Главное

Расписание богослужений

zaheuВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Евангелие нам говорит о встрече Бога и человека. Это рассказ о Закхее. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этими словами Господа завершается сегодняшнее чтение. Этот рассказ мы все хорошо знаем и помним. Но Евангелие это не слово человеческое. Это слово живого Бога, и оно имеет великую животворящую силу. Слова Мои есть Дух и жизнь, как говорит Сам Господь.

Эта всем нам известная история о Закхее не перестает волновать нас и сегодня. Господь проходит через Иерихон. В этом городе жил Закхей. Он был богатым человеком. Он был не просто мытарем – сборщиком податей для Рима. Он был начальником мытарей в Иерихоне. К мытарям народ относился с презрением и ненавистью. Мытарь – это было слово, как позорное клеймо на человеке алчном, жестоком, бессовестным, закосневшим в своей неправде. Для фарисеев, да и не только для них, мытари, эти сборщики податей для ненавистного им Рима, были изменниками и предателями в Израиле. И даже Сам Господь говорит о тех, кто ожесточается в своей нераскаянности: «А если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь».

Закхей был начальником мытарей. Он был богат, и у него была немалая сила и власть. В Иерихоне он был не последним человеком. Имя Закхей значит «праведный, справедливый». И какой горькой насмешкой, как издевательство звучало это имя в Иерихоне, где было так много людей, которых этот человек обидел, обездолил, притесняя без жалости. Богатство, которое собрал Закхей, это было богатство неправды. Да и вся жизнь этого человека, по-видимому, была сплошным служением мамоне неправды. Так судили люди в Иерихоне, знавшие Закхея. И конечно едва ли они могли судить иначе. С презрением и ненавистью они осуждали его. Так судили люди. Так почти всегда судим и мы, видя явные грехи и пороки человека. Но не так видит и не так судит Бог. Каждый человек – это тайна. И то, что совершается в сердце человеческом, знает только Бог и те, кому Духом Святым открывается та глубина души человеческой.

Господь говорит в Евангелии: «Не судите, да не судимы будете». Закхей был грешный, очень грешный человек. Он сам это знал, и ясно осознавал себя таким. Но, несмотря на всю неправду и уродливость своей жизни, он оставался человеком живым. Он не был духовным мертвецом, подобным тем гадаринским жителям, которые видели исцеленного бесноватого, но лишившись своего стада свиней, утонувшего в море, со страхом просили Христа: отойди от нас, оставь нас, не мешай нам жить так, как мы хотим, как мы привыкли жить. И о таких Господь сказал страшные слова: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

Закхей таким мертвецом не был, у него была жива совесть. Он ее попирал, насиловал, заглушал всей своей жизнью, но она в нем до конца не умерла. И она не давала ему покоя. Власть, деньги, положение в обществе, все те земные блага и наслаждения, которые может дать богатство, – все это было у Закхея. Но не было мира в его душе, не было мира с Богом, с людьми, не было мира с самим собой. Но грех, эта неправда жизни, жизнь в этой стихии не смогли убить в Закхее голоса совести, этого голоса Бога, который звучит в сердце каждого человека, кто бы он ни был. Совесть его мучила и обличала. И Закхей мучился и страдал. Он видел всю неправду, уродливость и безобразие своей жизни. Но совесть не только обличала его, она звала его, убеждая изменить, исправить свою жизнь. И как всякий верующий иудей, Закхей конечно верил в пророчество о мессии и ждал его прихода. Закхей не был в числе крестившихся в Иордане у Иоанна Предтечи, но он не мог не знать о его проповеди покаяния, которая, как гром, прозвучала для всех в народе Божием из Иорданской пустыни. Иоанн свидетельствовал, что за ним идет Мессия – Христос, что Он уже пришел. И Царство Его, Царство Небесное приблизилось. И надеждой, и тревогой, и ожиданием был полон Божий народ.

И вот явился Иисус из Назарета. О Нем, как о Христе, свидетельствовал сам Иоанн. Своим словом, Своим новым учением Он поражает умы и сердца людей. Он исцеляет слепых, хромых, прокаженных. Он со властью изгоняет бесов. Он говорит с фарисеями и с простым народом, с мытарями и грешниками и не гнушается их, не гнушается войти в их дом. Кто Он? Пророк, учитель, Мессия? Или лжец, обольститель? В одних Иисус вызывает любовь и благоговейное поклонение, в других – неприязнь, зависть и даже ненависть и злобу. Кто Он, Иисус из Назарета? Закхей хотел увидеть Его. Это не было просто любопытством. Это был зов Божий. Это было желание в этой неправде жизни увидеть посланника Божия, увидеть Его лицом к лицу, услышать голос правды Божией.

И вот Иисус проходит через Иерихон – город, где жил Закхей. Как и всегда, Господа окружала толпа людей. Закхей был человеком маленького роста. Из-за толпы он не мог увидеть Иисуса. И вот забыв свой возраст, свое достоинство, обо всем забыв, Закхей забегает вперед и как мальчишка залезает на дерево, на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса, увидеть Его лицо. И он не боится быть смешным, осмеянным. Он хочет видеть этого учителя или пророка, о Котором в народе не умолкают споры. Может быть это и есть Христос, Сам Мессия?

И вот здесь совершается то, чего не мог ожидать Закхей. Он увидел Господа. Их глаза встретились. И Господь, Который никогда не видел Закхея, говорит ему, зовет его по имени: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Господь увидел Закхея и его позвал, заглянув в глубину его сердца, и увидел, что этот человек томится и ищет Бога. В этом мире греха, в мире лжи, корысти, лицемерия и неправды человек алчет, жаждет Божией правды, праведности и очищения. Он видел всю его жизнь, все его грехи, но ответил Закхею не словом обличения и суда, а любовью, верой в то святое и праведное, что еще живо было в Закхее. Господь увидел, чего не видели люди, то, что может увидеть в человеке только Бог.

Встретились Бог и человек, которые искали друг друга. И в этом лике Христа Господа Закхей увидел и милость, и суд, и бесконечное милосердие и сострадание, и вместе с тем неодолимую силу Божией правды и святости. Закхей увидел и узнал Христа, своего Спасителя, своего Бога, Который как Бог знает его, Закхея, и верит в него, грешника, что он может измениться, стать сыном веры, сыном Авраама. И в этот момент что-то надломилось в Закхее, как будто спала пелена, и разом упали, рассыпались в прах все те оковы, ко-торые держали его в узах неправды и греха, в этом рабстве. В одно мгновение Закхей, этот маленький человек, вдруг распрямился, расправился и стал перед Богом уже иным, новым человеком. И пораженный, не помня себя от радости, Закхей принял его в свой дом и сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, кого чем обидел, воздам вчетверо». Это был плод покаяния, это то, чего ждет от нас Бог, это того, чего так мало в нас. Это завет Богом об исправлении жизни, как говорит Иоанн Лествичник. И Господь, радуясь, говорит: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (Закхей) сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

То, что совершилось в Закхее, не было только порывом, как это часто бывает у нас. Святой Климент Римский свидетельствует, что Закхей стал спутником апостола Петра. И он проповедовал Евангелие. И в Риме при Нероне Закхей умер как мученик, своею смертью за Христа запечатлев верность Богу.

«Не судите, да не судимы будете». Еще и еще раз мы должны помнить эти слова. Многие последние будут первыми, а первые последними. Бог ищет спасение каждого человека, зовет, стучит в двери нашего сердца. И человек ищет Бога, ищет, подчас еще не сознавая этого, потому что по природе каждая душа христианка. И ничто материальное, ничто земное, чувственное, временное, человеческое не может утолить духовную жажду, жажду Бога. И ничто не может до конца заглушить в человеке это стремление нашего сердца.

«Для Себя Ты создал нас, Господи. И сердце человека ни в чем не находит покоя, пока не упокоится в Тебе, Господи», – говорит блаженный Августин. Но чтобы встретить Бога, встретить Христа, надо оставить все, все суетное – дела, заботы. Надо опередить толпу и подняться над ней, как Закхей поднялся на дерево, не боясь быть непонятым, смешным, осмеянным людьми. И не о Крестном ли Древе напоминает нам смоковница, с которой Закхей увидел лик Христа. Только тогда в нас созреет ненависть ко греху. Когда это произойдет – эта святая ненависть к греховному рабству с решимостью, готовностью исправить искаженную и обезображенную грехоми неправдою жизнь, Господь Сам приходит в дом нашей души. Бог стал человеком и пришел не судить, а спасти мир. И каждому, кто стремится к Господу, кто очищает себя покаянием и имеет в себе эту решимость исправить свою жизнь, с верой обращаясь к Нему в покаянии, Господь дает и свет, и мир, и радость, и готовность идти за Ним крестным путем, не жалея себя, не боясь страданий за исполнение заповедей любви.

Пусть никто никогда не дерзает судить и не отчаиваться в своем спасении. Мы живем и спасаемся милосердием Божиим. Бог пришел взыскать и спасти погибшего. Еще и еще раз будем помнить то, что сказал Господь: «Не судите, да не судимы будете». И нет такой незаходимой бездны греха, нет такой коросты порока, которая не могла бы очиститься искренним покаянием, если только мы всем сердцем обратимся к Господу. Верим, что Господь услышит и примет нас, как принял этого мытаря, ставшего сыном Божиим по благода-ти, сыном Авраама.
Аминь.

игумен Ипатий

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция