Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, мы слышали слово Евангелия, которое заканчивалось такими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). «А для чего вообще нам каяться? — спросят многие.— Разве мы хуже других?»
Почему Спаситель, Иоанн Предтеча начинают свое служение не словами: «Да возлюбите друг друга!..», «Да творите милостыню!..», «Да прощайте друг друга!..», но начинают именно со слова: «Покайтеся!..» (Мф. 4, 17; 3, 2)? Именно потому, что покаяние — есть всеобъемлющая добродетель. Покаяние — есть очищение души, изменение души к лучшему, светлому, чистому, возвышенному, небесному. Человеку необходимо всегда думать об истинном покаянии, изменении (а именно так с греческого языка переводится это слово), а не о внешнем проявлении покаяния, которое мы можем принять за само покаяние. Внешнее — это пост, слезы, молитва, бдения, но не его суть. Смысл и суть покаяния в том, чтобы мы стали другими людьми. «Ради чего?» — опять спросите вы. Господь говорит нам о том, что в Царство Небесное «не войдет... ничто нечистое» (Откр. 21, 27). А Царствие Божие — это конечная цель каждого христианина.
Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Не падать свойственно только Ангелам: человекам свойственно падать и вставать: а, падши, пребывать в падении свойственно одним бесам. И мы будем осуждены не за то, что мы пали, но за то, что мы не встали».
Лествичник советует каждому из нас не оставлять дел покаяния и не унывать, как бы низко мы ни пали. Ибо Ангел-хранитель, видя скорбь и твое желание стать лучше, за труд и постоянство в свое время подаст тебе изменение твоей жизни. «Враг рода человеческого, диавол, часто прибегает к одной хитрости,— говорит нам Иоанн Лествичник.— До грехопадения он внушает человеку, что Бог милостив, милосерден, человеколюбив и всякий грех прощает. Но после грехопадения внушает человеку, что Бог неумолим. Первым внушением он добивается, чтобы человек впал в беспечность, в нерадение, вторым — чтобы человек впал в отчаяние, в уныние, потерял надежду на Бога и Его милосердие».
Но нам не надо забывать того, что говорит Иоанн Златоуст: «Наши грехи по сравнению с милосердием Божиим — как горсть песка, брошенная в море. Но что я говорю? Море имеет предел, а милосердие Божие предела не имеет».
В одном из Патериков описывается такой случай. Умер некий человек, ведший греховную жизнь. Другому было открыто, что Ангелы и бесы приступили к душе этого человека. Бесы говорят: «Наконец-то он наш и наш навсегда, потому что до самой смерти творил дела наши. А тот, кто творит дела наши, тот есть сын диавола».
А Ангелы, приступившие к душе, спросили Ангела-хранителя: «Так ли это?». Ангел-хранитель отвечает: «Да, действительно. Вся его жизнь была нечестивой, и не было такого греха, которого бы он не сотворил. Но перед смертью он начал болеть и задумываться о прожитой жизни, о душе, о вечности, об ответе. И исповедал перед Богом все свои грехи с покаянным чувством, со слезами, от всей своей души и от всего сердца. Господь милостив, Он принял его покаяние».
Тогда бесы сказали: «Если даже этот человек имеет надежду на спасение, тогда мы зря трудимся». И Ангелы отвечали: «Действительно, всякий, кто принесет истинное покаяние и изменение всей своей жизни, наследует жизнь с Богом».
Но к этому надо стремиться сейчас, не откладывая на завтра и послезавтра. Мы же, люди церковные, не должны обольщаться тем, что мы отошли от тех грехов, которые были у нас прежде, или которые есть сейчас у других. Но мы должны помнить слова Спасителя: «Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19, 30). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов... бит будет много; а который не знал... бит будет меньше» (Лк. 12, 47–48).
Святитель Иннокентий Херсонский говорит: «Не обольщайся, что у тебя нет на шее греховного камня — большого греха, который может потопить тебя в пучине морской. У тебя на шее мешок с песком, он наполнен грехами, которые ты считаешь мелкими, но их — целый мешок. Образумься и скинь с шеи этот греховный груз».
Иоанн Лествичник учит: никого и никогда не осуждай, так как в этом состоит истинное покаяние. Кающийся человек сам себе изобретает наказание. Человек, погруженный в покаяние, считает себя достойным всякого наказания от Бога. Он уже не задает вопрос: «Почему?», «Для чего?», «Отчего именно со мною?»...
Оценим честно свою прожитую греховную жизнь. Может быть, за наши грехи нас давно и быть не должно на белом свете? Но Господь милосерд и ждет нашего покаяния буквально до последнего нашего вздоха, чтобы хоть в последний момент, но спасти человека.
С чего же и когда нам надо начинать дело покаяния? Покаяние всегда должно быть нашим состоянием и время для него — сегодня, самое подходящее. Не надо думать, что мы, живя уже много лет в Церкви, не нуждаемся в покаянии. Наоборот, чем ближе к Богу, тем отчетливее видит человек свои грехи. Многие скажут: «А в чем каяться? Была генеральная исповедь — исповедь за всю свою жизнь. По милости Божией у меня уже нет тех грубых грехов, которые были когда-то». Но авва Дорофей учит, что чем больше мы приближаемся к свету, тем лучше видим свои недостатки.
Когда пришли Ангелы за душой аввы Арсения — великого подвижника, творившего чудеса и воскрешавшего мертвых, то он взмолился: «Подождите!»,— словно он и не начинал дело покаяния. Когда ученики спрашивали его: «Авва, боишься ли ты Бога?»,— он отвечал: «Да, боюсь».— «Как же так? Ты же во святых по твоей жизни!».— «Иной суд Божий, и иной суд человеческий...» — ответил авва.
Таков правильный взгляд святых — не доверять самому себе до самого последнего часа. Нет такой высоты, с какой невозможно было бы упасть. А самый верный и самый надежный путь в деле покаяния — есть самоукорение.
Так и святые: чем больше они приближаются к Богу, тем грешнее себя почитают, ибо сравнивают себя с Ним. А как достичь такого состояния? Дело в том, что об этом можно только молиться, и молиться усердно. Ибо святитель Игнатий Кавказский говорит нам, что видеть свои грехи гораздо труднее, чем видеть Ангелов. «Будем молиться,— говорит он,— о том, чтобы Господь даровал нам видение своего собственного духовного устроения». А этого невозможно увидеть, если не смотреть на себя через призму Евангелия. В нем, как в зеркале, мы можем увидеть всю нашу наготу, всю нашу внутреннюю духовную мерзость, несовершенство, непостоянство, абсолютную удаленность от Бога за наши грехи.
Не живя по Евангелию, мы думаем, что все у нас нормально, благополучно, но по большей части это — иллюзия.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит, что человек, считающий себя безгрешным, находится в прелести, так как он не стоит на пути спасения.
Так будем в течение всей нашей жизни в дальнейшем просить Господа даровать нам способность не только видеть свои грехи, но и возненавидеть их. И не только возненавидеть, но и сотворить плоды, достойные покаяния, чтобы через убеленную и преображенную благодатью и милостью Божией душу мы вошли, наследовали и насладились тем Царством, которое нам обещал Христос Спаситель. Аминь.
архимандрит Мелхиседек