Главное

Расписание богослужений

DSC 6355Дорогие возлюбленные о Господе, братья и сестры. Всех вас поздравляем с этим мироспасительным, всерадостным праздником, Преображением Господа нашего Иисуса Христа. Всех вас благодарим за совместные молитвы, за это праздничное богослужение, благодарим хор за дивное праздничное пение. И в этот праздничный день, когда мы стоим с плодами в руках, пусть каждый из нас помечтает о том, чтобы когда-нибудь мы с вами вкусили плодов Небесных в Царствие Небесном. Плодов мира, благодати, благословения Господня, всерадостной ликующей жизни в Боге, о которой апостол Павел сказал: «Ухо то не слышало, и глаз то не видел, что уготовал Бог любящим Его». Увижу вас, говорил Господь, и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас. Господь про ту жизнь сказал, что она всерадостна. Мы о той жизни говорим: «Во свете Твоем узрим свет». Славу Божию невозможно описать и невозможно объяснить как сияющим и блистающим светом. Вот все, что можно на нашем языке выразить о той будущей блаженной жизни с Богом. Но держа в руках эти Богом сотворенные плоды, которые мы принесли в храм Божий, подумаем в этот момент... А мы Богу принесли плоды свои и добродетельной жизни? Той, о которой апостол Павел сказал: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, воздержание». И есть ли у нас этот мир? Есть ли у нас плоды духа, которые мы должны приносить из года в год, и хоть по сантиметру, но вверх подниматься, но никак не спускаться.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Тяжело жить по-христиански, но еще тяжелее жить не по-христиански». Потому что плоды христианской жизни - вечная жизнь с Богом там и всерадостная жизнь уже здесь. А безбожная жизнь, это тоска здесь и мука там. Но в огороде растет самим собой только лопух, крапива и сорняки. Чтобы вот это все вырастить, надо было об этом заботиться, ухаживать, подстригать, поливать, удобрять и обрезать. Так и добродетели. За ними надо ухаживать. Грехи как сорняки растут сами собой. Многие из вас на участке видели, если траву подстригать регулярно, то за ней можно следить. А если год запустить ее, то уже простой леской ее не срежешь. Уже требуется дисковая пила или настоящая деревенская коса, чтобы крапиву и лопухи срубить. Так и грехи, когда мы их запускаем, когда мы не пользуемся великим таинством исповеди, эта маленькая трава потом превращается в большой лопух. И попробуй его выдерни. Его руками даже не выдернешь. Надо все это лопатой делать.

Вот так и мы, исповедуя свои грехи регулярно в Таинстве исповеди, мы все-таки стараемся от них отрекаться, стараемся, чтобы они не стали нашей сущностью. Мы не хотим смиряться, чтобы грязь въедалась в наши руки. Мы всегда моем тело свое день и ночь. Вот так и душу свою должны мы мыть и приносить плоды. То есть, нужно изменение жизни от худшего к лучшему, от тленного к нетленному, от мирского к духовному. И будем помнить слова апостола Павла, который говорит: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление. Сеющий в дух, от духа пожнет в жизнь вечную». Сеющий скупо, скупо и пожнет. Сеющий щедро, щедро и пожнет. Сеющий доброе, пожнет доброе. Сеющий злое, пожнет злое.

Все Писание говорит о плодах. Притча о бесплодной смоковнице тоже о плодах. Притча о талантах тоже о плодах, которые принесли кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто и во сто крат. И первые слова проповеди Господней: «Секира при корне дерев лежит. Всякое дерево, не приносящее доброго плода бывает посекаемо и во огнь вметаемо». Каждое утро нужно, проснувшись, возблагодарить Бога за еще один день Его бытия. А один день Его бытия, это и есть тот самый Евангельский талант, который Бог дает каждому из нас.

Я беседовал с одним человеком, который говорит, что эта притча ко мне не относится. Какой у меня талант, который я должна умножить? Ну, понятно там, врач, художник, писатель, учитель, певчий, священник. Ну, хоть чего-то у них есть. Но я простая, деревенская бабушка. Нет. И ребенку, и ученику, и ученому, Бог каждый день дает талант. Талант целого дня. А в конце смотрит и спрашивает: А что ты сделал на этот талант? Чем ты наполнил, каким содержанием этот день? Добрым, злым или бестолковым? Что ты сделал для души, для родных, для семьи, для близких, для церкви, для Бога? И утром просыпаясь, будем молиться такими словами: «Стопы моя направи по словеси твоему и да не обладает мною всякое беззаконие, избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя». Чтобы услышать глас Божий, чтобы услышать вразумление от Бога, что ты можешь и что ты должен сделать в этот день? Если ты ничего не можешь сделать полезного твоей головой, твоими руками и твоими ногами, то ты можешь гораздо больше твоими молитвами за родных и близких. Если ты прочитал утренние молитвы и там в конце помянул живых и усопших, ты оказал для них величайшую милостыню. В течение дня, если ты помянул их, прочитав божественную Псалтирь Давида, хотя бы кафизму, или хотя бы часть кафизмы, несколько псалмов, потом помянул родных и близких. Когда ты прочитал главу Евангелия, твое сердце наполнилось благодати. Мы все между собой сообщающиеся сосуды. Наполни благодатью свое сердце, помяни родных и близких.

Есть такая молитва после прочтения Евангелия: «Спаси Господи и помилуй рабов Твоих, просвети их светом Евангелия Твоего, даруй им телесное здравие и душевное спасение. Просвети их светом Евангелия Твоего». А если ты сама не берешь Евангелие в руки? О каком свете может идти речь, если ты сама во тьме. Как ты можешь помочь молитвой своим родным и близким, когда ты на связь с Богом не выходишь, твой телефон давным-давно разряжен? Потому что он не подключен к духовной сети, которая именуется не МТС, не Мегафон, а Церковь Христова. Мы свой телефон, лежащий у каждого в сумке, заряжаем каждый день, потому что он разряжается каждый день. И душу свою, молитвою, Евангелием должны заряжать каждый день. Чтобы не получилось так, что мы взяли его в руки, для того чтобы выйти на связь с Небом, а он разряжен. Поэтому отцы и заповедуют читать Писание каждый день. Ежедневно молиться, читать утренние и вечерние молитвы. Это для новоначальных, утренние и вечерние молитвы, для первоклассников. Ну мы то с вами не первый год в Церкви.

А бывает так, что люди проходив в церковь 10, 15 лет, наоборот начинают скатываться на уровень школьников. Опускают чтение утренних и вечерних молитв, не ходят в храм Божий, не читают Евангелие, нет ежедневного творения добрых дел. Потому что какая-то бесовская теплохладность, как ржавчина, постепенно готова разъедать христианскую человеческую душу. И если мы не будем каждый день бороться с этой ржавчиной, все пойдет эрозией. Потому что все стремится во внешнем мире не к гармонии, а к разложению. А поэтому легко скатываться с горы, и очень тяжело подниматься в гору.

Ну и об этой горе сегодня шла речь, о горе Фавор. Только на горе добродетели можно увидеть Бога. Бог познается не пытливым умом, но смиренным сердцем. И познание Бога лежит на пути исполнения Евангельских заповедей. Исполняй то, что знаешь, и откроется то, чего не знаешь. А если ничего не исполняешь, что может быть тебе открыто? И сегодняшний праздник Преображения говорит нам о том, что и мы должны принести плоды духовной жизни Богу. Что и мы должны подниматься на свою гору Фавор вместе с Апостолом веры – Петром, вместе с Апостолом любви – Иоанном, вместе с Апостолом надежды – Иаковом. Что только на горе мироотречения и внутренней жизни и при поднятии над страстями и грехами, только там, на этой горе добродетели можно увидеть сияющую славу Божию. Только на Фаворе, потрудившись, можно увидеть, приобщиться и причаститься этой будущей славе Бога.

Каждый храм, это гора Фавор. Мы должны до храма дойти. Пока мы в него идем, не только ногами, но и душой, мы мыслим, что ничто скверное не войдет в Царствие Божие. Мы читаем молитву внутренне, «вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому Твоему». И Господь однажды сказал в Евангелии: «Дом Мой, дом молитвы наречется». Неужели для всеобъятного, всемогущего, небезграничного, здесь на земле может существовать какой-то дом? Но это так. Может. Каждый храм вмещает в себя невидимую, непостижимую благодать Божию. Когда в храме совершается литургия, Христос всецело пребывает в Святых Дарах. Всецело и безраздельно Христос в каждом храме. Непонятно? Да. Непостижимо? Да. И если бы вера наша была понятной и постижимой, это был бы плод человеческого измышления. А вера Евангелия нам спустилась с Неба. Мы так и говорим, наша религия, наша вера – Богооткровенная. Он Сам о Себе открыл все нам.

Димитрий Ростовский отвечал на недоумение христианской души, как же может Христос в каждом храме прибывать всецело в Святых Дарах, не часть Христа, а всецелый Христос? Он говорит, приводит пример. Возьми большое зеркало, что ты видишь в нем? Я вижу в этом зеркале себя. А направь его на солнце, что ты видишь? Вижу отраженное солнце. Он при нем разбил это зеркало, взял малюсенький кусочек, и говорит: «А что ты в этом кусочке видишь? Ты видишь отражение опять того же целого солнца. Не часть солнца, а целое солнце. Так, Христос отраженным, пребывает всецелым в каждом храме в Святой Чаше, под видом хлеба и вина. Хлеб - истинное Тело Господне, а вино - истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. И Престол в этот момент является Фаворской горой. Недаром амвон и солея переводятся как возвышенное место, а алтарь переводится как возвышение.

И поэтому когда мы с вами в храме, когда мы причастники Святых Христовых Таин, мы тоже на Святой горе Фавор. И мы тоже с вами часто говорим, хорошо нам здесь быть. Если бы не работа, если бы не мирская жизнь, если бы не надо пить и есть, мы бы отсюда не уходили. Хотя бы некоторые из нас. Потому что на Фаворе тоже были не все из 12-ти учеников, а трое из них. Так и многие христианские души испытывают эту благодатную, Фаворскую славу и радость бытия с Богом. Особенно после Святого Причащения. Хорошо нам здесь быти с Богом. Какие вопросы, какие проблемы, если гора Фавор всегда доступна и открыта для нас. Прииди, и виждь, и вкуси блага жизни с Богом. Живи по-человечески, живи по-христиански и Бог будет в твоем сердце. Тем более если ты христианин, тем более если ты очищаешь свое сердце исповедью и добрыми делами и причащаешься Хлеба жизни, Хлеба бессмертия, Святых и Животворящих Таин.

Дай Бог, чтобы в этот святой и праздничный день Преображения Господня, хоть чуть-чуть возревновали мы о том, чтобы преображалась наша с вами душа. Только тогда будет преображаться наша жизнь и внутренне, и внешне. Бог даст такие силы, такую веру, такое состояние души, что внешние события ни каким образом не смогут поколебать ни нашей веры, ни нашей любви, ни нашего мирного сердца. Потому что мы будем всецело в благодарности и преданности Богу. А если мы будем с Богом, то и Бог будет с нами. Везде сый и вся исполняй, во Свете Твоем узрим Свет. Дай Бог, чтобы мы своими глазами увидели, насладились и возликовали, когда увидим Божественную Славу, к которой призвал милосердный Господь всех верных своих, когда сказал : «И вы некогда услышите блаженный глас Христа: Приидите благословенные, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция