Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные братья и сестры! Сегодня в Евангелии, в эту четвертую Неделю святого Великого поста, мы слышали о чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос. Однажды к Нему подошел некий человек и просил исцелить его бесноватого отрока и, указывая на апостолов, с некоторым упреком говорит: «Господи, я просил Твоих учеников, и они не смогли исцелить сына моего. Но Ты исцели его». И тогда Господь говорит: «О, род лукавый и неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?». Отец, обращаясь к Спасителю, говорит: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И Тот исцелил отрока силой Своей Божественной. И Господь говорит ученикам, показывая на отрока: «сей род (то есть род бесовский, духи злобы, имеющие доступ к человеку) не исходит иначе как молитвой и постом» (ср.: Мк. 9, 29).
Всем нам в эти дни святого Великого поста еще раз напоминается о том, что каждому человеку, который стремится к лучшему, стремится исправить свои недостатки, очистить грехи, беззакония, страсти, которые живут, как змеи, в нашем сердце, невозможно изгнать их из себя без молитвы и поста. В эти дни Великого поста не надо унывать, проходя это постное поприще, но надо знать о том, что пост есть фундамент для всего грядущего года, что мы посеем, то и пожнем. Апостол нам говорит: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 7–8). Об этом говорится и в сегодняшнем Евангелии — об этой основе основ, которая должна быть у каждого человека,— это вера в Промысл Божий, вера в то, что весь мир устроен Богом, устроен премудростью, что это не просто какое-то хаотическое нагромождение частиц, планет, галактик и прочего.
Порой бывает грустно видеть наивных людей, которые до сих пор убеждены в том, что мир произошел сам собой, что даже человек с его умом, волей, чувствами, с его премудростью, гармонично и естественно устроенный в своих составах, развился так сам по себе. Человек сейчас пользуется компьютером, который имеет огромную память и может совершать массу различных задач, на что человек не способен с такой быстротой и скоростью. Но создал этот компьютер человек. И вот если сказать кому-нибудь: представь себе, что на каком-нибудь складе компьютеров вдруг произойдет какое-то землетрясение или взрыв. Сможет ли тогда вот из этих разнообразных компьютеров сам собою сложиться один новый и целый компьютер? Пусть даже пройдут миллионы лет, они пролежат в таком же беспорядке и ничего не изменится. Так какое же безумие верить в то, что вселенная устроилась сама собой! А люди верят и живут с этим.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) сказал: «Сейчас люди живут так, как будто им никогда не пришлось бы умереть, и умирают так, как будто им никогда больше не придется жить». Не задумываются ни о душе, ни о вечности, ни о той жизни, которая ожидает каждого человека. Раньше к смерти готовились, раньше ее не боялись, зная, что Господь — милующий Отец и праведный Судия, и не закрывали глаза на факт смерти. Но наоборот был такой обычай — на погребение заранее готовить и одежду, и все необходимое, сделать завещание, чтобы потом родные и близкие не дрались из-за дома, из-за завода или магазина, но все всем распределялось по справедливости.
А сейчас люди панически боятся смерти, потому что для каждого человека, который не верит в вечность и в бессмертие души, это — тупик. Потому что все, что было до этого барьера, до этого рубежа, какие бы у нас ни были великие планы и идеи, великие дела по спасению всего человечества, но все эти дела, мысли, планы обессмысливаются тогда, когда человек подходит к тому, чтобы осмыслить это маленькое, но глубокое слово, которое ни один философ и мудрец, полководец и царь не смогли осмыслить вне Бога. Это слово — смерть. И только один наш Господь Иисус Христос раскрыл нам смысл этого слова, что смерть — это явление временное, переходное, это не тупик, но только дверь в вечность. Вечность всех ожидает разная: одни будут с Богом, а другие вне Бога. И на самом деле люди мучаются в своей жизни, если не хотят вникнуть в смысл этого слова, не хотят искать ответа на вопрос о смысле смерти, потому что ответов вне Бога, вне Христа, вне Евангелия нет.
Я, может, быть об этом говорил, но еще раз напомню. Когда я учился в семинарии, тогда еще были сложные времена, и даже студентам семинарии читали лекции, не сказать, что о научном атеизме, но лекторы просвещали нас, тупых семинаристов, чтобы мы имели представление о тех делах, которые творятся в мире. Проводили политинформацию. Она была крайне редко, но все же случались. И вот один бойкий лектор-атеист приехал и начал рассказывать, что происходит в Штатах, в Англии, в Анголе. Он был очень красноречивый, прочитал лекцию, и в душе у него чувствовалось такое пренебрежение ко всей той серости и забитости, которая, казалась ему, царит в семинарии, что люди здесь мол отсталые от жизни, знают одни только молитвы, Катехизис учат и ничего в своей жизни толком не знают и счастья не видят. И когда он спросил, есть ли вопросы, ему задали пару вопросов. А один из смелых преподавателей встает и говорит, называя его по имени и отчеству: «А скажите, пожалуйста, как научный атеизм относится к явлению смерти?». Тот сначала не понял вопроса, побледнел лицом и начал как-то выкручиваться из положения. И самое умное, что он мог подобрать в эту минуту, были слова: «Ну, вы знаете, смерть — это явление естественное». Только это он и мог сказать, потому что все, что он говорил до того, о чем думал и полагал основу своей жизни, все это оказывается бессмысленным, если не имеет продолжения в вечности.
Мы с вами православные люди, счастливые, потому что знаем о том, что нам дано заранее приготовиться и устроить свою жизнь, чтобы эта вечность не настигла каждого из нас врасплох. И вот вера — это тот якорь, за который должен держаться православный человек. Времена сейчас у нас особые, как говорили блаженные, мы заснем при одной власти, а проснемся при другой. И все это вполне реально. События последних времен показывают, что люди приходят на работу в понедельник и оказывается, что они уже не работают. Мы придем когда-нибудь в храм Божий, и еще неизвестно, что там будет: может быть, замок висит или еще какие-то изменения произойдут в нашей жизни. И поэтому самое главное, к чему должен стремиться человек, чтобы внутри у него была крепкая вера, независимо от внешних обстоятельств, потому что все обстоятельства превратны, сегодня слава, а завтра поношение, сегодня благополучие, а завтра несчастие, сегодня богатство, а завтра ты нищий человек, который должен бандитам отдать свою квартиру. В нашей жизни все это бывает реально. Все наше благополучие призрачно, как пар, который сегодня вроде бы и есть, а одно мгновение — и его уже нет. Вот так и наша мнимая счастливая, внешне благополучная жизнь. Но когда мы живем в Боге, в истине и духе, тогда ничего у нас отнять невозможно, потому что Бога из сердца не отнимешь, истину из сердца не вынешь.
Преподобный старец Нектарий Оптинский говорил, что с Богом мы везде счастливы. У одного мученика император спрашивал, не боится ли он смерти, а тот отвечает ему: «Чего мне бояться? Если ты отнимешь у меня имение, то мое имение — Христос, если ты сошлешь меня в дальние страны, то Бог мой будет там, если ты лишишь меня жизни, то приблизишь меня к вечности. Поэтому ты ничего не можешь сделать со мной такого, отчего бы я пришел и уныние, печаль или что-то потерял, потому что богатство мое — Христос». И вот этой верой, этой Истиной, этой духовной жизнью мы должны дорожить. Мы должны любить храм Божий, любить домашнюю молитву, любить еженедельно посещать церковь, но если мы пока не можем делать этого по любви, если нас ноги не несут в храм Божий, то к этому надо даже принуждать себя поначалу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что сначала появляются листья, а потом уже плоды. «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают его» (ср.: Мф. 11, 12). Но с другой стороны, мы должны помнить слова празднуемого ныне нами святого — преподобного Иоанна Лествичника, который предостерегает нас. Он говорит, что первый признак помрачения ума, помрачения души есть леность к службе, леность к молитве Божией. Вот это — первый признак, о котором мы должны знать. Если вдруг неохота читать утренние и вечерние молитвы, то надо себя понуждать. Если неохота в храм Божий идти, то надо себя понуждать, потому что через понуждение постепенно человек привыкает, и для него все это становится дорогим и близким, и родным. И в этом он начинает видеть смысл и чувствовать благодать Божию, без которой невозможно жить. Порой спрашивают, что делать в храме, у нас мол заботы, дела, суета. А потом говорят: «Знаете, батюшка, вот неделю пропустила и уже чувствуется пустота...». Один музыкант говорил: «Если я не буду играть в течение дня, то есть упражняться изо дня в день, то я это уже слышу; если я не буду играть два дня, то это будут слышать мои родные и близкие, а если я не поиграю три дня, то это уже будут слышать все». То есть и в духовной жизни ежедневное упражнение поддерживает человека в постоянном чувстве и форме, и чтобы поддерживать это, надо изо дня в день упражняться. Люди, которые учатся в консерватории, играют на фортепьяно, для того, чтобы что-то достигнуть в своей жизни, иметь какую-то специальность и кусок хлеба, они по четыре часа в день пиликают на этом инструменте. Все это для того, чтобы иметь внешнее материальное благополучие. А у нас порой не хватает времени, чтобы утром 15 минут и вечером 15 минут посвятить молитве. Если мы день пропустили, два, то сначала это почувствуем мы, а потом это почувствуют все — наши родные, близкие и домашние. Потому что когда человек оставляет молитву, он становится раздражительным, гневливым, злым, эгоистичным, не сострадательным, завистливым и лживым. И наоборот, пребывая в молитве, то есть пребывая в Боге, человек становится чуточку лучше.
И вот сегодня Господь нам возвещает в Евангелии, что вера — это одна из ступеней той лествицы, по которой мы должны с вами двигаться, потому что, не имея ни веры, ни поста — этого основания и фундамента в духовной жизни — ничего доброго достигнуть нельзя. Вера, пост и молитва есть два крыла и два весла нашей жизни.
Однажды император Константин проходил мимо некоего озера и вдруг видит монаха, который гребет на лодке и ловит рыбу. И для своей памяти монах на этих веслах написал два слова: труд и молитва. Император говорит ему: «Отче, я не понимаю, что у тебя написано на этих веслах. Понятно, что там написано "труд", но никак не пойму, зачем ты написал еще "молитва"?».
Монах говорит императору: «Если можешь, зайди ко мне в лодку». Он зашел. Тогда монах отплыл на середину озера, вытащил весло, на котором было написано «молитва» и говорит ему: «А теперь греби». Император начал грести одним веслом, на котором было написано «труд» и лодка стала крутиться по кругу, но с места не сдвинулась. Потом он сменил весло, взял весло, на котором было написано «молитва» и стал опять грести, и она опять крутилась на одном месте. Но когда он двумя веслами стал грести, лодка пристала к берегу. Вот так и в жизни бывают крайности: одни только трудятся, как волы, думая о том, чтобы заработать на хлеб насущный, и в конце концов теряют вечность, потому что всю жизнь прожили без Бога, всю жизнь не задумывались ни о душе, ни о покаянии, ни об изменении своей жизни, но думали только устроить свою внешнюю материальную жизнь. И есть другая крайность, когда человек «замаливается», то есть думает только о себе, о своей духовной жизни, и совершенно не заботимся о том, что у него семья, близкие люди. Когда люди приходят к вере (часто это бывает у женщин), они говорят: «Вот я пришла к вере, я теперь должна думать только о небесном, о духовном, а этот безбожник-муж мне теперь не нужен, от него жизнь становится какая-то темная, скверная, все мне мешает».
И вот как-то пришла с таким вопросом к одному старцу женщина и говорит: «Батюшка, я вот теперь такая духовная, мне теперь все это мирское не нужно». А он спрашивает: «Ты семейный человек?». Она говорит: «Да».— «А как же ты теперь хочешь спасаться одна? Вы все в одной упряжке, поэтому нельзя ее распрячь, дело можно только повернуть в лучшую сторону. И поэтому ты старайся любовью, вниманием, мудростью, рассудительностью, покаянием и молитвой обратить своего супруга безумного, грешного, может быть, и развратного, привести его к вере настолько, насколько это зависит от тебя». Когда есть надежда, когда нет такого явного богохульства и явного противления, необходимо сохранить семью и попытаться привести ее к вере. Но если семья явно разрушается грехом прелюбодеяния, только в этом случае человек может освободиться от этих уз неудобоносимых. Нам говорится: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), кроме вины прелюбодеяния (см.: Мф. 19, 9).
И вот нам надо набираться терпения, мужества и благоразумия, чтобы двумя этими веслами — трудом и молитвой — управлять своею собственной душой. И еще, самое главное — вера в Промысл Божий, вера в то, что все совершается премудрой десницей Божией. Вера всегда помогала людям во все времена, все Евангелие этим пронизано, но, самое главное, и в нашей жизни Господь посылает иногда такие чудеса, которые подкрепляют нашу немощную, расслабленную волю и чувства, укрепляя нашу жизнь.
Вспоминается такой случай, который мне рассказывали. У одной моей знакомой была неверующая соседка, и вот с ее сыном произошло несчастье. Он ехал на машине на маленькой скорости по безлюдной улице и на ровном месте врезался в столб. Когда забрали его в больницу, стали делать обследование, почему нормальный человек на ровном месте врезался в столб, оказалось, что у него опухоль головного мозга с куриное яйцо — она перекрыла какие-то жизненно важные функции и произошло такое несчастье. Мать в шоке, родные тоже, и не знают, что делать. Врачи говорят, что необходимо готовить к операции примерно через две недели, когда залечат последствия травмы. А на операцию сказали готовить 10 миллионов рублей. И тогда мать обращается к соседке, которая и рассказала эту историю. Та говорит, чтобы мать передала в больницу святую воду, антидор и просфору, и объяснила, насколько это возможно, чтобы он утром употреблял все это и читал молитву «Отче наш...» как он может. Она все это передала. Стало чуть легче. И потом эта женщина с его матерью обошли все чудотворные иконы града Москвы. И когда ему оставалось два дня до операции, они поехали в Троице-Сергиеву Лавру к мощам великого угодника Божия, преподобного Сергия Радонежского. И вот мать на коленях молилась со слезами перед ракой святых мощей и уже настолько прониклась верой и упованием на Промысл Божий, что она молится такими словами, как порой безумные люди молятся: «Господи, дай мне вот то-то и то-то». Не понимая вовсе, что, может, ты просишь в этот момент вовсе ненужное. И вот она завершает свою молитву, как глубоко верующий человек: «Господи, да будет воля Твоя святая».
Когда они приехали домой, на следующий день была назначена операция. Долго ждали результатов, потому что одно дело залезть в желудок и кишки, а другое дело залезть в черепную коробку — здесь миллиметр сюда или туда и может произойти непоправимая ошибка или повреждение органов и нарушение важнейших функций. Так вот врачи сделали операцию, выходит хирург и говорит: «Вы счастливые люди! Сын ваш живой и здоровый. Но знаете, произошли такие обстоятельства, вы этому радуйтесь. Когда мы сделали операцию, то опухоли, несмотря на компьютерные исследования, мы не нашли». И врачи поступили как честные и благоразумные люди — 10 миллионов они матери вернули за ошибку. Но это не ошибка была, а чудо Божие, чтобы утвердить в вере и мать, и сына, потому что он тоже прекрасно знал, что с ним случилось. И вот дело все закончилось благополучно, после этого он стал ходить в храм и верить по-настоящему — глубоко и серьезно.
Так что мы, верующие, счастливые люди, потому что имеем над собой Бога — Отца милующего, справедливого, любящего каждого из нас. И поэтому будем верить Ему, и будем верны Ему, потому что много верующих, но мало верных. Придет время, когда начнут шлепать печати антихриста, и как один из старцев сказал, с любовью будут принимать ее, потому что в вере не жили и верны Богу не были. А как не были верны? Сейчас идет Великий пост, и все это вскрывается.
Господь говорит: «Неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Ты пост не можешь потерпеть несколько недель, при том что у нас есть все для питания и подкрепления, а когда будут ставить печати, тогда выбор будет совсем другой: или голод, или жратва. И вот, если многие сейчас не могут потерпеть малого, то кто тогда решится на голод, на верную смерть? Но преподобный Ефрем Сирин говорит, что люди, принявшие печать, будут есть в семь раз больше и не наедаться, а верные маленький кусочек хлеба перекрестят — и это будет поддерживать их силы. Нам всем надо об этом задуматься, потому что это — основа вечной жизни, а основа этого испытания закладывается и готовится сейчас. Кто привык к посту и молитве, тот будет с Богом, а кто сейчас хромает на оба колена, тогда его участь будет под большим вопросом.
Поэтому будем верить в Бога и будем верны Ему даже до смерти, и тогда Господь спасет и помилует всех нас. Аминь.
архим. Мелхиседек