Главное

Расписание богослужений

крестопоклоннаяВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнюю Крестопоклонную неделю, когда мы вступаем в 4-ю седмицу Великого поста, мы уподобляемся путникам, которые проходят свой нелегкий путь. Пройдя половину пути, путник останавливается, чтобы собраться с силами, выпить холодной воды и подкрепиться с тем, чтобы продолжить начатый путь. Нам же в сегодняшний день, когда мы вступаем во вторую половину поста, для нашего подкрепления будет вынесен Честной и Животворящий Крест Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот Крест будет обнесен по периметру нашего храма, и после Великого славословия мы будем воздавать должное поклонение Кресту Господню, воспоминая страдания, смерть и самое главное — Воскресение Господа и Спаса нашего. Каждый воскресный день Церковь так и поет: «се бо прииде Крестом радость всему миру...» — потому что за Крестом последовало Воскресение, которым было положено начало нашему воскресению. Апостол Павел так говорит: «Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» (1 Кор. 15, 20).

То, что совершилось над Господом, ожидает и каждого из нас. Он испытал телесную смерть — и нам некогда придется рождаться в вечность. Он воскрес из мертвых — и наши тела некогда воскреснут, о чем говорит и апостол: наше тело «сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42) — тело нетленное, вечное, причастное ликующей радости вечного бытия, если человек за свою веру и смирение сподобится жизни будущего века.

Когда мы сегодня будем поклоняться кресту, пусть каждый из нас не думает, какая у него тяжелая жизнь, какие скорби, болезни, старость, неприятности житейские, а воззрит — не столько очами своего тела, сколько очами своего ума — на Животворящий Крест, чтобы в полноте осознать: если Сам Христос, Живой Бог не миновал страданий, то нам ли людям, обремененным грехами, сетовать на заслуженные скорби? Будем помнить, что Христос Спаситель безгрешен, но страдание Он несет за каждого из нас, чтобы нам даровать жизнь вечную, примирив Небо и землю. Сам человек отвергает от себя любовь и помощь Божию. Когда же мы будем сегодня взирать на Честной и Животворящий Крест, будем просить, чтобы Господь укрепил наши силы. Пусть никто из нас никогда не строит иллюзий, что жизнь христианская может быть внешне сладкой. Ничего подобного! — она сладкая внутри, когда человек живет с Богом, в молитве, в смирении, в добрых делах, в исполнении заповедей, и тогда благодать Духа Святого живет в человеке. А внешнюю сладкую жизнь Господь никому не обещал, а напротив говорил: «последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10, 21) и «претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13, 13).

Святые мученики принесли к подножию Креста Господня свои кровь и страдания, преподобные отцы — свои подвиги, молитвы, бдения, пост и братолюбие. Люди, шедшие путем христианской подвижнической жизни, принесли Господу те или иные дары свои. Что принесем мы, обремененные суетой, когда на первом месте у нас стоит устройство внешней жизни? Мы, не умеющие сердцем услышать слова евангельские: «Ищите же прежде Царства Божия, и все остальное приложится вам» (Мф. 6, 33), и что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Или слова апостольские: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Именно это надо искать всем сердцем и всею душей. На жизненном пути нам не миновать скорбей, неприятностей, болезней и бед, но в конце пути каждого христианина ожидает радость воскресения за безропотное несение своего жизненного креста. Мы, христиане последних времен, спасаемся не подвигами — у нас их нет, ни любовью — поскольку сердца наши глухи и не имеют ее, ни добрыми делами — их у нас тоже нет... Господь дает нам по Своему милосердию еще один путь — терпения скорбей. Неся их безропотно, человек очищает свою душу. Святой Максим Исповедник сказал о том, почему человек в жизни несет скорби: или в очищение своих грехов, или в исправление своих недостатков, или для избавления от грядущей беды. Поэтому не надо винить обстоятельства или людей, или жизнь, а нужно принимать скорби как врачевство твоей грехолюбивой души. Что ввело благоразумного разбойника в рай? — только слова: «Господи, достойное по делам приемлю, помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!», и тотчас он услышал в ответ: «Ныне же будешь со Мною в раю» (ср.: Лк. 23, 40–43).

Осознание своего греха, а не самооправдание, не сваливание на жизненные обстоятельства, семью, воспитание — единственно верный путь христианина. Господи, даруй мне другое сердце, другие чувства, даруй мне ум просветленный, умудренный Твоею жизнью, Твоею истиною! В течение поста мы должны испрашивать в молитве внутреннего преображения, изменения расположения своей души.

Господи, помоги всем нам возлюбить Крест Твой и в нем увидеть нам любовь Твою, и самое главное — откликнуться на любовь Божию исполнением заповедей. И также мужественно, как и Христос исполнил волю Божию, и нам по-христиански исполнить волю Божию в несении с любовью своего жизненного креста, зная, что это — крест спасения и в нем заключена и радость, и смысл, и надежда будущей жизни. Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция