Главное

Расписание богослужений

zcilennaСегодня в Евангельском чтении нам было предложено еще раз послушать историю, которая не должна оставить безразличным ни одного верующего человека. Это повествование о том, как Господь исцелил расслабленного, то есть парализованного человека. Близкие этого человека, желая, чтобы Господь хотя бы увидел его, но, не имея возможности войти в дом, где в тот момент Господь находился, разобрали крышу. Благо на востоке, на Святой Земле, это сделать не сложно, так как крыши делают из тростника и лишь скрепляют их глиной. Так вот с легкостью разобрав крышу, они опустили ложе вместе с парализованным человеком прямо в комнату, в которой находился Спаситель, к Его ногам. И как говорит евангелист Марк: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои».

Как только услышали эти слова книжники и фарисеи, которые в этот момент находились рядом со Спасителем в толпе народа и внимательно слушали каждое Его слово, но не для того чтобы получить пользу, а для того чтобы найти в чем бы обличить Спасителя. Так вот, как только они это услышали, они сразу же сказали: как же может человек прощать грехи? Тогда Господь говорит им, задает им вопрос: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?»

Те, кто задавали вопрос Спасителю, книжники и фарисеи, они были лицемерами и они могли сказать любое слово, так как за их словом не было дела. И фарисеи часто искали какие-то словесные оправдания и создали целое учение, подбирая оправдания словом, чтобы оправдать свои нарушения Божественных заповедей. К ним-то и обращает Господь свой вопрос: «Что легче? сказать расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» Потому что первое – «прощаются тебе грехи» для них, для фарисеев, это было бы сказать легко. А сказать «возьми одр твой и ходи» это не мог сказать никто, так как парализованный этот, расслабленный человек, лежал здесь перед ними без движения уже многие годы.

И продолжая, Спаситель говорит: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И к ужасу и удивлению окружающих расслабленный бездвижный человек встал, взял свою постель и вышел из комнаты. И дивился народ, понимая, что перед ними произошло свидетельство чего-то великого. И в этот момент многие уверовали, что перед ними Мессия, Сын Божий, Спаситель.

Эта потрясающая история свидетельствует о силе Божией, явленной во Христе Иисусе, и она имеет большое значение для каждого из нас. Грех – это болезнь. И когда нас посещает телесная болезнь, мы ищем врача, ищем лекарства, мы готовы потратить большие средства на приобретение лекарств. Если нет по близости врача, который может оказать помощь, мы готовы ехать далеко, чтобы найти такого врача. И мы поступаем правильно, так как в случае телесной болезни так, по-видимому, и нужно поступать. Но грех – это та болезнь, которую может исцелить только Бог.

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, .... Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Эти слова Спасителя обращены к каждо-му, чтобы ни у кого не было сомнения Кто прощает грехи, Кто способен очистить нашу душу, Кто способен освободить нашу память нашу совесть от этого огромного груза грехов, от этого груза ошибок, воспоминаний, которые не оставляют нам зачастую возможности быть в покое.

Освобождение от греха – это освобождение от самой страшной болезни, так как физическая болезнь распространяется только в физическом мире, она поражает только тело. А болезнь греха - это та болезнь, которая разрушает душу, которая заражает ее духовной инфекцией. И если душа не исцелена от греха, то эта инфекция, эта болезнь, переходит вместе с душой в вечность. И мы должны знать, что именно Господь прощает грехи, и никогда не забывать об этом. И вместе с грехами Господь прощает нам и наши ошибки, содеянные по неведению. Многие получили воспитание в безбожное время в безбожной среде и, не зная заповедей Божьих, совершали страшные трагические ошибки. Совершали ошибки в молодости, не имея духовного опыта, не имея еще опыта распознать, где добро, а где зло. И вот эти грехи, эти ошибки Господь в силе нам простить.

Также сегодня в этот день, во второе воскресение Великого Поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фиссалоникийского. Архиепископ Григорий Палама был замечательным и очень глубоким богословом, но он также имел опыт монашеской жизни на святой горе Афон. И в своем богословском творчестве он защищает учение о Божественном Фаворском свете, утверждая, что свет, который явил Христос на Фаворе ученикам в момент преображения, не был обычным светом, как некоторые утверждали, а что это было видимое проявление Божественной энергии, Божественной благодати.

Почему мы вспоминаем святителя Григория Паламу Великим Постом? Потому что свои проникновенные умозаключения, свои открытия богословские он делал не на основе книжной учености, а на основе реального духовного опыта, духовного опыта своего и духовного опыта многих подвижников – монахов-отшельников на горе Афон, среди которых он общался и рядом с которыми он совершал свой подвиг. Вот эти монахи-отшельники, подвижники через пост, через уединение, через молитву и покаяние препобеждали в себе страсти, пороки и открывали путь для деятельного Богопознания. Они проникались силой Божественного присутствия в своей жизни настолько, что Божественная благодать зримо почивала на них. И многие подвижники действительно сияли светом, словно повторяя то, что произошло на горе Фавор в день Преображения.

Воспоминание об этом удивительном духовном явлении не случайно, так как пример святителя Григория Паламы, пример многих других подвижников той эпохи и других веков помогает нам понять, что означает пост. Пост есть реальная возможность и средство победить в себе грех, истребить в себе пороки и страсти, сделать свое сердце чистым. А из Евангелия мы знаем, что только лишь чистые сердцем Бога узрят. Именно сегодня во время поста мы должны думать о том, помнить о том, что пост самый наилучший и прямой путь к тому, чтобы преодолеть страсть и грех в себе самом. Очистить свое сердце, значит увидеть Бога.

Пост есть средство Богопознания, а не просто аскетическое упражнение и не диета. По это-му пути прошло множество подвижников, множество монахов, мирян. И когда человек встречается с Богом, когда он чувствует присутствие Его энергии, Его благодати, то у человека есть одно стремление – сохранить этот свет, эту энергию, эту благодать. И не случайно в далеком четвертом веке еще на заре Церкви возникло монашество как уход из мира. И оно возникло не потому, что эти люди были какими-то странными, не способными к социальной жизни, не способными жить в обществе. А потому что те, кто опытно прикоснулся к благодати Божьей через подвиг молитвы, покаяния, через подвиг поста, они хотели сохранить это состояние всеми возможными способами. И они понимали и чувствовали, что это состояние, состояние прикосновения к Богу, оно несравнимо ни с какими человеческими радостями. Эти люди отказывались от человеческих радостей, от человеческого общения.

Соприкосновение человека с Богом дает ему соприкосновение к раю, к Царству Небесному, дает ему соприкосновение к вечности. Тогда на заре Христианства люди поняли, что многое в этом мире с его суетой, с его ложными целями и проблемами мешает человеку сохранить в себе Божественную благодать, Божественную энергию. И они стали уходить из мира, поселяться в пустынях, производя тем самым странное впечатление на очень многих людей. Но те, кто прикасался к опыту монашеской жизни, понимали, что этот опыт помогает удерживать благодать в сердце.

И ровно через тысячу лет уже в четырнадцатом веке в Византии возникло движение иси-хазма. И святитель Григорий Палама явился самым ярким выразителем этой духовной традиции, мистической традиции. Божественная благодать, получаемая в подвиге молитвы, покаяния, поста, она становится видимой. Об этом учил святитель Григорий. И каждому из нас приходилось в свой жизни встречаться со светлыми людьми. Смотришь в лицо такого человека и видишь свет. Этот свет говорит о том, что духовный мир этого человека очень богат. И хочется быть рядом с этим человеком, напитаться его светом, его энергией, хочется напитаться этим богатым внутренним миром.

Но мы знаем и другие лица, когда заглядываешь в лицо человека и видишь там адский огонь. И одного взгляда хватает для того, чтобы испытать чувство смятения, а зачастую и чувство ужаса от одного взгляда на лицо такого человека. И как рай и благодать Божия зримо почивает на человеке, и мы видим этот свет, так и ад и дьявольская сила также отображается зримо. Мы всегда нуждаемся в этой светлой внутренней силе, чтобы сохранить те зерна, те крупицы благодати Божией, которыми Господь нас одаривает, чтобы никакие внешние обстоятельства не могли нас сдвинуть с того жизненного пути, на который поставил нас Господь – путь ко спасению.

Мы нуждаемся в мудрости и силе как каждый из нас в отдельности, так и все общество, весь народ в целом. И только тогда мы сможем преодолевать трудности и построить добрую счастливую и справедливую жизнь, когда внутри себя будем иметь тот безошибочный критерий распознания добра и зла, света и тьмы, когда будем иметь внутреннюю силу и способность противостоять злу и служить добру.
И не случайно мы говорим об этом во время Великого Поста. Когда же нам о душе поду-мать, как не в эти святые дни. И пусть размышления о внутренней жизни, молитва, воздержание, некий маленький подвиг, который каждый в эти дни может принять на себя, помогут нам очистить свое сердце и хотя бы в маленькую щелочку увидеть может быть не Бога, но свет Божий.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Этого уже хватит, чтобы в лучах этого света, Божественного света, правильно видеть ложь и истину, отличать добро от зла и совершать свой жизненный путь по заповедям Божьим. Аминь.

иером. Симон

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция