Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Милостью Божией наша Святая Церковь продолжает совершать течение поста — этого удивительного времени «подражания жительству Христову».
В эти дни Церковь предлагает нам предаться покаянию, ухватиться за него, подобно тому, как потерпевший кораблекрушение хватается за спасительную доску. Именно покаяние способно, по выражению святых отцов, «вынести нас из бездны греха и препроводить в гавань Божественного милосердия».
В суете и толчее серых будней нам не часто выпадают минуты или дни, когда в молчании от различных мирских тревог мы можем прислушаться к духовному биению своего сердца, к тем процессам, которые происходят в нем. Нам очень часто бывает некогда — мы бесконечно куда-то мчимся, постоянно что-то устраиваем, о чем-то договариваемся, плотские и земные помышления как бы в плен забирают нашу душу.
А пост дает нам удивительную, в своем роде уникальную возможность отойти от этого суетного жития и поразмыслить о том, кто мы есть, куда движемся и зачем живем.
Преподобный Макарий Великий говорит, что «нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой. Бог сотворил разных тварей: сотворил небо и землю, солнце, луну, воду, деревья плодоносные, всяких животных. Но ни в одной из этих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его, однако же не утвердил Он в них престола, не установил с ними общения. Благоволил же о едином человеке, с ним вступив в общение и в нем почивает».
Священное Писание подчеркивает центральное положение человека во Вселенной, потому что после сотворения мира человек был поставлен господином над всем чувственным миром и впоследствии Сам Сын Божий воспринял именно человеческую природу и стал Сыном Человеческим.
Человек, состоящий из души и тела, объединяет в себе духовный и вещественный миры, то есть является малым миром, микрокосмосом, вселенной в миниатюре, который отражает в себе, как в зеркале, все мироздание.
И, как мы знаем, образ Божий в человеке не был утрачен даже после грехопадения.
Святитель Григорий Палама (сегодня Церковь празднует его память) говорит, что «после прародительского греха... утратив житие по Божественному подобию, мы не потеряли житие по образу Его».
Время поста — это удивительная возможность для каждого из нас прочувствовать и понять великое достоинство человека, высоту вышнего звания, ощутить, как говорит преподобный Антоний Великий, «сладость жизни по Богу» и одновременно — увидеть, понять, и по настоящему прочувствовать глубину нашего падения и добровольного удаления от Бога Живого.
Часто бывает так, что человек, далекий от веры во Христа, пытается сознательно уйти от неумолимых метафизических вопросов о тайне бытия, о вечной жизни, о смерти. Человек пытается забыться и для этого выбирает наиболее удобный способ: погрузиться в профессиональную или творческую деятельность, которая целиком поглощает его ум, или заняться какими-то политическими играми, или пуститься в погоню за наслаждениями.
Но как бы пренебрежительно ни относился человек к вечным вопросам, они все равно будут подстерегать его на том или ином «повороте его жизненной дороги». Какая-нибудь нелепая, как нам кажется, случайность, жизненная трагедия — неожиданный сердечный приступ, рак, автомобильная катастрофа, уход жены или мужа и развал семьи, смерть близких (порою, и младенцев) — и вот уже «броня самодовольства» пробита и человек предстает во всей своей беззащитной наготе.
Вспомним притчу о жуке, которую приводил преподобный Амвросий: «Жук гордо летает: "Все поля мои, все луга мои!". А пойдет дождик, подует ветер — жук прижмется к листку: "Только не спихни!"».
И вот тогда, в критических жизненных обстоятельствах человек начинает задумываться: кто Он такой — Бог? Плод человеческой фантазии или действительно Творец и Промыслитель мира и настоящая реальность, хотя и скрытая от взора, подобная тому, как поэт сокровенно присутствует в словах поэмы, или художник — в своем полотне? И вот тогда Господь дает человеку еще одну возможность встать на благодатный путь исправления своей жизни, на путь покаяния.
В сегодняшнее второе воскресенье Великого поста Церковь мысленно восходит на Фавор, и мы внимаем учению святителя Григория Паламы о нетварном Божественном Свете Преображения. Почему же Святая Церковь предлагает нашему вниманию и ставит в пример всем нам, членам Церкви, инока, подвижника Афона, исихаста-безмолвника, делателя умной молитвы? Многие могут сказать: «Какое уж нам безмолвие? Мы и живем-то в миру, среди суеты, забот, имеем семьи, попечения и т.д. Даже и монахи живут среди суеты, не как раньше. И на примере Оптиной видим — стройка, рабочие, постоянное движение, бесконечные "Икарусы", привозящие паломников со всех концов».
Но Святая Церковь предупреждает нас: ни один христианин, кем бы он ни был, не может сказать, что благодать вечной жизни существует не для него, а для каких-то особенных людей. И наше духовное делание заключается не только в покаянии и очищении от «зловонного кала дурных мыслей», как говорит преподобный Макарий Великий, но и в достижении такого совершенства, которое есть подобие Божие. Как Господь говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3, 1). Не наемниками призваны мы быть, не рабами, а детьми Божиими! И святой апостол Павел тоже восклицает: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19)! Вот какова цель: быть своими Богу!
Один святой отец Церкви говорил, что человек должен идти к Богу, как художник, который, рисуя картину, сперва карандашом или углем дает ей начертание, эскиз — и это есть восстановление образа Божия через Таинство Крещения, а затем художник накладывает краски на этот рисунок. Наложение красок есть наше восхождение через добродетель к Богу, чтобы и мы могли некогда воскликнуть, как апостол Петр на Фаворе: «Господи, добро нам зде быти!» (Мф. 17, 4).
Возвращаясь к безмолвию, нельзя не сказать, что каждый христианин, где бы он ни жил — в огромном мегаполисе, перегруженном информацией, впечатлениями, либо в таежной избушке,— призван и должен быть безмолвником. Потому что преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «безмолвие — есть непрерывная служба Богу и предстояние пред Ним».
Православный человек — это не тот, кто отрекся от каких-либо контактов с миром, но тот, кто ходит и предстоит пред Богом всегда, чем бы он ни занимался: метет ли двор, работает ли на заводе, служит ли в армии или учит детей.
Каковы же основания нашего безмолвия?
Первое — это хранение языка. Недаром в течение всего поста мы будем молиться: «дух... празднословия не даждь ми». Как замечательно говорит святитель Филарет Московский, «мы должны доверять молчанию друг друга, так же как и доверяем слову».
А мы зачастую просто выбалтываем свою душу, опустошаем ее, давая волю своему языку, который очень быстро уничтожает все плоды наших трудов. Мы боимся тишины, боимся побыть одни, постоянно ищем собеседника. Основная тема наших бесконечных разговоров — это наш ближний. Мы беспрерывно осуждаем его. Мы не знаем тайны личности человека. Смотрим на ближнего очень и очень поверхностно, внешне — потому и осуждаем... Сердце же каждого, глубину его знает только Господь.
Второе — это хранение ума. «Ум,— как говорят святые отцы,— есть правитель колесницы души». Они сравнивают наш ум с непривязанной лошадью. И приходят наездники — бесы, садятся на наш непривязанный ум и «загоняют» его в мыло. Рассеянный ум так же, как и рассеянный луч, не имеет силы. И очень часто наш ум в течение всего дня с кем-то беседует, спорит, противоречит, вспоминает обиды, ведет диалог. С кем? С Богом? Вряд ли... Скорее, с бесом.
Преподобный Григорий Палама учит, что ум, по обыкновению направленный на внешние предметы, сначала должен возвратиться в себя и уже оттуда молитвенно восходить к Богу.
Третье — это хранение сердца. «Из сердца человеческого исходят,— как говорит Писание,— злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7, 21–22). Но: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мк. 5, 8).
«Как и посредством чего может быть достигнута сия блаженная чистота сердца?» — спрашивает преподобный Макарий Великий и отвечает: «Только посредством Распятого за нас. Ибо Он — путь, жизнь, истина, дверь, жемчуг живой и небесный». И еще Он — Небесный Врач. «Врачу душ и телес...»
Великий пост — это время врачевания. И об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие.
Толпы народа следуют за Господом. И когда Он снова останавливается в доме тещи апостола Петра в Капернауме, все спешат к Нему и приводят больных и одержимых. Все идут сюда: кто опираясь на костыль, кто опираясь на брата, кто на руках своей матери... Дом заполнен до предела, и на улице стоит народ. Все жадно слушают, что говорит Христос. Все лица, все желания, все сердца обращены к Нему. И вот появляются четыре человека, неся на одре своего больного друга. Они не могли пробраться в дом через толпу, тогда они решились на чрезвычайную меру — разобрали крышу и спустили носилки с расслабленным на веревках прямо к ногам Спасителя. И, видя веру их, Господь исцелил их друга: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5)!
Для исцеления больного нужно, чтобы были прощены его грехи, нужно исцелить более глубокую болезнь — болезнь души, грех.
Тяжелобольной, которого принесли друзья,— был совершенно расслабленный. Эта болезнь имела основную причину не столько внешнюю, сколько внутреннюю, потому что такой недуг происходит не от простуды, а является последствием расслабления духовного, сердечного. Грех стал причиной его расслабления телесного.
И его страдания — это невозможность даже перевернуться на другой бок, поднести самому себе стакан воды — заставили его внимательно заглянуть в свою прошлую жизнь. Покаяние захлестнуло его, и тогда Бог услышал его молитвы. Господь увидел покаяние и веру страдальца, и веру его добрых друзей, и исцелил расслабленного.
Непостижимы порою для нас замыслы Божии о человеке.
Один священник рассказывал, как в его приходе были две женщины, больные раком. Одна — мать пятерых детей, за которую молились многие прихожане, читали Псалтирь, священник за каждой литургией вынимал частичку о ее здравии. Другая — молодая, двадцати двух лет, которой сделали уже две операции. Она вела нечистую блудную жизнь, и многие знали об этом. И хотя она была лишена Причастия, но продолжала постоянно ходить в храм и молилась пред иконой Спасителя.
И однажды священник сказал в проповеди, что в их храме произошло чудо. Что Господь исцелил женщину, у которой был рак желудка. И это была вторая женщина, блудница — она стояла на исповеди, заливаясь слезами. Господь не исцелил ту, за которую молились все, но Сам посетил ту, о которой никто не думал и которую многие презирали. Добрый Пастырь исцелил овцу, заблудшую и телом и душою. И она, не переставая плакать, вместе со всеми шла к Причастию. Так Господь Сам отменил ее епитимию, и это был праздник для всей Церкви.
Я тоже несколько дней назад получил письмо от одного своего знакомого. Он живет под Москвой, ученный, несколько лет назад крестился в Оптиной. Он пишет: «Батюшка! Не могу умолчать о чудесном событии в жизни моих близких! Моя старшая сестра Галина, шестидесяти одного года от роду, последние три года тяжело болела. Ее мучили голоса человека, который уже умер. Это страшное заболевание. Я настойчиво, но осторожно обращал внимание Гали на заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Она сопротивлялась — бесы в ней сопротивлялись. Я молился о ней. Наконец, в 1997 году она крестилась. И вот незадолго до Рождества Христова 1998 года бесы вышли из нее. Она стала вести нормальную жизнь, часто бывать в храме. Я могу только повторять про себя: долготерпелив и милостив Господь!».
Прошло уже две недели поста. Для каждого из нас пост — это его личный, особенный, индивидуальный путь к Богу. У каждого — своя борьба, свои искушения, свои падения и свои маленькие победы. И все же мы должны пройти мимо всего этого земного шума, мимо той пошлости, которая царит в мире. Мы должны привыкнуть искать и находить во всем высший смысл. Должны научиться помнить о главном, как святые отцы говорят: «Наши уста смердят от поста, все Писание мы знаем наизусть, но мы не имеем того главного, что требует от нас Бог — смирения».
Мы должны научиться тайне упования на Бога: «Господи Сил! С нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы! Господи Сил, помилуй нас!».
И нам предстоит разломать крепкую крышу нашего самомнения, нашей гордыни, и нашего высокомерия, чтобы наша расслабленная душа могла предстать пред ногами Христа и получить долгожданное исцеление.
Сегодняшний воскресный день называется Неделей светотворных постов. Воскресные дни — как островки среди поста, напоминающие нам о великой цели — Светлом Воскресении Христовом! Аминь.
архимандрит Мелхиседек