Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня наша Церковь ублажает Пресвятую Богородицу дивным песнопением: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Из литургических песнопений праздника открывается красота этого события, так как загорается «Купина Неопалимая», утверждается «Лествица от земли на небо», открываются «Врата, ведущие во Святая Святых Любви Божией», возвышается «несекомая Гора, приосененная славою крестной любви», восходит прекрасная «Луна, являющая Солнце Правды и Свет Жизни вечной».
Почему именно с праздника Рождества Царицы Небесной начинается церковный год? Пресвятая Дева, чистейший избранный сосуд, даровала плоть нашему Господу, чтобы стало возможным обещанное пророками воплощение — недостижимое для человеческого ума явление в этот грешный и тленный мир Вечного, Необъемлющего Бога.
В акафисте мы читали, что Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом по благодати. Матерь Божия и послужила тем сосудом, который принял Божество, и даровал жизнь Господу нашему Иисусу Христу. Ее рождение предвозвещало начало спасения людей от духовного бесплодия. Это первое событие, с которого началась история нашего спасения.
Родилась Матерь Божия в маленьком доме в городе Иерусалиме. Этот убогий домик сохранился до наших дней и над ним сейчас стоит великолепный храм. Ее родители, святые праведные Иоаким и Анна, находились в супружестве более пятидесяти лет и были бездетны. Тогда в еврейском народе бесчадие считалось великим наказанием от Бога, потому что все ждали явления в мир Искупителя и каждая благочестивая чета хотела послужить Богу рождением Спасителя в мир. А если детей не было, то это считалось сугубым неблаговолением Божиим.
Но одна правда Божия, и другая правда человеческая. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалим принести очистительную жертву, первосвященник не принял его жертвы, объяснив это тем, что он бездетен. Даже Первосвященник укорил этого праведного человека! Но все это было промыслительно. У Господа он был святой, а у людей он был человеком грешным. Так и в нашей жизни мы порой почитаем за грешных людей тех, которые перед Богом уже очистились искренним покаянием, сердечным вздохом.
У нас же, быть может, за десять, пятнадцать, двадцать лет нет никакого изменения к лучшему, и мы «топчемся на месте» в духовной жизни. А праведные люди, которым открывалась истина бытия Божия и вечной жизни, готовы были изменить свою жизнь решительным образом. Поэтому появление на свет Младенца Марии — урок всем нам в том, что никто, кроме Господа, людей судить не может, а тем более мы, люди грешные, ничего не знающие.
Нам известно: то, что дается с трудом, с молитвой, с терпением, то бывает крепко и постоянно. Молились праведные Иоаким и Анна, не падая духом в своем уповании, и Господь по их молитвам дарует им уже в глубокой старости благословенное чадо — Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, чтобы еще раз показать людям, что Господь, создавший этот мир, силен изменить и ход событий в нем.
Кто-то из мудрецов сказал, что «все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать». Святые праведные Иоаким и Анна являются примером для нас того, как надо уметь ждать. Они через свое смирение и терпение сподобились стать праведными, которых Церковь ежедневно поминает на отпусте служб.
Но спасение так просто не дается — чтобы сотворить в жизни что-то духовное, чтобы свою бессмертную душу привести к Богу, необходим постоянный, ежедневный труд. Господь сказал, что «Царствие Небесное нудится, и нуждницы (то есть те, которые употребляют усилие) восхищают его» (Мф. 11, 12).
Во время Великого поста на службе мы часто слышим такой церковный стих: «Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения на земле» (ср.: Ис. 26, 18). Как это понять? А ответ прост. Если в этот грешный мир родить человека составляет труд, то тем более какой огромный труд составляет родить душу для вечности!
Быстро ничего не дается, и те обстоятельства жизни, в которых мы с вами находимся, это и есть тот самый спасительный жизненный крест, который нам необходим, и который нужно понести именно нам для спасения нашей бессмертной души.
Старец Макарий Оптинский, чью память празднует Святая Матерь наша Церковь накануне Рождества Царицы Небесной, говорил нам, что самый главный дух, который должен воспитывать в себе человек и бороться за него,— это есть дух смирения. Он говорит, что молитва, посты, коленопреклонения, хождение в храм Божий — это все замечательно, но если не будет смирения и любви, то все труды будут напрасны.
Святые отцы, преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Исаак Сирин, авва Дорофей говорят, что скромное о себе мудрование, не приписывание себе никаких добрых дел и почитание себя последним человеком — вот это и есть смирение. Смирение способно спасти и без подвигов, и без великих дел. Есть такая поговорка: «Смирение и неосуждение — без труда спасение».
Епископ Феофан Затворник, обращаясь к богатым людям XIХ века, говорил: «Вы все на храмы и монастыри жертвуете, а вы бы лучше вели жизнь целомудренную». Вот и сейчас богачи могут и деньгами сорить, и храм Христа Спасителя строить, и Церкви, и монастырям помогать. Но для души мало значения имеет все это. Господь будет стучаться в сердце такого человека посильнее, чтобы он выбрал Божий путь в жизни, но, в конечном счете, все будет зависеть от самого человека, сделает он этот первый шаг к Богу или вся его жизнь останется бесполезной для вечности.
Вот и мы приходим в храм Божий, молимся, читаем акафисты, напрягаемся изо дня в день вести духовную жизнь, но главное, это — «Господи, да будет воля Твоя святая!». Что бы ни даровал нам Господь — слава Богу! услышал молитву — слава Богу! не услышал — слава Богу! значит еще не время, еще не на пользу нам.
Поэтому надо запастись терпением на многие и многие годы. Одного святого отца испытывали несколько лет многими упреками, укоризнами, досадами, клеветами. Лукавый как-то является ему и говорит: «Слушай, как же ты до сих пор еще "не вышел из себя" и терпишь такие искушения?». А он отвечает: «А что мне унывать? Меня братия испытывают всего пять лет, а я запасся терпением на двести лет». Так и нам нужно быть готовыми ко всему в своей жизни. И Господь говорит нам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).
Царь Давид об этом так говорит: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33, 20). «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14).
Мы с вами должны идти узким путем. А для этого у каждого должен быть свой и внутренний, и внешний крест. Про внешний крест объяснять не надо — у нас у всех предостаточно скорбей, но есть еще и внутренний крест, о котором старец Макарий Оптинский говорил, что многие не понимают своего духовного состояния и устроения — тоска, уныние, печаль, бесчувственность, одиночество, сухость во время молитвы, когда ничего не хочется делать, руки опускаются — все это и есть внутренние кресты, которые надо понести и потерпеть, и потерпеть самого себя, и стараться на это даже не обращать внимания.
Он говорил: «Вы должны веровать, что никакая скорбь не может с нами случиться, ежели не попустит Господь. А Он посылает скорби из любви к нам или в наказание за грехи, чтобы очистить здесь от оных, или к искусу нашей веры, и в предостережение от грехов».
Но спокойное, благодатное состояние у нас редко бывает, чаще у нас противоположное. И все скорби надо нести с покорностью воле Божией, но не мириться со случающимися обстоятельствами, а искать лучшего выхода — путем молитвы, смирения, самоукорения — и тогда мы с вами действительно будем хоть чуточку возрастать в жизни духовной, а возрастает в ней только тот человек, который умаляется в собственных глазах.
Пришел человек в храм Божий тихий, смиренный, но прошло какое-то время, и он стал замечать, что он лучше других. На работе сквернословят, анекдоты рассказывают и прочее — а я уже не такой; другие сребролюбцы, все мысли у них только о плотском — а я уже человек духовный.
На самом деле это так и есть, можно заметить в себе внешнее изменение на первых порах, но если человек остается с этими мыслями о самом себе и далее, то в конце концов он превратится в фарисея.
Надо сравнивать себя не с безбожниками, не с нечестивыми людьми, а со святыми, мерить себя по заповедям Евангелия. Если бы было такое сравнение, то мы бы сказали вместе с праведным Авраамом: «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18, 27).
Надо просить Господа, чтобы Он даровал нам истинное смирение, истинное зрение своих собственных, а не чужих грехов, и любовь ко всем.
Обратимся к духовному опыту отцов Церкви, которые истинно познали смирение:
«Тот велик перед Богом, кто смиренно уступает ближнему и, не стыдясь, принимает на себя даже обвинения несправедливые, чтобы этим даровать Церкви Божией великую выгоду — мир» (святитель Василий Великий).
«Смирен тот, кто хранит молчание, кто считает себя за ничто, не склонен к спорам, повинуется всем... Кто тщательно размышляет о смерти, хранит себя от лжи, удаляется от праздных и неполезных бесед, не противоречит старшим... Кто не настаивает на своем мнении, кто переносит оскорбления, ненавидит покой, охотно несет труды и никого не прогневляет» (преподобный авва Исаия).
Епископ Игнатий (Брянчанинов) открывает нам свой опыт испытания смирения: «Смирение не видит себя смиренным. Напротив, оно видит в себе множество гордости...». «Смирение есть неизъяснимая благодать Божия, непостижимо постигаемая одним духовным ощущением души».
После этих откровений, думаю, мы сразу понимаем — мы и не вступили на поприще смирения. Та, рождество Которой мы сегодня празднуем, обладала совершенным смирением. Вся Она — смирение, милосердие и всепрощение.
У преподобного Исаака Сирина спросили, что есть смирение и что есть кротость. Он сказал: «Иметь всякого человека выше себя, а себя иметь под всякой тварью», то есть считать себя ниже всякой твари. Вот к чему, дорогие мои, мы должны стремиться. Матерь Божия для каждого из нас урок, пример и назидание в этом.
Святыми Ее молитвами Господь да сохранит нас в смирении и в любви друг к другу!
Всех поздравляю с праздником! Желаю всем помощи Божией, духовного утешения, радости, мира и любви сердечной по молитвам нашей Небесной Заступницы! Аминь.
архимандрит Мелхиседек