Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры!
Первое воскресенье Великого поста Святая Матерь Церковь посвящает особому празднику — Торжеству Православия. В этот день вспоминаются Вселенские Соборы. Их было семь, и именно на них были утверждены догматы православной веры. В частности, Седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание, принял знаменитую формулу святых отцов: когда мы взираем на изображенный образ, мы мысленно переносимся к Первообразу. То есть когда мы смотрим на икону Иисуса Христа, Матери Божией или угодника Божия, то поклоняемся, конечно же, не краскам и доске, а тому, кто изображен на этой иконе, кто предстоит за этой видимой для нас сущностью. Икона — это окно в иной мир, через которое Бог взирает на нас. Сегодня мы в чине Торжества Православия будем вспоминать всех тех великих угодников Божиих, кто донес нам неповрежденную, сохраненную в чистоте и истинности Святую Соборную и Апостольскую веру, ради которой наши святые шли на страдание и смерть. Быть в Церкви для них означало все; потерять Церковь — равноценно потери самой жизни. Святой Киприан Карфагенский говорит: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Сам Господь говорит: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18).
Что же такое Церковь? — Церковь не ограничивается одним только зданием, не ограничивается ни временем, ни пространством. Наш православный катехизис говорит, что Церковь есть собрание верующих, объединенных Духом Святым, святыми Таинствами, молитвами и обрядами, и они составляют единое Богочеловеческое Тело, Глава которого — Христос. То есть Церковь — это единый, реальный, живой, духовный организм, каждый член которого является некоей клеткой, живит же каждую клетку организма Дух Святой. Как клетка не может существовать без питательного вещества, так и каждый из нас не может существовать без благодати Святого Духа. Она даруется человеку как энергия свыше только через Таинства Церкви. Их семь — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Брак, Священство. Только опосредованно — через церковные Таинства — нам передается Божественная энергия, которую мы реально, причащаясь Святых Христовых Таин, чувствуем в самих себе.
Что означают слова: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»? — То есть апостольской общине было вверено хранение истины, совершение Таинств, чтобы через Церковь люди приобщались вечной жизни, имели возможность исцеляться от грехов, болезней, страстей и пороков, иметь связь с небом. Для этого и была устроена Христом Церковь как единый Богочеловеческий организм.
Христос, придя в мир, а затем опять вознесшись на небо, продолжает пребывать здесь, на земле, Своим Телом и Кровию. Ибо Он сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53, 56). «Как ветвь, будучи оторвана от лозы, засыхает, так и вы, если не пребудете во Мне, погибнете» (см.: Ин. 15, 4–6). Находясь в Церкви, мы пребываем во Христе. Но мало просто приходить в ту или иную православную общину — необходимо еще быть участником жизни Церкви, соединяться со Христом существенным образом в Таинствах. Мало ходить больному вокруг больницы, а голодному вокруг столовой или ресторана: легче от этого им не будет.
Молитва и исповедь в храме для того и нужны, чтобы внутренне и внешне — и душою, и телом — нам соединиться со Христом, соединиться с вечностью. И уже сейчас это семя вечной Божественной жизни должно прорастать в нас.
Святые жили в Церкви и жили Церковью. Каждый их день начинался с молитвы. Раньше утреннее богослужение начиналось очень рано, чтобы самое свежее, самое дорогое, чистое и незамутненное время вдохновенно посвятить Богу. Еще для ветхого человека Господь установил шесть дней трудиться, а седьмой — посвящать Богу. А для нас, православных людей, храм, в котором мы молимся о своих близких и о себе, тем более должен стать частью нашей жизни. Именно в Церкви мы начинаем жить той реальной жизнью, которая начнется после нашего перехода в вечность. Придет время, и все земное мы оставим: и работу, и квартиры, и детей, и внуков, и семью — хотим мы этого или не хотим. Священное Писание нам говорит «дние лет наших в нихже седмьдесять лет, аще же в силах, осмьдесять лет» (Пс. 89, 10). Жизнь проходит очень быстро, незаметно, но Бог призвал каждого из нас к вечности. А там, в вечности реально будет только одно: ты и Бог. Не будет работы, компьютеров, магазинов, машин, телефонов... Бог и ты! И если мы начинаем жить этой жизнью здесь, то новое, что откроется нам в вечности, будет уже и знакомым, и желанным, и радостным, и вселюбезным. Для тех же, кто, по слову Симеона Нового Богослова, в этой жизни не нашел Духа Святого, не стал жить духовной жизнью — там, в вечности этого и не увидит. Почему? Да просто потому, что это было им не нужно. Господь возвысил человека дарованной свободой до Богоподобия и никого не принуждает, но ждет добровольной, искренней и сердечной любви. А эту сердечную любовь, эту теплоту надо вымаливать.
Будем просить Господа провести это благодатное время поста не бесплодно, но с искренним покаянием и надежной сподобиться будущего Царства Небесного. Аминь.
архимандрит Мелхиседек