Задумаемся над тем, почему так трудно бывает примириться с потерей близкого человека. Конечно, время лечит, и чем больше времени проходит, тем легче нам приспособиться к жизни без человека, однако же, пока мгла времени не покрыла наши душевные очи, горечь расставания бывает особенно сильна и безутешна. Наши чувства так остры, потому что мы созданы Богом для того, чтобы любить. Мы созданы для того чтобы любить Бога и ближних и всего себя отдавать на служение ближним и Богу. По этой причине, когда мы лишаемся любимого человека, мы часто испытываем одиночество.
Мы в своей жизни иногда едва набираемся сил, чтобы любить одного или двух человек, да и то часто ссоримся с ними, обижаем их, постоянно что-то делим, учим их жизни. Наша любовь по отношению к нашим ближним, даже самым близким людям, подобна пламени свечи: то почти гаснущей на ветру, то снова разгорающейся. Несмотря на это, эти близкие люди, может быть один близкий человек, как глоток свежего воздуха для нас, для нашей души в мире, где все поражено язвами эгоизма и самолюбия.
И вот человек уходит в вечность так, словно бы в подвале нашей тюрьмы кто-то захлопнул единственное оконце, и стало темно и страшно. Мы созданы, чтобы любить. Любовь - единственное что может оживлять нашу душу. Без любви смерть души неизбежна. Человек уходит в вечность, и неизвестно, сможем ли мы кого-нибудь еще полюбить, или наше изношенное сердце на грани инфаркта, и все, что нам осталось это вспоминать о том, что было. И мы были бы с вами подобны ходячим трупам, если на этом все заканчивалось, потому что только вера в Бога, в Иисуса Христа, вера во всеобщее воскресение мертвых разжимает этот стальной капкан отчаяния. Потому что хотя наши ближние и умирают, мы имеем возможность продлять нашу любовь за пределы этого видимого мира. Продлять нашу любовь туда, где ничто не достигает – ни слова, ни оправдания, а только одна молитва.
Святая Церковь призывает нас молиться об умерших, чтобы им было облегчение. Святая Церковь призывает нас молиться об умерших, чтобы в нашей душе не погас огонек любви. Часто люди, оставленные всеми – близкими, друзьями, государством, живут только потому, что молятся о ближних своих, живых и мертвых. Это пожилые люди. Часто им, казалось бы, уже не для чего жить. Они все повидали, они устали от жизни, они видели много скорбей. Только молитва об умерших и живых останавливает смерть, которая уже готова взять их. И смерть ждет, покуда эти люди молятся и вымаливают своих ближних.
Вспоминается случай из церковного предания о том, как один архиерей узнал о нетрезвой жизни одного подведомого ему священника. И расследовав это дело и установив, что это правда, запретил его в служении. И вот ночью не то в видении, не то во сне, его обступило множество людей, которые скорбно смотрели на архиерея. Означенный архиерей проснувшись, учинил расследование. И оказалось, что этот священник каждый день поминал много тысяч людей на проскомидии, на Литургии. Он поминал тех людей, которые умерли, и за которых некому было молиться. Архиерей отменил свое решение, а священник покаялся.
Молитва об умерших это и память о нашей собственной смерти, ибо и мы сами однажды пойдем во след тех, кто опередил нас на этом пути в вечность. По этой причине христианские подвижники во все времена любили молиться на кладбищах. Близ умерших царит тишина, наши чувства близ умерших останавливаются. Все, что было нами сказано, сделано, все не так понятое, не прощенное, все печатлеется над надгробным камнем или крестом. Ничего уже не изменить. Как бы мы ни были сами примирены с нашими ближними, мы вечно бы мучились, вспоминая их, если бы Церковь не оставила нам средство примириться с ними посредством молитвы. Поэтому молитва об умерших - это молитва о двух : том, за кого молятся и о том, кто молится. Ибо душа молящегося, который молится с усердием, оживляется этой любовью, животворится. Любовь подобна крови человеческого тела. Если человек теряет много крови, он умирает, тело его умирает. Так же и любовь. При нехватке любви в душе, душа ссыхается, становится черствой и умирает еще при живом теле.
Молитва об умершем это повод к покаянию. Мы с вами почти все не умеем ценить живых людей, которые окружают нас в этой жизни. Мы ослеплены своими страстями в этой жизни. Мы смотрим на другого сквозь призму собственных интересов. Очень часто мы относимся к нашим ближним, будет сказано несколько грубовато, как к неким животным, наделенным разумом, от которых мы желаем что-то получить. Мы выстраиваем по отношению к ним особую линию поведения, чтобы что-то получить от них или обезопасить себя от них. Другой человек всегда схематичен. Мы по-настоящему не понимаем его, не постигаем его глубины, или вернее, не хотим этого сделать. Часто требуется смерть человека, требуется время, чтобы наши страстные привязанности, наше стремление что-то получить от данного человека погасли, и мы смогли обратить внимание на то, кем он был для нас. Когда все эти мелкие обиды, факторы, которые беспокоили нас постоянно, эти мухи, которые вырастали в нашем сознании в слона, будут уничтожены временем, тогда мы бываем способны начать понимать человека, который уже умер. В это время, молитва, совершаемая с усердием, открывает нам человека пусть и запоздало, но открывает, чтобы мы могли молиться о нем и каяться. Каяться, что мы с вами не додали человеку любви. Он был грустен, уныл, он был мрачен. Это потому, что и мы с вами не нашли слов, не нашли тепла в душе, не нашли любви, чтобы пролить в его душу лучик надежды, лучик света.
Вот Святая Церковь призывает нас молиться об умерших в течение всего года, а особенно в дни особых поминовений усопших – во время Великого Поста. Эта молитва должна быть усердной. Она не должна быть просто поминанием имен. Паисий Святогорец говорил, что каждая молитва должна совершаться с болью. Она должна совершаться с чувством в сердце. Молясь за человека, мы должны что-то желать ему, чего-то доброго, прощения грехов. И такая молитва доходна для Господа. Простое же сухое поминание имени, перечисление множества имен – это не то, чего ждет от нас Господь, не то, что ждет от нас умерший.
Поэтому помолимся в этот день о наших родных, близких, сродниках, о наших врагах. И вместе с нами молится вся Небесная Церковь. Аминь.
иеромонах Димитрий