Главное

Расписание богослужений

sanday-of-asotos zdiВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Аминь, аминь глаголю вам, яко велия радость будет на небеси о единем грешнице кающемся» (ср.: Лк. 15, 7) — говорит Господь, убеждая нас в том, что мы имеем на небе милующего и любящего Отца, Который непрестанно являет нам пример Своего милосердия и человеколюбия.

Мы помним о том, как Он помиловал Матфея-мытаря, помним о том, как Он помиловал покаявшуюся блудницу, как Он возвратил апостольство покаявшемуся Своему ученику Петру. И сегодня, в преддверии наступающего поста, мы должны помнить о том, что принесенное нами искреннее покаяние в своих грехах, наши труды покаяния обязательно будут вознаграждены милостью, помощью, благодеянием и любовью Божиими. Но только от нас зависит: получим мы это или нет, потому что апостол сказал: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто щедро сеет, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). И вот, чтобы мы не забывали о милосердии Господа, в сегодняшний день — за две недели до начала Великого поста, до великого подвига покаяния — Святая Церковь утверждает и укрепляет нас притчей о великом Божественном милосердии.

Мы слышали в сегодняшнем евангельском повествовании, что у одного отца было два сына: младший из них сказал: «Дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им поровну. И вот этот сын ушел «на страну далече» и в малое время расточил все отцовское имение, как говорит нам Евангелие, «живя блудно». Но когда он начал алкать, когда пришел в великую нищету и погибель, то вспомнил о том, как отрадно, хорошо, спокойно и тепло было в отцовском доме. А сейчас он вынужден питаться вместе со свиньями. Евангелие говорит нам, что он «пришел в себя». И каждому из нас необходимо на пути нашего жизненного бытия когда-то остановиться и «придти в себя». Господь по Своему милосердию дает нам эти великие дни — дни святого поста, чтобы мы пришли в себя хотя бы раз в год.

Авва Дорофей говорит нам, что Великий пост — есть десятина Богу от всех наших трудов и дел. Эта Великая Четыредесятница освящает весь грядущий год. И оттого, как мы проведем этот пост, зависит наше духовное состояние в течение последующего церковного года. В эти минуты, в эти святые дни важно прийти в себя. А что значит «придти в себя»? Это значит — увидеть самого себя таким, какой ты есть, прийти к познанию самого себя, потому что даже мудрость человеческая гласит: «мудр тот человек, который познал самого себя». Вот и нам с вами необходимо увидеть свои грехи, потому что мы по своей бесчувственности, забвению и суете ушли от Отца Небесного и занялись жизнью свинской, гоняемся за материальными благами, за внешним благополучием, думаем обустроить свою жизнь без Бога и забываем про то, что Господь сказал нам в Святом Евангелии: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21) и «Царствие Божие — не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Все внутри нас, все с нами — и Царствие Божие и Царь, все с нами. А Царь — это Господь наш Иисус Христос, Которого душа может сподобиться умным деланием, призыванием Его и благодатью Святого Духа, подаваемой человеку кающемуся, пребывающему в постоянном памятовании Божием и ходящему пред Богом.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что этот младший сын «пришел в себя» и сказал: «встану, пойду к отцу моему». Вот это — второй шаг на пути покаянной жизни: сначала осознать и увидеть свой грех, а потом набраться решимости раз и навсегда оставить его, как сказал этот сын: «встану, пойду к отцу моему». Вот именно «встану», потому что все мы в той или иной степени валяемся в грехах и даже не видим порой от отчаяния и уныния, что изо дня в день мы впадаем в те же самые грехи. У нас опускаются руки, мы приходим в отчаяние от своего эгоизма, от своей гордости, жадности, от своих гневных, лукавых, блудных помыслов и думаем, что им не будет конца и края. Потому что каждый день мы согрешаем — если не делами, то мыслями, и от этого отчаиваемся и унываем. Но преподобный Иоанн Лествичник вдохновляет нас и дает надежду. Он говорит: «Не падать свойственно одним только Ангелам; падать и вставать свойственно людям; упавши, никогда не вставать свойственно только одним бесам. И мы будем осуждены не за то, что пали, но за то, что мы, падши, не встали». И вот это надо помнить: в какую бы бездну грехов мы ни пали, все равно каждый день надо заново начинать свою жизнь. Никто из нас никогда не говорит: «Не буду мыть руки, потому что опять на следующий день их испачкаю». Но каждый день, сколько бы мы их ни пачкали, мы каждый раз их моем, особенно на ночь. Так и с душой. Будучи боримы помыслами, грехами, пороками, страстями и беззакониями, мы должны с искренним покаянием молиться: «Господи! Ты знаешь мои грехи, прости меня, помоги мне хоть в следующий день избавиться от этого гнева, от эгоизма, жадности, уныния, помоги начать новую жизнь!». Этот молитвенный вздох бывает порой важнее всяких дел, потому что искреннее обращение дарует чистоту сердца.

И вот Священное Писание нам говорит, что этот сын не только сказал, что «встану, пойду к отцу моему», но на самом деле встал и пошел, то есть решился раз и навсегда оставить свою прежнюю греховную жизнь. И когда он шел и был еще вдалеке, то отец, увидел его, грядущего из страны далече (потому что каждый день он выходил и всматривался вдаль — не вернется ли его сын, не обратится ли он?). И когда сын еще не успел сказать ни одного слова покаяния или извинения, отец побежал к нему, пал на грудь его и облобызал. Вот так же велики милосердие, благость и любовь Божия к каждому из нас. Ищущий нашего обращения до последнего момента и никогда не оставляющий нас Господь ждет нашего покаяния.
В сегодняшней притче Господь явил нам этот образ Своего милосердия. Услышал все-таки отец раскаяние младшего сына: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; но прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 18–19). И, видя это искреннее раскаяние, отец говорит своим слугам: «Принесите первую одежду». Епископ Феофилакт Болгарский говорит, что «первая одежда» — это благодать Святого Духа, даруемая нам в Крещении, которую мы возвращаем слезами покаяния. И преподобный Иоанн Лествичник сказал, что слезы покаяния могут быть даже больше Крещения, потому что после Крещения мы опять впадаем в грех и беззакония, а слезы покаяния очищаютнас от вседневных грехов наших и делаются для нас «вторым Крещением».

И говорит отец: «дайте перстень на руку его», то есть дарует ему равное право распоряжаться в доме, потому что перстень тогда являлся печатью, удостоверяющей законную власть домовладельца. И он говорит, что эту равную власть делит со своим покаявшимся сыном. И говорит: «дайте... обувь на ноги его», то есть дайте ему вновь памятование о заповедях Божиих. Потому что «сапоги», как говорит нам епископ Игнатий Кавказский, есть заповеди Божии, шествуя по которым мы никогда не преткнемся, если будем иметь светом своей жизни заповеди евангельские. И говорит дальше: «Приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 23–24).

Так и Господь, принесший Себя в искупительную Жертву на Голгофском Кресте, установил великое Таинство Тела и Крови Христовых, которое преподается нам изо дня в день, обновляя наши силы, освящая наши души, даруя нам благодать Святого Духа — не по делам нашим, не за молитвы и не за подвиги наши, но единственно по Своей великой благости и милости. Этому завидуют даже Ангелы.

Епископ Игнатий приводит такое толкование на притчу о блудном сыне. Старший сын — это есть Ангелы Божии, которые как бы с неким упреком и недоумением обратились к Богу: «Как же так? Мы ни разу не преступили Твои заповеди, и Ты не дал нам Тела и Крови Христовых!», потому что они — Ангелы — лишены этого великого дара, которого сподобляются только люди.

Ангелы,— говорит нам Иоанн Кронштадтский,— завидуют тому, что мы здесь вкушаем за великой Божественной, животворящей и освящающей нашу жизнь литургией. Будем помнить об этом. С одной стороны, не будем забывать никогда, что милосердию Божию предшествовало искреннее раскаяние младшего сына, а потом уже благость Божия излилась на кающегося человека. Порой в христианской жизни бывают две крайности: одни люди помнят о том, что Господь — Праведный Судия, Который наказывает за грех по Своему великому и праведному правосудию, и приходят из-за этого в уныние и отчаяние — оставляют христианскую жизнь, не имея надежды выбраться из той ямы, в которой находятся. А есть люди, которые грешат в надежде на покаяние, надеясь, что Бог простит и помилует, забывая о том, что Бог — не только любящий и милующий Отец, но и Праведный Судия, справедливо наказывающий нас за грехи и нечестия. Но все-таки Господь милостив, как Сам Он сказал: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5–6). И в какую бы яму и бездну греха мы с вами ни пали, никогда не должны отчаиваться и унывать, но надеяться на милость, благость, помощь и милосердие Божие.

Вспоминается пример, который нам еще раз говорит, что милость и благость Божия предела не имеют. Однажды по зависти диавола один монах был выведен из монастыря, палимый блудной страстью, потому что враг рода человеческого только о том и мыслит, чтобы ввергнуть человека в этот ров погибели. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит, что «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа», и «кто растлит храм Божий, растлит того Бог» (1 Кор. 6, 18–19; ср.: 1 Кор. 3, 17). И, как сказал преподобный Серафим Саровский, вся брань в современном мире ведется за две вещи: за молитву и за целомудрие, то есть за здравомыслие, потому что человек, теряющий телесную чистоту, теряет целомудрие, у него мозги становятся повернуты в другую сторону, и он уже не может правильно рассуждать ни о себе, ни о цели своей жизни, ни о своем будущем. И особенно тому способствует великий соблазн и дьявольское средство — телевизор, от которого невозможно прийти в себя и уподобиться «младшему сыну», потому что человек пребывает вне себя, смотрит разные истории, сюжеты, переживает чужую жизнь, наполненную гнусными плотскими страстями. И как страшно, что и дети приобщаются этому. А если мы христиане, если мы хоть сколько-нибудь думаем о чистоте своего ума и о спасении своей души, то мы должны окончательно и бесповоротно решить для себя этот вопрос. Одна минута пребывания перед этим зловещим ящиком оскверняет ум на многие часы, дни, месяцы и даже годы. Когда мы стоим на молитве, вновь и вновь в нашей памяти из-за бесовских действий всплывают те или иные образы, которым мы сами, добровольно дали место в своем уме и сознании. Вот за что испокон веков ведется вся бесовская брань — за целомудрие!

И вот этот древний бес вывел монаха из обители, ввел его в одно селение, в котором он нашел девицу — дочь языческого жреца — и пожелал взять ее себе в супруги. Обратился к ее отцу и сказал: «Я хочу взять себе твою дочь». А тот говорит ему: «Тебе же нельзя этого делать, ты — монах! Но, впрочем, я пойду спрошу у моего бога». И идет в капище разговаривать с бесом. А тот говорит ему: «Скажи, что отдашь свою дочь при одном условии: пусть он снимет с себя крест, отречется от обетов монашества, от Христа и от Крещения, и только тогда отдашь ему свою дочь». Жрец пришел и говорит монаху: «Согласен ли ты сделать все то, о чем я тебе скажу?». И повторил ему слова дьявола. А монах отвечает: «Я согласен, только отдай мне твою дочь». Жрец возвращается в капище и спрашивает у дьявола: «Вот, монах от всего отрекся, отдать мне теперь ему свою дочь?». И бес говорит ему: «Нет, не отдавай ему твоей дочери, потому что до сих пор Господь не отступил от него и не отрекся». Он возвращается к монаху и говорит: «Не могу отдать дочь, потому что не добились мы того, чего хотели,— не отрекся от тебя твой Христос, но пребывает рядом с тобой и жалеет о твоем предательстве». Тогда эти слова до глубины души поразили падшего инока, который даже в душе своей предал Христа, но увидел, что не отрекся от него Господь, думая, что есть еще надежда на обращение и на покаяние.

Тогда этот инок обратно уходит в монастырь, приходит к духовному отцу, кается, падает ему в ноги и рассказывает о своем страшном, непоправимом грехе и спрашивает: есть ли для него еще покаяние? Тот отвечает: «Есть». Затворил его в отдельной келии, раз в день давал ему хлеба и воды и говорил: «Будем молиться, чтобы Господь простил тебя». Молились они около полугода, и потом спросил его духовный отец: «Сын мой, что ты видишь вокруг себя теперь?» — «Вижу некую белую голубицу, парящую надо мною». Он говорит ему: «Приложим молитвы, приложим слезы покаяния». Молились еще несколько месяцев, и опять отец спрашивает у него: «Сын мой, что ты видишь теперь?» — «Вижу голубицу, которая порхает возле уст моих». Старец говорит: «Приложим еще слезы покаяния». И когда прошло еще несколько дней, спросил его опять, что теперь он видит. «Вижу, что голубица через уста мои вошла в сердце»,— то есть через труды покаяния и слезы благодать Божия, Его милость и Дух Святой вновь вернулись к кающемуся грешнику.

Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что наши грехи подобны песку морскому, брошенному в пучину морскую. «Но что я говорю? — восклицает он.— Море имеет пределы и имеет границы, но милосердие, любовь и благость Божии ни границ, ни пределов не имеют».

Вот и мы, перечитывая сегодня притчу о блудном сыне, будем же помнить о непостижимой, неисследованной любви Божией к каждому из нас. И будем помнить нашего Господа Бога, Который «так возлюбил... мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция