет уразумеваемо и понимаемо и произносимое во время молитвы доведено до чувства. Если молишься: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей; се бо в беззакониях зачат есмь и во грехах роди мя мати моя», - так произноси эти слова не одним языком, а в чувстве покаяния. «В руце Твои предаю дух мой», - с этими словами тогда пусть и вера твоя будет непоколебимой в то, что все в деснице Божией. Как говорят святые отцы, очень полезна для нас молитва гласная, произносимая вслух.
Когда мы живем семейной жизнью и все у нас более-менее благочестиво, тогда полезно читать утренние и вечерние молитвы всем вместе по очереди. Глава семьи начинает молитвы, потом супруга, дети и так по кругу, чтобы каждый свои чувства мог излить Богу. Мы должны внимательным образом молиться, не смотреть по сторонам, - т.е. за помыслами, зная что лукавый будет всегда противиться молитве внимательной и сосредоточенной и эта брань будет до конца нашей жизни,. Нужно привыкать ходить перед Богом, и всякую ненужную мысль отсекать молитвой Иисусовой. Когда приходят нечистые, блудные, гневные, раздражительные, завистливые мысли, надо вести борьбу с ними. Надо прибегнуть к Спасителю как Петр, который ухватился за руку и закричал: «Господи! Спаси меня, погибаю!» (Мф. 14,30)Эта часто произносимая молитва будет постоянно давать нам то, что мы будем становиться людьми духовными. Всякому человеку свойственно думать о любимом и близком человеке, переживать и молиться о нем. Иоанн Лествичник говорит: «Ты из подобия мирской жизни возьми себе пример в жизни духовной. Посмотри, как жених думает о своей невесте, так и в твоем сердце пусть всегда будет Господь, думай о Нем день и ночь».
В этот святой день помоги нам всем, Господи, уподобиться Петру в его горячей вере, ревности и любви ко Господу. Не дай Бог, чтобы мы как Петр утопали в этом житейском море через свое маловерие, через невнимательную молитву, через осуждение других людей. Дай Бог, чтобы и мы, как Петр, десницей Божией были извлечены из этого бушующего моря и услышали глас любящего нас Господа: «Не бойтесь ничего в своей жизни кроме греха». Аминь.
архимандрит Мелхиседек