Дорогие, возлюбленные братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником воскресного дня!
Сегодня мы слышали в Евангелии: «Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое» (Мф. 6, 17). Что это значит: «помажь твою голову»? На востоке существовал такой обычай — оливковым маслом помазывали голову. Это был определенный знак — знак достатка, знак благополучия, знак здоровья. Господь поэтому и говорит: ты, когда начнешь поститься, «помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 17–18).
Многие сейчас (и я в том числе) испытывают некий трепет перед начинающимся постом, перед предстоящими сложностями и длинными службами — чисто душевный, физический трепет. На самом деле многие из вас знают по своему опыту, какая бывает радость после первой недели поста, когда проведена она со вниманием, когда она проведена с молитвой. И особенно сейчас для тех, кто не будет иметь возможность посещать богослужения всю эту неделю.
Большинство людей работают и будут вынуждены заниматься своим трудом, исполнять свой долг. Но можно в эту неделю попробовать ложиться как можно раньше, насколько это будут позволять ваши семейные обстоятельства, чтобы утром все то время, которое остается до работы, вы могли посвятить молитве. Конечно же, эту первую неделю поста надо провести в храме, хотя бы ненадолго приходить на службы до и после работы, помня любовь Господа к нам, Его милосердие и Его слова о том, что пришедшие в первый час, в третий, в шестой и в одиннадцатый, все получили по динарию (см.: Мф. 20, 8–10). Господь видит, что у тебя есть всего лишь 10 минут, ну и слава Богу. Ты и после этих 10 минут, проведенных в храме, помолившись от души, можешь уйти с сердцем, исполненным благодати, которая будет тебя сопровождать весь этот день первой недели Великого поста. И после работы можно будет как-то поговорить с начальством, сославшись на неотложные обстоятельства (а действительно, то, что касается души, является неотложным), сделав все свои положенные служебные дела и воспользовавшись этим, чуть-чуть пораньше уйти с работы, чтобы не пропустить эти особые молитвы канона Андрея Критского — сильнейшие покаянные молитвы, настраивающие нас на весь пост. Конечно, это очень важно, чтобы предпринять все от нас зависящее и возможное, чтобы быть в храме Божием.
Нам Господь говорит, чтобы мы с радостью вступали на это поприще святого Великого поста, предполагая, что это — особые дни, когда мы должны созидать дом своей души. И чем больше мы положим кирпичей, чем больше мы оштукатурим, тем больше убелим наш дом. Все это возможно и в течение всего года, но Великий пост — это время совершенно особое, когда отдаются все силы, все средства, все возможности, чтобы было какое-то духовное движение, какой-то рывок вперед по благодати, по милости Божией, когда всем будут даны духовные силы, чтобы воспользоваться этим благодатным временем на благо своей души. Святые отцы называли Великий пост весной, весной для души, когда все расцветает, во всяком случае, должно расцвести внутри нас: добрые дела, сострадание, милосердие, прямота, верность, молитвенность, сокрушение сердца, уступчивость — то, на что больше всего и надо обращать в своей жизни внимание.
Многие будут пытаться (это и сейчас уже слышно, и по прежним годам известно), чтобы первую неделю поста провести на просфоре и крещенской воде. Некоторые люди будут обращать на это особое внимание. А на самом деле если мы с той же тщательностью, с какой стараемся о том, чтобы ничего лишнего не вошло в наши уста, будем стараться, чтобы ничего лишнего из наших уст не «вылетело», вот это, конечно, будет для Бога самое главное. И даже не это главное, чтобы из наших уст не вышло ничего осуждающего, злобного, скверного, нечистого, неправдивого — для нас, православных людей, этого недостаточно, если мы только не совершаем зла. Ведь и язычники, люди неверующие, тоже хотят быть добропорядочными, хотят иметь добрые взаимоотношения с людьми, и они тоже стараются избегать многих злых вещей и тоже думают о мире, о дружбе и о товариществе. Поэтому мы должны думать еще и о том, как можно наше слово сделать благодатным, полезным, добрым, сострадательным, жалеющим, к кому-то прийти на помощь, подсказать что-то, то есть на нас лежит долг не только воздерживаться от худого, но и стремиться к доброму. Ибо нам Священное Писание говорит: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Именно сейчас, в эти подготовительные к посту дни, каждый из нас должен задуматься о себе: а какое благо, какое доброе дело, от меня зависящее, я могу сделать для тех людей, которые окружают меня? Конечно же, как говорит Иоанн Златоуст: «образ милования — обилен и широк». И каждый сам это знает, и в меру сил и возможностей будет стараться.
Есть такие добродетели, которые не зависят от внешнего благополучия и материальных возможностей. Они всегда могут быть с нами, всегда при нас. Их возможно проявить в любом состоянии: есть у тебя силы или нет, молодой ты или старый, есть ли у тебя деньги кому-то помочь или нет, есть ли у тебя какое-то доброе слово, мудрость, рассудительность, духовный или житейский опыт, сможешь ли ты как-то скрасить жизнь людей, жизнь своей семьи, родных и близких. Если у человека ничего этого нет — ни возможностей, ни внешних обстоятельств, но есть сострадательное, милующее сердце, если у человека есть любовь к Богу, которая выражается в молитвенном обращении к Нему, то молитва становится «царицей добродетелей», которая объемлет все. Потому что молитвой мы испрашиваем благо родным и близким — тем людям, которым мы хотим помочь, хотим, чтобы в их жизни было все духовно, хорошо. И поэтому духовная добродетель молитвы — она всегда с нами. И те минуты, те часы, которые мы проводим в храме Божием, мы должны помнить слова великого подвижника нашей Церкви, столетие со дня прославления которого будет совершаться в этом году — это преподобный Серафим Саровский, который был прославлен в 1903 году. Он говорил о причащении, что благодать Святых Христовых Таин распространяется и на род причащающегося человека, потому что все мы по своей душе — взаимно сообщающиеся сосуды. Поэтому когда ты читаешь Евангелие, когда ты молишься, когда ты поминаешь на утренних и вечерних молитвах родных и близких, когда ты мысленно желаешь всем блага (даже в простой молитве «Господи, спаси православных христиан, Господи, спаси родных и близких, тех людей, которые помогают мне в жизни»), просто своими словами помяни всех православных христиан, всех, кому ты желаешь спасения.
А желать спасения мы должны всем. Тогда то благодатное состояние, которое посещает нас после утренних и вечерних молитв, после прочтения Евангелия и особенно после храмовой общей молитвы, все то благо, та благодать, та духовная энергия, которой мы здесь сподобляемся в той или иной степени,— это все распространяется на нашу родню, на наших близких, на наших знаемых. Господь как бы избрал нас не по нашим каким-то делам и заслугам, а Он выбрал нас из нашего рода, кого-то из семьи, чтобы ты один распространял это благо, добро на всех твоих ближних. И поэтому надо дать место для действия благодати Божией. Мы своей невнимательностью, своей бестолковостью, своей раздражительностью, своим эгоизмом препятствуем действию через нас Божественной благодати. А мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы не послужить для кого-то соблазном, искушением, чтобы не говорили о нас: «Надо же, а еще верующий человек! А говорит или делает такие дела!». Наоборот, мы должны всегда поступать так, чтобы окружающие понимали: «Он делает это, потому что действительно имеет такие жизненные принципы». А какие это принципы? Конечно же, евангельские, Божественные. Как говорят о некоторых людях: «Он человек божественный», как бы преувеличивая немного, но у людей слово «христианин» соответствует слову «божественный», особенно в деревнях. «Божественный человек» — то есть тот, кто в храм ходит. Вот какая высочайшая оценка у людей. Они считают, что такой человек должен быть «божественным». В общем же это, конечно, правильно.
И в начале этого Великого поста я желаю всем вам, чтобы вы все на самом деле стали «божественными», и в этом нам да поможет благодать Божия, которая дается смиренному сердцу. Да помогут нам в этот сегодняшний день и молитвы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — учителя покаяния. Так совпало, что этот воскресный день предваряет Великий пост. А Иоанн Предтеча, память которого сегодня совершается, конечно же, был учителем покаяния и сам прошел этим узким и тернистым путем.
Мы сегодня слышали Евангелие, в котором говорились такие слова: «От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12), то есть Царствие Божие приобретается, берется с усилием. Надо всегда себя понуждать на молитву и на всякое духовное дело. Царствие Божие нудится, берется, приобретается с усилием, и «нуждницы» — то есть тот, кто нудит, заставляет себя, «восхищают его» — то есть получают его, сподобляются войти в это Царствие.
Всегда, когда бывает лень встать на утреннюю молитву, на полунощницу, вспоминайте слова Иоанна Лествичника, который говорит, что есть «бес предваряющий». Человек еще не успел проснуться, не успел открыть глаза, а тут уже буря мыслей в голове: давление, голова, сердце, полежи еще; дела, работа, забота, магазин, сын, муж, внук — тысяча мыслей! А человек только что спал, у него еще «мотор не завелся». Мы мгновенно, в одночасье, ощущаем этот поток мыслей: встать — не встать, как мы себя чувствуем... сами знаете, чего только нет в голове в этот момент. И в этот момент важно перекрестившись, произнести эти слова: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е». И, может быть, как пробка выскочите из кровати. Вот эти благодатные слова Евангелия, слова, которые читаются в день памяти Иоанна Предтечи, они могут помочь победить этого «беса предваряющего», это закоснение, эту духовную брань. Эти благодатные слова Священного Писания заключают в себе энергию, силу слова Божия, силу Святого Духа, которая да поможет нам начать день вот так бодро, духовно, во славу Божию.
Святой Иоанн Предтеча, вспоминаемый нами сегодня, всех нас сподвигает к тому, чтобы мы с радостью вступили в Великий пост, думая о том, какими добродетелями обогатиться, как стяжать Божественную благодать, чтобы на самом деле, по-настоящему, достойно провести этот пост. А заключается этот пост только в одном — в очищении нашей души и соединении всей душой, всем сердцем, всем помышлением с Богом и в духе любви, и в духе истины, и в духе правды. И перед началом Великого поста всем вам желаем помощи Божией!
Аминь.
архим. Мелхиседек