Расписание богослужений

DSC 0107В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов.

В царствование Ираклия в 626 году, стеснили Царьград с востока персы, а с запада скифы и авары. Тогда патриарх Сергий, взяв икону «Одигитрия» и ризу Пресвятой Богородицы, прошел с крестным ходом по стенам города. Когда же он в водах пролива омочил ризу, море закипело, и корабли врагов потонули. Народ провел целую ночь на молитве во Влахернской церкви, воспевая благодарение Божией Матери — акафист, что в переводе означает «неседальный»,то есть совершаемый стоя.

Второе избавление Царьграда от агарян было при Константине Погонате в 670 году, третье — при Льве Исавре (716- 740 годах) или, по другим сведениям при Михаиле III (864 год) от агарян и скифов — наших далеких предков Аскольда и Дира. Важно, что неожиданное и полное поражение заставило воинов-славян всерьез задуматься над Божиим заступничеством за христиан, и тем промыслительно способствовало обращению части из них к Святому Православию.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Что такое Акафист?

Акафист — это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся...».

Акафисты состоят из 25 песен: 13 кондаков и 12 икосов ("кондак" — краткая хвалебная песнь; "икос" — (по-гречески — "дом") пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием "радуйся," а кондаки — "Аллилуйя" (на еврейском — "хвалите Бога").

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе...» и пр. Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским на основе стихир святого Ефрема Сирина, уже известного нам по покаянной великопостной молитве.. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. Акафистов — церковных хвалебных молитвенных песен Спасителю, Богоматери и Святым Угодникам — было создано множество. Однако самый древнейший акафист Пресвятой Богоматери был составлен именно в том самом 626 году по избавлении Константинополя от грозного нашествия. Этот акафист послужил образцом каноном для всех последующих. Этот трогательный акафист заключает и радование, и удивление высочайшим совершенством Пречистой Девы, величием Ее и благостию, даруемой верующим. Вспоминая бывшее избавление от врагов, Святая Церковь в последние дни Великого поста как бы присоединяет к нему моление к Пресвятой Богородице об освобождении и нас от всяких бед, чтобы глядя на Матерь Божию как на Споспешницу молитвы и покаяния мы всегда помнили о небесной Ходатаице и Заступнице нашей.

Начальный кондак написан ямбическими рифмованными стихами, в каждом из икосов заключается по двенадцати воззваний: "РАДУЙСЯ," которые также писаны рифмованными стихами, при том с созвучными словами не только на конце, но и в середине каждого двустишия; и, наконец, в каждых двух соответственных стихах содержится по одинаковому числу слогов.

85420282 pohvala bogorodicuyИконография праздника

Главной темой иконы Похвалы Богородицы является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция