Главное

Расписание богослужений

991614c5523d-600x399Возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры!

Из «земли чуждей» с этого дня Прощеного воскресенья мы все, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, пускаемся в путь — в страну славы навстречу с Живым Богом, как дети Его Царства. Мы знаем, что Христос принес свет и мир, что Он — Свет, а мы — дети этого Света.

Почему люди — все мы и множество других людей — приходят в Церковь, присоединяются к Церкви Христовой? Не потому ли, что это то самое место, куда все могут прийти с уверенностью, что они будут здесь любимы, что они будут приняты как братья и сестры, как дети или как родители с лаской, с благоговением и с заботой? Мы любимы Богом. И Церковь — это то место, где Бог нас встречает Своей любовью и лаской, Своей спасительной заботой, место, где никто не лишний, где каждый желанный, где нет и не должно быть чужих, где все, по слову апостола, свои и Богу, и людям.

Приходят люди разные. Одни приходят в силе духовной зрелости и здравия. Другие приходят, как дети незатронутые, незапятнанные злом и грехом, только порой им раненые. Но большинство из нас это те, которые прошли часть жизненного пути, и которых эта жизнь ранила. Слепые, которые больше не видят света Божия — сияющего, сверкающего на всем, сияющего на каждом человеке и из каждого человека. Слепые, которым внешнее, видимое заслонило собой внутреннее, невидимое, для которых мир стал узок и темен, как тюрьма, и которые в Церковь приходят потому, что в Ней раскрывается простор, глубина и широта смысла жизни. В ней есть Свет, в ней есть Жизнь. Приходят люди, которых жизнь изувечила. Приходят люди, которые изветшали во внешнем мире, которые уже стоят на пороге вечной жизни.

И все мы, такие разные, встречаемся в Церкви. Потому что каждый из нас услышал, что здесь есть Жизнь, здесь есть надежда, здесь торжествует Божия любовь. Каждый из нас любим, и поэтому каждый из нас спасен. Потому что любовь Божия крепче смерти, крепче греха и крепче зла. Любовь Божия является для нас источником Жизни. И каждый из нас услышал, что стяжать эту любовь способны и люди, и что хоть несовершенно, не всегда всем сердцем (потому что все мы раненые, все мы больные, все мы увечные), однако и мы друг друга иногда умеем любить, жалеть, терпеть и прощать.

Мы пришли сюда потому, что услышали, что есть Жизнь, и что здесь бьет ключом источник Жизни — наша христианская православная вера.

А сейчас мы идем по-новому, к другой более славной, более дивной цели. От евангелистов и апостолов, от святых, от всей Церкви, друг от друга мы услышали, что близится день славы Божией, близится день Воскресения, близится день, у которого не будет ночи. И вот сейчас как все мы готовы вступить в корабль, который унесет нас к вечным берегам.

В сочинениях святых отцов и в песнях церковных Церковь сравнивается с кораблем, который уносит нас в вечность. На корабле будет тесно, как тесно и душно сейчас в этом храме. Будет множество разных пассажиров. Одни будут радовать всех своей невинностью и чистотой. Другие будут ранить наше сердце при виде того, что с ними сделал чужой грех, человеческая жестокость, человеческое безумие. Другие будут стоять, как великаны духа, вдохновляя нас на этом пути. Это те святые, память которых мы будем совершать на протяжении всего этого плавания. Святые, которые показывают нам, как жить, раскрывают величие подвига, объясняют нам, как мы можем раскрыться навстречу Божественной благодати и какими мы можем стать — какой красотой, каким величием могут просиять наши души во славу Божию!

Иные же вступают на этот путь еще неочищенными, еще больными грехом. С какой жалостью, с какой лаской, с каким трепетом должны мы к ним относиться! А другие вступают на этот корабль уже обветшалыми, почти потерявшими надежду на собственные силы, нуждающиеся в поддержке другого, в заботе, ласке и жалости. О таких апостол Павел сказал: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильны» и в другом месте: «друг друга тяготы носите,— тяжесть взаимную несите,— и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15, 1; Гал. 6, 2).

Все мы принадлежим к тому или другому разряду «пассажиров», и все мы нуждаемся друг в друге на этом пути.

Сейчас, про прошествии подготовительных недель самоиспытания, самоосуждения, покаяния и исповеди мы вступаем в недели, когда перед нами будет раскрываться сила Божия, когда Церковь разверзает перед нами пути Божии, когда мы увидим, как действует Бог, как Его благодать преображает человека, делает его новой тварью. Но какой ценой совершает это Господь? Ужасом Гефсиманской ночи, распятием на Кресте, богооставленностью и сошествием во ад — вот мера Божественной любви и торжества Божия!

Примем же друг друга с лаской, любовью и все друг другу простим. Сегодня мы будем петь стихиры Пасхи, в которых есть такие слова: «...рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением!». Потому что не простить — это остаться во тьме, когда мы стремимся к свету; не простить — это остаться рабом греха, когда мы ищем свободы; не простить — это сохранить в себе семя смерти и жало смерти, когда мы ищем и желаем Воскресения, молим о нем, стремимся к нему. Что значит не простить? Не простить, значит — не подражать Самому Богу, значит — остаться во тьме греха и, значит, остаться во тьме смерти.

И Святая Матерь наша Церковь, зная о пагубности этого яда, который носит человек в своей собственной душе — яда злобы и непрощения, наставляет нас перед началом Великого поста.
У святителя Тихона Задонского есть замечательные для нас слова: «На войне, где люди с людьми сражаются, побеждает та сторона, которая гонит противника; но не так на христианской брани, которая бывает против диавола. Тут побеждает диавола тот человек, который людям, обижающим его, уступает, прощает, не воздает злом за зло. Еще большая язва врагу бывает, когда человек не только не воздает злом за зло, но и любит своих врагов...

Нет ничего безопаснее, как простить, и нет ничего опаснее, как не простить и мстить ближнему за согрешения. Ибо суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13). Бог по Своей благости всем нам являет милость, мы чувствуем ее не только каждый день, но и каждый час. Но когда человек, удостоившись милости Божией, сам не хочет явить милость подобному себе человеку, тогда Бог и Свою милость от него, как неблагодарного и лукавого раба, отнимает.
Тогда человек, вместо милости, подлежит праведному Божию суду и за все свои грехи, какие ни сделал в жизни, будет судим. Видишь, христианин, как страшно и опасно не простить и мстить ближнему».

Не забывайте, что нередко мы лишь внешне можем находиться в ограде Церкви, если думаем, что мы можем сделать что-то своими собственными силами. Но если в нас есть яд злобы, то, как говорит преподобный Серафим Саровский, соверши хоть тысячу добрых дел, но если есть в твоей жизни хотя бы один человек, с которым ты не можешь примириться, то вся твоя христианская жизнь этим перечеркивается, потому что ты не ученик Христов, ты не чадо любви, ты не чадо правды Божией, а ты сын диавола и сын сатаны. Потому что святые отцы говорят нам: тот, кто имеет вражду с ближним, тот становится другом диаволу.

Простим же друг другу все. Все, чем нам досадили, оскорбили, унизили, все, что нам сделали, совершили в помрачении ума, в безумии сердца, в нетрезвом колебании воли, в бунте плоти. Простим друг другу все и начнем с этого наш путь Великой четыредесятницы. Этот путь нелегок. На этом пути мы будем неверны своему желанию сердечному, своему собственному устремлению, не будем верны ни Богу, ни самому лучшему, что в нас есть.

Вспомним слова преподобного Серафима Саровского о том, что самое важное — это начало и конец пути. Начало — это наше теперешнее покаяние, открытость друг ко другу, это наша готовность быть друг другу своими, а не чужими, «друг друга тяготы носить», любить друг друга ценой страдания, боли, креста. Конец — это радость встречи Пасхи Господней, встречи Воскресения, вступления в Царство Божие, в вечность, в торжество и победу.

А на пути Великого поста мы должны и будем поддерживать друг друга. Те, кто крепче, поддерживать немощных. Но все — все без остатка — терпеть друг друга! Нести друг друга, как носили, как поддерживали друг друга израильтяне, когда вышли из Египта в Землю Обетованную: стариков несли, больных поддерживали, раненых укрепляли, детей на руках несли, крепких призывали на помощь. Вот так и мы будем идти из недели в неделю к Пасхе Христовой. И тогда с какой радостью мы сможем друг друга обнять, поцеловать — не льстивым поцелуем Иуды, а радостным пасхальным поцелуем, и сказать, что воскрес Христос, побеждена смерть, ночь пришла к концу и воссиял новый день — вечный теперь уже для нас день. И сколь радостной будет эта встреча! Прольем кровь, примем Дух и начнем жить во имя Христа и во имя друг друга. И пусть сила Божия, которая в немощи совершается (ср.: 2 Кор. 12, 9), сделает невозможное возможным, и из нас земных сделает детей Царствия Божия.

Поэтому в течение наступающей недели оглянемся на себя в последний раз, взглянем друг на друга и примиримся. Мир, примирение не означает, что проблем не стало. Христос пришел в мир, чтобы примирить его с Собой и в Себе с Богом. И мы знаем, какой ценой Он за это заплатил ценою Своей Крови. Это пример, которому мы можем и должны следовать, если хотим быть Христовыми.

Господи, прости! Прости всех, кто нас обидел. Он, она не знала, что делает. Если бы только он знал, как ранят его слова, если бы она только знала, сколько разрушений она вносит в мою жизнь, они не сделали бы этого. Но он слеп, он не созрел, он хрупок. И я принимаю его, я понесу его или ее, как добрый пастырь несет погибшую овцу. Потому что все мы заблудшие овцы стада Христова. Или же я понесу его, ее, их, как Христос нес Крест к месту Своего распятия. Тогда любовь Божия простит все наши грехи, потому что мы согласились простить все, что бы с нами ни сделали.

И вот мы вступаем в пост, как из густой тьмы вступают в рассеивающийся полумрак, а из полумрака в свет. С радостью в сердце, оттрясая прах земной с ног, сбрасывая все путы, держащие нас в плену греха, в плену жадности, зависти, страха, ненависти, ревности, в плену взаимного непонимания и сосредоточенности только на себе самих. Потому что все мы — пленники своих страстей, тогда как Богом мы призваны быть свободными.

И тогда мы увидим, что шаг за шагом мы движемся, как бы через необъятное море прочь от берегов мглы и сумрака навстречу Божественному Свету. На пути мы встретим и Фавор, и Голгофу. Но в конце концов придет день, и мы будем предстоять перед Божественной любовью. А прежде чем мы достигнем совершенства, сначала мы должны распять в себе наш безумный грех.

Сначала Крест — потом чудо Воскресения. Мы должны и то, и другое, и одно без другого невозможно. Пережить Страсти Христовы вместе с Ним, и вместе с Ним войти в великий покой и ослепительный свет Воскресения. Но войти в этот свет невозможно, не простив друг друга.

Через неделю наша Святая Церковь будет ликовать, празднуя день Торжества Православия. Сегодняшний же день, который назван Прощеным воскресеньем, можно назвать днем позора Православия. Потому что, если бы мы внимали словам Христовым: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35); «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2); «блажени кротцыи, яко тии наследят землю, блажены миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 5, 9) — если бы мы внимали этим словам Евангелия, то не нужно было бы Церкви устанавливать этот день, когда мы мучительно, сквозь зубы будем выцеживать из себя это слово «прости», которого хватит только на один этот вечер. А дальше все пойдет по-прежнему. И это позор наш, что мы — члены Тела Христова — делаемся язвами на этом Теле. Ибо вопрос о прощении вообще не должен вставать перед нами, когда бы мы слышали и сердцем принимали слова апостола: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26). Но в безумии нашем, в помрачении нашем, в нашем эгоизме, в самолюбии мы умудряемся считать себя православными людьми и при этом носить злобу в своем сердце. И умудряемся накопить эту злобу до того дня, когда Церковь говорит нам: «Хватит! Остановись, одумайся! Это безумие, бессмыслица — вступать на этот путь с "кандалами" на ногах и на руках! Ты будешь двигаться, как черепаха. И еще под вопросом: будешь ли ты вообще хоть как-то двигаться навстречу Живому Богу? Подумаем над тем, что этого дня не должно было бы быть вообще, если бы мы до конца были учениками Христовыми и жили по заповедям Божиим.

Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу. Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин — по одному клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то.

После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.

Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.

Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось все время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах.

Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.

Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать ее за собой повсюду.

Это превосходная метафора, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжелые негативные переживания! Так часто мы думаем о прощении как о подарке для другого человека. На самом же деле прощение нужно именно нам самим!

Избавиться от обидчивых помыслов нам тоже будет нелегко. Изо дня в день мы будем встречаться с немощами тех людей, которые окружают нас. И всегда добрый помысел должен сопутствовать нам — помысел самоукорения и помысел оправдания ближнего, чего бы нам это ни стоило. Это — единственный путь к ликующему, к торжествующему Царству Божию, в котором живет только правда, любовь и истина. Царство, в которое «ничто нечистое не войдет» (ср.: Откр. 21, 27).

И Святая Матерь наша Церковь, зная наши немощи, нашу способность к преображению своего сердца, идет нам навстречу. Церковь погружает нас в атмосферу молитвы, атмосферу поста, когда Божественная благодать через эти долгие великопостные, исполненные покаянием и сокрушением молитвы, будет пронизывать наше сердце, оживлять его и осветлять. Чтобы из нашего сердца засияла вечная жизнь, о которой мы мечтаем, о которой мы говорим, к которой мы стремимся, которая реально может начаться уже сейчас, здесь, внутри нас, внутри этого братства, внутри этого прихода, внутри семей, в которых мы живем. Не «когда-то там...», а уже сейчас и здесь.

Перед началом Великого поста от всей души пожелаем, чтобы с помощью благодати Божией преобразились наши души. Сейчас мы будем просить прощения у тех людей, которые собрались в этом храме. Большей частью — это наши близкие, родные, любимые, знакомые нам люди, перед которыми сказать «прости» это — почти формальность, потому что все-таки мы все хоть в малой мере, но стараемся жить по-Божиему.

Но задумаемся и о тех людях, которых сейчас нет в этом храме. О тех, кто уже отошел в вечность, или о людях, далеких от Церкви, которые нас когда-то ранили, когда-то уязвили, когда-то сделали нам плохо. И о тех людях, которых мы чем-то ранили, которым мы когда-то сделали плохо. Вот именно у этих людей мысленно попросим прощения, благословения и молитв, и ни в коем случае не будем оправдывать самих себя.

И когда это будет искренно, от всей души, это станет залогом благословения, залогом помощи Божией, залогом того, что мы готовы к исправлению. А если мы готовы к миру, значит — мы с Богом, значит — Бог с нами. А если мы с Богом и Бог с нами, то кто нам воспрепятствует на этом пути к Небесному Царствию?

И у всех вас, дорогие, возлюбленные о Господе братья и сестры, как настоятель этого храма — подворья монастыря Оптиной пустыни, как человек, который должен был заботиться о благе и спасении каждого из вас, со всей сердечностью, со всей ответственностью, со всей ревностью и искренностью, понимая, что ничего этого нет и в помине, но должно быть, надеясь на вашу помощь, на ваше прощение, на ваши сугубые молитвы, у всех вас испрашиваю прощения за то, что не смог сделать по лености, по нерадению, по нелюбви. Прошу меня простить.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция