Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, закончилась святая Четыредесятница, но впереди предстоит еще Страстная седмица, поэтому сегодняшний праздник является рубежом между окончанием Великого поста и грядущей Страстной неделей. И вот Святая Церковь в сегодняшний день празднует и вспоминает великое событие — чудо воскрешения из мертвых Лазаря Четверодневного и последующий затем торжественный Вход Господень в Иерусалим. И сегодняшний тропарь в честь этого великого праздника нам говорит следующее: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти (то есть страдания) уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще (то есть вербы, которые мы держим в руках, которые зимой, казалось, были мертвы, а весной уже с почками, как символ победы жизни над смертью), Тебе победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Вот что мы вспоминаем, вот наша вера, вот основание и фундамент всей нашей жизни — вера в бессмертие человеческой души и тела.
Самое потрясающее, самое больше, самое дивное, самое непостижимое, что Бог даровал человечеству — Он создал человека бессмертным. Он мог бы остаться бессмертным, если бы исполнил Его заповедь: «Вкушай от древа жизни и не вкушай от древа познания добра и зла» (см.: Быт. 2, 16–17). Господь нам дал возможность вкушать от древа жизни, чтобы и мы стали бессмертными, по благодати причащаясь древа жизни, то есть Тела и Крови Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. Но где же эта победа жизни над смертью? Мы же без конца хороним, хороним и хороним наших родных, близких, друзей, знакомых. Мы видим, что смерть как царствовала, так и царствует среди нас, что нет бессмертных людей. Где же это воскресение? А нам апостол Павел говорит:«Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6, 9). Господь говорит нам в Евангелии:
«Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28–29).
Это все еще будет впереди, а вот воскрешение и преображение души начинается уже здесь и сейчас. Вечность уже входит сюда, в нашу повседневную жизнь, потому что мало воскресить тело. Оно воскреснет, и пред ним откроются два пути: одни будут с Богом, а другие — без Бога. Одни, творившие зло, воскреснут для воскресения осуждения, а творившие добро — для воскресения жизни. И вот это воскресение жизни начинается сейчас среди тех, кто любит Бога, любит Церковь, любит ближнего. Ведь только тело его умирает, а душа, соединенная с Богом, продолжает жить. И наоборот, есть много людей, которые живы телом, а душой уже давным-давно мертвы, потому что смерть наступает не тогда, когда перестает биться сердце, работать мозг, почки — не тогда наступает смерть. Смерть наступает тогда, когда из жизни уходит вера и любовь. А если вера и любовь продолжают жить в душе человека, то душа его живет с Богом, а потом к жизни его души с Богом присоединится тело, воскрешенное. И вдвоем тогда уже будут жить, служить Богу, ликовать об этой вечности.
А воскресение души начинается уже сейчас. И мы, православные — счастливые люди, потому что нам дано это знание — знание о душе, знание о Боге, знание о воскресении, знание о Христе. И это великая-великая милость Божия по отношению к каждому из нас. И недаром мы сегодня слышали эти слова: «Братия, радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйстесь» (Флп. 4, 4). У людей много радости в жизни. Человеку прибавили зарплату — он радуется. Сколько? Месяц, потому что через месяц он уже и к этому привыкнет. Человек купил машину — радуется до первой аварии. Тогда он понимает, что, оказывается, ее надо ремонтировать, оказывается, могут ее и грохнуть, эту машину... Человек женился — радуется. Сколько? Ну, кому как Господь даст, но тоже радуется. Юбку новую купила с платьем — тоже радуется. Сколько? Два дня. Есть эти маленькие человеческие радости, и их бесконечное множество, у каждого свои, но все они имеют предел и время, и срок.
А нам апостол говорит: «Радуйтесь всегда в Господе». Независимо оттого, есть у тебя деньги или здоровье, какая погода на улице, как относится начальник, что у тебя со здоровьем — независимо ни от чего Господь может дать человеку реальную радость жизни. За что? За его искреннюю веру, когда человек не цепляется и не хватается за эту жизнь. Он понимает, что вечных людей нет и что бы мы ни делали, как бы ни заботились о своем здоровье (о котором тоже надо заботиться), но надо знать — все равно все закончится переходом человека из этой жизни в ту. Потому что есть три формы существования человека здесь, на земле. Первая — в утробе матери. Потом рождение, которое совершается, казалось бы, тоже через смерть. Почему? Потому что ребенку перерезают пуповину — источник его жизни, а он продолжает жить. Потом здесь на земле, как говорит нам Писание, 70–80 лет, если в силах. А что сверх этого, то труд и болезнь (см.: Пс. 89, 10). Здесь, на земле — это вторая форма существования человека. А потом, через смерть — второе рождение — рождение уже в вечность. И человек знает, что действительно так будет, поэтому апостол Павел говорит: «имею желание разрешиться и быть со Христом». Почему? Потому что, как говорит он, «это несравненно лучше» (Флп. 1, 23).
Поэтому для человека, истинно верующего в бессмертие души, ничего не может быть трагедией в величайшей и в конечной степени. Потери — да; болезни — да; лишения — да; потом и приближение к самой смерти, но он понимает, что это — воля Божия, что это — путь общий для всех. Это не бессмыслица, и не тупик, и не бессмысленное путешествие с бессмысленным концом. Смерть — это есть дань греху, через смерть многие из нас уже избавятся от болезни, страдания, пустоты — всех тех трудностей человеческих, которые сопровождают всю нашу жизнь. Все это должно здесь выболеть и здесь остаться. И оно на самом деле здесь останется именно через смерть, чтобы туда не понести ничего ненужного, а понести туда только преображенную и осветленную душу.
Вот почему апостол Павел так и говорит: «Радуйтесь всегда в Господе». Вот где этот источник радости — молитва, чистая душа, добрая, христианская жизнь, участие в Таинствах, через которые мы благодатно соединяемся с Богом — вот все это является источником радости. Какой радости? Не того бурного фейерверка жизни, бесконечного праздника, шуток и развлечений, как будто только в развлечении и есть смысл человеческой жизни. А наша радость заключается в другом. Господь говорит: «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф. 6, 6). Вот когда человек может встретиться с Богом на пути своей жизни — в тихой, сокровенной, духовной жизни.
И мало того, однажды апостол Павел говорит о себе: «Ныне радуюсь в страданиях моих» (Кол. 1, 24). Вообще, это парадокс: как можно радоваться в страданиях? А он радуется, потому что для него через эти страдания Бог оказался ближе! Как однажды отец Иоанн (Крестьянкин) сказал, что, когда он сидел в лагерях за свое ревностное служение Церкви, то «такой молитвы, которая у меня была в лагере, больше не было никогда». Почему? Потому что каждый день — это грань между жизнью и смертью. И такой молитвы не было никогда. И, казалось бы, человек переживает тяжелейшие обстоятельства жизни, а из-за того, что он с Богом, у него рай в душе!
Кто-то сказал, что без Бога и мир — тюрьма, а с Богом и в тюрьме мир. Отец Иоанн говорит: «Я потом никогда такого состояния близости Бога не ощущал». Вот выбор — между теплым углом и жизнью с Богом. У всех есть теплый угол, а жизнь с Богом есть, оказывается, не у всех. Порой именно через тесные жизненные обстоятельства, в которые мы поставляемся Богом, мы и находим путь к Нему. И если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо. И старец Паисий говорит: «Бог хочет, чтобы Его дети беседовали не только между собой, а беседовали еще и с Ним». И часто бывает так, что только тесные обстоятельства жизни подвигают человека на эту встречу с Богом, а нас — православных людей — на беседу, на молитву, на жизнь с Богом должна подвигать благодарность. Самое главное — это благодарность: «всегда радуйтесь».
А чему радоваться? Надо бы задуматься, чему радоваться в нашей жизни. Когда меня из Оптиной пустыни сослали в ссылку сюда, в Москву, я приехал к отцу Николаю на Залит и говорю: «Батюшка, я угодил на приход». Он говорит: «Куда?». Я говорю: «На мирской приход: вот — унываю». Он говорит: «А чего унывать-то? Радоваться надо! Приход — это хорошо, а то в монастыре сам знаешь, как...» — то есть свои проблемы, трудности. Я говорю: «А радоваться-то чему?». Он отвечает: «Как чему? Радуйся, что родился, радуйся, что крестился, радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив еще». Вот сколько поводов радоваться!
Мало того, отец Иоанн Кронштадтский служил однажды молебен в Доме умалишенных, к нему подошел больной человек и говорит: «Батюшка, отец Иоанн, а Вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый разум?». И отец Иоанн задумался, что этого не было никогда! Это настолько воспринималось естественно — как видеть, как слышать, как жевать, как думать. И он поклонился ему в ноги, этому душевнобольному человеку, за то, что он его навел на мысль, ведь надо Бога благодарить за то, что мы сейчас на «своих двоих», что мы в своем разуме — надо за это Бога благодарить! А самое главное, самое ценное, если бы не было ни здоровья, ни разума, ни денег, ни сил, ничего бы не было, за одно только надо благодарить — за веру и за то, что мы избавлены от самого страшного страха — от страха смерти. Потому что и президенты, и буржуи, и, как сейчас говорят, олигархи все удовольствия в жизни имеют, но как только человек задумывается о смерти, это омрачает самую сладкую жизнь, если у человека нет веры. А у нас наоборот: какая бы горькая внешне ни была бы наша жизнь, она сладкая. Почему? А потому что мы знаем, чем она может закончиться для нас. Она может закончиться и должна закончиться встречей с Богом, а это — всё! Потому что «там, где царь, там и его царство».
Так что вот сколько у нас поводов для благодарения. И сегодняшний праздник еще раз напоминает нам о смерти и воскресении. Уже четыре дня как Лазарь пребывал в гробу. А там, на Востоке, в жарких странах, покойника хоронят в этот же день до захода солнца. Почему? А потому что неизвестно, что будет через два или три дня с покойником без заморозки. А тут четыре дня! В жаркой стране, где средняя температура плюс 25–30 градусов! А Господь показал: все для Него возможно, все! И то же самое будет с нами — воскресение. И это для нас главный повод не унывать, не отчаиваться, ничего не бояться в своей жизни, кроме одного — кроме греха. Этим путем пройдут все — вечных людей нет. Не надо на этом зацикливаться, что живем только здесь, только один раз и больше ничего не будет. Нет, какой бы диагноз ты ни услышал от врачей, это не имеет никакого значения.
Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Есть добрая совесть, есть добрая жизнь, есть вера, любовь и добрые дела — ничего не бойся. Только проси у Бога: «Господи, дай мне терпения и веру!». Потому что Никодим Святогорец в своей замечательной, потрясающей книге Невидимая брань» говорит: «Последнее и самое страшное искушение — это искушение безверием перед смертью». И Господа, когда Он висел на Кресте, люди и диавол искушали: «Если ты Сын Божий, сойди с Креста, и уверуем» (ср.: Мф. 27, 40). Даже Бога диавол подвигал сойти с Креста, не терпеть, не мучиться, ничего не переносить: «Сойди с Креста!..».
Так и мы будем в своей жизни поставлены перед этим выбором: или мужественно, с молитвой, с Причастием, через исповедь утверждаться в вере, или думать только об одних врачах и таблетках и через это забыть живого Бога, ожидая только продления жизни на день, два, неделю, месяц, а все равно потом смерть настанет. Чтобы мы не цеплялись и не держались за земные блага, в момент нашего испытания и искушения, отходя в вечность, надо читать молитву: «Христос воскресе! Воистину воскресе!», и этой молитвой утверждать себя в вере. Вот об этом тоже мы должны помнить, потому что все под Богом ходим. Сколько нам отмерено Богом — не знаем, только знаем, как мы должны завершить свою жизнь: с Богом, с любовью, с верой и надеждой в сердце и с благодарностью Ему, Который даровал нам самое главное — победу жизни над смертью.
И сегодняшний праздник — это праздник бессмертия, Божественной победы над человеческой немощью. Но когда мы с Богом, тогда нет никого сильнее нас. Поэтому всем вам, дорогие мои, в этот святой и праздничный день Входа Господня в Иерусалим желаю, чтобы вся ваша жизнь была с Богом. Тогда и мы сможем вместе с апостолом Павлом сказать: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,— всегда Господни» (Рим. 14, 7–8). Поэтому живем ли, умираем ли всегда Господни. Вот и дай Бог, чтобы мы были всегда Господни. Аминь.
архимандрит Мелхиседек