Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Приближаясь к неизреченному событию, всеторжественному и вседуховному празднику Рождества Христова, к этому поистине небесному и земному ликованию не только на земле, но и на небе, со всей полнотой Церкви взываем: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся, пойте Господеви вся земля...»...
Сегодня, в этот святой день, когда уже началось это Рождественское торжество, наши мысленные взоры переносятся к событиям той ночи, в которую родился Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек. «Нас ради и нашего ради спасения» Господь стал одним из нас по Своему желанию. Он так же, как и мы, воспринимал и боль, и радость, и тоску, и ликование. Господь и алкал, и жаждал, и оплакивал Своих друзей — Лазаря Четверодневного, был гоним врагами и, наконец, на Голгофе принес Себя в жертву за грехи всего человечества — не просто за все абстрактное человечество, а за каждого человека конкретно, за тебя, за меня.
Жертва Господа — это еще и участие в жизни каждого из нас. Не просто так мы с вами живем, не просто так имеем веру и возможность причащаться Святых и Животворящих Таин, быть чадами Божиими. Апостол Павел так сказал: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23).
К тому времени мир до такой степени загнил в грехах, до такой степени извратился, что невозможно было спасти его другим способом от греха, проклятия, смерти и беззакония, от безнравственности, лжи, блуда, разврата, сребролюбия, убийств, ненависти, как только ценою смерти Господа Иисуса Христа — единственного безгрешного на земле.
До этого людям посылались пророки, говорившие об истине, об образе нормальных человеческих отношений. Пророков не слушали, убивали и продолжали жить по своим похотям, забыв об истине, любви, правде. Только в некоторых душах жила вера, надежда и ожидание Спасителя.
Что означало само ожидание Спасителя, и от чего Он должен был спасти человека? Мы знаем, что человек был сотворен Творцом по образу и подобию Божиему для царствования над всей вселенной, для ликования от жизни с Богом, для вечной жизни. Он жил в раю, мог говорить с Богом, радоваться, дышать Им.
Современный поэт, предощущая это, так написал: «Я христианства пью холодный горный воздух». Ведь действительно, без внутренней духовной жизни, без веры, без благодати Божией человек в этом мире просто задыхается.
Совершилась необычайная трагедия: Адам отпал от Бога, в мир вошла смерть. Смерть и есть главный враг, от которого должен избавиться человек, так как к бессмертию был призван человек и бессмертным был создан, но бессмертным в возможности. Однако, эта возможность Адамом реализована не была. Господь дарует нам эту возможность, разрушив смерть смертью Своею: «смертию смерть поправ».
Апостол Павел говорит, что Христос — Новый Адам, первенец из мертвых, первый проложил дорогу к небу для человека, потому что был не просто человек, а Богочеловек, имеющий в Себе жизнь вечную: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20–22).
Господь и в наше человеческое естество вложил стремление и возможность достижения вечности, при условии, что человек пойдет путем Божиим, путем исполнения заповедей евангельских.
Сегодняшний день — день начала празднования Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, для каждого из нас день особого обращения к Христу: «Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше; сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуия» (Акафист Пресвятой Богородице, кондак 8-й).
Для нас, православных людей, людей знающих Бога и стремящихся по мере сил исполнять Его святую волю, ужаса в смерти уже нет. Есть только временное разлучение души от тела, которое называется преставлением, то есть переставление от худшей жизни к лучшей, и смерть есть только временный сон. Мы веруем: Господь каждого человека, верного Ему, приводит к радости, дарует ему жизнь вечную. Господь разрушил грех и смерть, а на Кресте примирил небо и землю, Бога и человека.
В праздничном кондаке поется: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют...». Мы вспоминаем в этот святой день волхвов, восточных мудрецов, живших обетованием пришествия Мессии. Они предприняли далекий и трудный путь, чтобы увидеть Истину своими глазами, и принесли Младенцу Христу дары. Евангелие открывает нам, какие именно дары были принесены родившемуся Господу. Золото — как Царю; каждый из нас, верных, тоже должен принести Господу Иисусу Христу золото. Но не то вещественное, которое сегодня ценно, а завтра оно нам и не нужно. Ведь если нет мира, радости, взаимопонимания, здоровья, то ни за какое золото человек радости себе не купит, даже одного дня жизни себе не прибавит. Пошлет Господь Ангела взять душу из временной гостиницы, из нашего тела, и ничего человек сделать не сможет, потому что и жизнь отдельного человека, и всего мироздания — в руках Божиих. Принесем же и мы, по словам святых отцов, золото любви к ближним, поскольку с этого начинается христианская жизнь. Какие бы дела ни совершил в своей жизни человек, но если он остался злым, себялюбивым, то этот человек ничего не сделал в совершенствовании своей христианской жизни и для Бога.
Потому что с момента Рождества Христова уже не ветхий закон должен быть внутри нас, но заповеди и следование им: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя» (ср.: Мф. 22, 37, 39). Все остальное только средства к тому, чтобы мы стали по своему сердечному, душевному и духовному устроению другими людьми, людьми новозаветными.
Святой евангелист Иоанн Богослов нам говорит, что Бог есть любовь, потому и нам заповедал: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между между собою» (Ин. 13, 34–35).
Господь не сказал, что узнают вас по одежде, хотя и одежда должна быть соответственной нашему исповеданию, или по четкам и черным платкам, опущенным головам или скорбным и унылым лицам, выражающим глубину покаяния,— нет; все это надо иметь, но внутри души.
Господь нас учит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16, 18). Ни на каком внешнем образе жизни Господь наше внимание не останавливает: только на одном и самом главном, что делает нас учениками Христовыми,— любви между собою.
Если в своей душе мы имеем только небольшой росток, слабый отблеск этого чувства, надо молиться всесильному Богу, чтобы Господь возрастил росток в дерево, приносящее плоды любви, а слабый отблеск воссиял полнотой небесного сияния любви, отчего могла бы согреться наша жизнь, жизнь близких, а потом всех тех, кто окружает нас. Будем же делать прежде всего дела любви, потому что недостаточно одного сострадания: «Слова назидают, а дела влекут». Именно дела являются выражением нашей любви, сердечного участия, ласки и доброты.
Также волхвы принесли Господу ладан — как символ особого молитвенного почитания. Христианин тоже должен приносить Господу свой ладан — душевное, молитвенное благоухание. Как ладан кадильный восходит от земли на небо, так и молитва наша не должна стелиться по земле, увязать только в прошении земного, суетного, вещественного.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, придя к царю и имея редчайшую возможность стоять пред лицом царя и обратиться к нему, ты оскорбишь его, если в этот момент будешь просить у царя грязи. Когда вы идете предстоять пред Невидимым Всесильным Богом, не просите у Него грязи, а просите у Него самого главного в жизни — спасения своей бессмертной души, изменения сердца к любви, к доброте, к чистоте, к истине. Просите самого главного, а все остальное приложится вам: и здоровье, и внешние успехи, и благополучие, потому что все это зависит от нашего сердца, веры и верности Господу нашему Иисусу Христу. Многие люди сейчас верят в Бога, да и сама жизнь подвигает их к этому, но не много среди верующих людей верных Богу, а между верой и верностью существует еще очень большое расстояние. Нужно быть верным Богу, соблюдая Его святые заповеди, оставленные нам в Евангелии.
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский пишет: «Надо окружать себя доверием к Богу, связывать себя зовами Его и блаженствами».
Волхвы принесли Господу и смирну — это благовоние на востоке было символом воздаяния последних почестей умершему. Они пророчески предрекают смерть родившемуся Младенцу — за жизнь всего мира. Каждый христианин должен эту смирну носить в себе, как решимость умереть греху в своей жизни, и жить только для одного — только для Бога. Надо иметь в сердце решимость расстаться с грехом, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, что никто не бросает в собаку хлебом, а бросает камнем.
Мы же, порой, бросаем хлебом в свои блудные, нечистые страсти; с одной стороны, мы гневаемся на них, каемся в них, а где-то в глубине души имеем тайное сочувствие, сопереживание, жаление к ним. Таким образом мы никогда не сможем победить страсти. Надо иметь решимость раз и навсегда порывать с грехом, и пронести эту решимость до конца дней своих, потому что Господь любит людей мужественных, тех, кто имеет в сердце решимость. Имеющих же такое неустойчивое состояние души Господь, обличает, говоря: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15–16).
Когда человек не имеет решимости, не имеет постоянства в доброделании, он может скатиться потом до любого состояния. Человек же должен пронести чувство любви к Богу, горение сердца как некий долг Господу, несмотря на любые обстоятельства жизни: тяжело ли, легко ли, есть настроение или нет, больны мы или здоровы, в старости или нет.
Сегодняшний день еще и еще раз открывает нам глубину любви Бога к человеку, любви такой, которой ни один ум, ни один гений не способен был придумать и представить.
Люди неверующие говорят о вере, как о потребности человеческого сердца, ума, создавшего некий миф, образ для собственного утешения и обретения равновесия душевного. Но если мы задумаемся о нашем Господе, разве кто-нибудь мог себе представить Бога до такой степени униженного, как младенца, лежащего в яслях, претерпевшего, еще только родившись, гонения от Ирода нечестивого? Если бы человек создавал себе Бога, то создавал бы могущественного, непобедимого, пред Которым не устояли бы никакие цари и власти, и ни о каких гонениях не могло бы быть и речи.
Какая же фантазия, создавшая Бога, могла бы потом и возвести Его на Крест? Это безумие! Человеческий ум никогда бы не смог до такого додуматься и сотворить такое. Поверить в Бога униженного, оскорбленного, распятого и только потом воскресшего из мертвых — это откровение, это дар, это явление. Это то, что Господь даром дал миру. Он открыл это Сам о Себе Самом в Евангелии и в жизни мира.
Будем помнить, что не мы избрали Бога, но Бог избрал каждого из нас, чтобы мы могли своими собственными глазами, своею жизнью, умом, всем своим существом почувствовать истину, жить ею, радоваться ею бесконечно — вот к чему призвал Бог каждого из нас.
Почтим Христово Рождество,
Того, Кто вызвал в нас сердечность,
Явивши в Боге человечность
И в человеке Божество.
Это Божественное, которое Господь вложил в душу каждого из нас, пронесем же до конца своей жизни, борясь со страстями и грехами, стремясь хоть в малой степени уподобиться тому идеалу, который являет нам родившийся на земле Господь Иисус Христос! Аминь.
архим. Мелхиседек