Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и пречистый Храм Спасителя, совводит с Собой в Дом Господа благодать... и концам земли воссиявает радостную весну»,— поется на утрене сегодняшнего праздничного богослужения. Такими словами мы величаем, братья и сестры, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», Матерь Господа нашего Иисуса Христа, даровавшую нам с вами жизнь вечную, спасение неоскудевающее, творившую радость и милость, как исполненная благодати Святого Духа во всей полноте.
Господь по Своей величайшей любви, по Своему милосердию и благости сотворил весь видимый мир, чтобы мы, люди, имели богопросвещенный ум и им познавали Творца, и от этого радовались. Но человек не устоял в добре и любви к Богу и был отвержен от Него и вкусил смерти. Но было обетование всему человечеству, что человек еще вернется в рай и насладится той райской жизнью, которой наслаждался праотец наш Адам.
И было сказано такое пророчество: «Семя жены сотрет главу змия» (см.: Быт. 3, 15). Пророчество исполнилось, когда Матерь Божия, избранная от всего рода человеческого за Свою чистоту, любовь, милосердие, целомудренную жизнь, так восприняла в свой ум и душу Бога, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14).
Святые отцы говорят, что Матерь Божия сделала Сына Божия Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие могли стать сынами Божиими. Даровала неизреченным образом Ему плоть Свою, и Он оделся одеждой плоти, истканной из чистых кровей Девы, чтобы Господь Своей жизнью и смертью соединил небо и землю, даровал людям потерянный рай.
«Божией Матерью человеческое существо присоединилось к нестерпимому огню Божества, и в Ней как бы испекся сокровенный Хлеб Жизни»,— пишет епископ Вениамин (Милов). И это есть благость и милость Творца нашего.
Промысл Божий о спасении падшего человечества осуществился с участием Пресвятой Девы, Которая подготовила Себя к этому, не без помощи Святого Духа. Предочистилась Она через пребывание в Иерусалимском храме.
Мы, вновь и вновь внутренне переживая это событие, вспоминаем сегодня, когда Она в трехлетнем возрасте была торжественно отведена в Иерусалимский храм, так как была родителями обещана на служение Богу. С трехлетнего возраста непрестанно, день и ночь, пребывала в молитве в храме, мало того — во Святая Святых, где пребывала в посте, в богообщении и отдавала Себя всю, до последнего дыхания, Богу. И это все ради нас с вами, ради нашего спасения.
Сегодня у нас великий праздник, праздник надежды на то, что нам, по молитвам Матери Божией и благодаря искупительной жертвы Господа нашего будет даровано Царство Небесное и возвращено то богообщение, которое потерял Адам в раю. Нам дана возможность вновь стать сынами и дочерьми Божиими. И в сегодняшний праздник нам говорится, как нам еще здесь, на земле, стяжать в своей душе это Царство так, как стяжала его наша Владычица, Пресвятая Богородица, через пребывание в храме, через молитву.
В одном из псалмов Давида есть такие слова: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26, 4).
Мы с вами должны так же полюбить храм Божий, как любила его Царица Неба и земли. День и ночь Она пребывала в нем, и нам, по возможности, свое свободное время надо отдавать храму Божию, нужно стараться находиться там, где священник возглашает: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа!». И это действительно так. Царство Божие реальным образом открывается нам здесь, в молитвах за богослужением и особенно за Божественной литургией, когда мы вкушаем истинного Тела Христова и Крови Его, становимся христоносцами, так как вкушаем жизнь вечную.
И вот, эти моменты также сугубые и святые, потому что через них нам открывается вечность. То, что происходит здесь, во время Божественной литургии, там будет всегда, и человек будет наслаждаться богообщением, и от этого — радоваться и ликовать, и иметь неизреченный мир и счастье.
Святые отцы говорят, что вечная жизнь должна начаться сейчас, и нам Господь эту возможность дает в святых Таинствах, в Святых Дарах, которые освящают нашу жизнь и наше тело. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Причащаться надо как можно чаще. И даже если ты, по своим грехам, черен с головы до ног, но если ты приступаешь к Святым Таинам с чувством своего недостоинства и всеокаянства, то Господь будет освящать тебя, убелять, так что ты просияешь и очистишься, и милостью Божией спасешься».
Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, как мы должны причащаться: «Не время и не праздник делают нас достойными Причастия, а чистая и безукоризненная жизнь. И если ты в таком состоянии будешь причащаться хоть каждый день, то не погрешишь; если ты и единожды в год будешь причащаться, но с нечистой совестью, то и тогда причастишься в суд и в осуждение».
Мы должны любить храм Божий, и об этом нам говорят богослужебные молитвы: «В храме славы Твоея стояще, на Небеси стояти мним...».
На надгробном памятнике митрополита Трифона (Туркестанова), похороненного в Москве на Введенском кладбище, написаны такие слова: «Дети, любите храм Божий — небо на земле!».
Рай сладости для Ангелов сейчас есть небо, а для нас, православных христиан, рай — это наши православные храмы, где Сам Господь невидимым образом слышит наши молитвы, наши прошения и воздыхания сердечные. В храме Божием одно только «Господи, помилуй!», произнесенное единым сердцем и едиными устами, больше всей Псалтири, прочитанной дома наедине.
Сегодняшний праздник — праздник Введения Девы во Святая Святых, то есть туда, где живет Бог, незримо, невидимо, но реально и существенно касаясь наших душ и сердец, когда мы отрешаемся от этой суетности и приземленности. А это возможно только путем сугубой сердечной молитвы, к которой мы с вами должны стремиться. Но исполнение заповедей Божиих, добрые дела и богоугодная жизнь — это есть средства к тому, чтобы мы были готовы к внутреннему богообщению. Сугубая молитва сердечная рождается из внимания; когда нет внимания, тогда молитва бывает без души. Как говорят святые отцы, прежде всего нужно приготовиться к молитве вниманием, и тогда возносить свои молитвы перед Богом, и пусть за вниманием следуют слова. Потому что если будут слова молитв без внимания, это есть только сотрясение воздуха, олицетворяющее молитву; а дальше они нам говорят, что за словами пусть следуют и чувства. Если говоришь: «Господи, помилуй!», то и сердце пусть отзывается: «Господи, помилуй!». Говоришь: «Слава Тебе, Господи!», пусть и сердце твое возвеселится и возрадуется. Это внутреннее единство, внимание к словам и чувствам нашим, соединенное вместе, в образ Пресвятой Троицы, есть истинная и настоящая молитва.
Святой Василий Великий говорит, что молитва должна начинаться прежде всего с благодарения. Поблагодари Господа за то, что ты родился, что ты крестился, за то, что ты в вере православной, за то, что еще жив. «Посей славословие Богу, чтобы пожать венцы, почести и похвалы в Царстве Небесном»,— так говорит святитель Василий Великий.
Затем в молитве исповедуй грехи твои, а потом испроси полезное душе твоей. Попроси о своем спасения, о спасении твоих родных и близких, о людях, которые еще не познали Господа.
«Не будем считать хвалу маловажным делом, но прежде уст пусть возносит ее наша жизнь, и прежде языка — наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить Бога, воспевать Его самой жизнью»,— поучает святитель Иоанн Златоуст.
В святом Евангелии Господь говорит нам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Мы должны знать, что кому много дано, с того больше и взыщется; первые будут последними, а последние первыми, поэтому, сколько бы мы в вере ни жили,— может, мы крестились еще в раннем возрасте, и уже до седин своей жизни дошли,— но и тогда все равно должны говорить: «Мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10); «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113, 9).
Будем вспоминать свой первый приход в святой храм, как мы боялись даже порог его переступить, боялись сказать лишнее слово — многие об этом забывают и теряют страх Божий. Сейчас в храмы Божии не входят, а вваливаются как завсегдатаи, как «свои», и презирают страх Божий, который должен быть всегда, до последнего нашего издыхания.
Псалмопевец Давид нам говорит: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8). Благоговейное чувство мытаря — «Боже, милостив буди мне, грешному!», должно сопровождать всегда нашу жизнь, и тогда из храмов Божиих мы будем выходить очищенными и прощенными.
Мы не должны забывать возносить молитвы о своих близких. Апостол Павел сказал, что кто небрежет о домашних своих, «тот отрекся веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).
Матерь Божия слышит молитвы, возносимые от полноты души.
Один архимандрит рассказывал такую историю. Однажды пришла женщина к священнику и говорит ему: «Батюшка, сын мой пьет, на меня ругается, дерется, совсем не знаю, что с ним делать!». И в таком отчаянном положении просит у священника молитв. Сама она была человеком нецерковным. Священник ей говорит: «Ходи в храм, молись, ставь свечи, Господь услышит твои молитвы». И вот она начала молиться, читать акафисты, Псалтирь. Через некоторое время приходит опять к священнику и говорит: «Батюшка, я молюсь, как вы мне сказали, но Бог меня не слышит, все остается по-прежнему, и сын мой пьет еще сильнее». Тогда он спрашивает у этой женщины: «А как живешь ты сама? Соблюдаешь ли ты пост?» — «Нет».— «Исповедуешься ли?» — «Нет». «Ходишь ли в храм Божий каждый воскресный день?» — «Нет».— «А добрые дела стараешься делать?» — «Нет».— «Так вот в этом вся твоя вина, "Бог грешников не слушает,— говорит нам Священное Писание,— но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает" (Ин. 9, 31)».
Вернулась эта женщина от священника, стала внимать Евангелию, жить по-христиански, благочестиво. И вот однажды удалось ей уговорить сына поехать в Почаевскую Лавру. Когда же он приложился к стопочке Божией Матери, его осиял свет, и вдруг он понял, сколько слез он доставил матери своей неразумной и непутевой жизнью. И внутри у него как бы что-то перевернулось, он пошел к матери и стал просить у нее прощения. Тогда она припала к Матери Божией и стала благодарить Ее, что Она услышала наконец-то ее молитву.
Это случилось потому, что эта женщина сама свою жизнь стала исправлять. А то многие женщины начинают всех учить и вразумлять, когда на самом деле им надо прислушаться к тому, что говорит апостол Петр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3, 3).
Вот и мы должны иметь чистое и богобоязненное житие, и тогда услышаны будут наши молитвы и прошения.
И еще, обращаясь к женщине — христианке, епископ Феофан Затворник говорит: «Вы — жена, мать, хозяйка. В исполнении этих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о чадах своих, уподобляются мученикам, и потому я говорю вам: ожидайте и венца мученического».
Пресвятая Владычица наша Богородица, когда распинали Ее Сына, стояла и смотрела на Его страдания, и вместе с Ним как бы распинали и Ее. Когда вбивали гвозди в Тело нашего Господа, тогда эти гвозди, мысленно и душевно, вбивались и в тело Пресвятой Богородицы. Она до конца вынесла эти душевные страдания, как Ей и предсказал Симеон Богоприимец: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).
Что пришлось пережить Ей, чтобы «открылись помышления многих сердец», чтобы Она в Своем материнском сердце воспринимала страдания, муки и боль тех матерей, которые обращаются к Ней за помощью, понимала, слышала, помогала и спасала Своей неизреченной любовью и молитвой?
Когда совершается служба Владычице нашей Богородице ради чудотворной Ее иконы «Неупиваемая Чаша», мы слышим там такие слова: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. О Воспетая Мати и Дево, приклонися милостивно к молитвам нашим...». Так, Елисавета, когда встретила будущую Матерь Божию, то сказала: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 43).
Мы бываем недостойны этого заступления и милости, но Матерь Божия подает нам Свою помощь и простирает над нами Свой покров. Ее молитвами мы имеем в своей душе мир и радость. Остается только нам восклицать: «И откуда нам сие, да прииде Матерь Господа нашего к нам!».
Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.
архимандрит Мелхиседек