Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»
Такими словами, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, сегодня Святая Матерь наша Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Обещание и спасение. Спасение от чего? От греха, проклятия и смерти. Ибо первые слова Архангела Гавриила Божией Матери там, в Назарете, были именно такие: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Спаса! И именно душ. Самое главное, самое бесценное, самое дорогое, что есть у человека — это душа. И спасти эту душу от смерти греховной пришел Господь наш, Иисус Христос. Ибо спасение от греха — это и есть спасение от смерти. Потому что можно быть по телу живым — и быть мертвецом. И быть мучеником за Христа или повседневно или мгновенно. Повседневные мученики за Христа — это преподобные отцы, матери и сестры, которые подвизались день и ночь за заповеди Божии или мученики, которые исповедовали Христа и были умучены, и убиты ради исповедования, ради веры святой, христианской, Православной.
Но Господь сказал:
«Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Я пришел... чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 8, 51; Лк. 20, 38; Ин. 5, 24; Ин. 10, 10).
Что же это такое: «иметь жизнь и иметь с избытком»? Каждое животное и каждый человек имеет жизнь. А вот с избытком ее имеют только верующие люди. Потому что жизнь без Бога — это не жизнь, а существование. А жизнь с Богом, если даже человек прикован к постели и болен смертельной болезнью, но в душе он с Богом,— у него в душе рай. А без Бога — и при добром здравии, и при куче денег — в душе может быть (и чаще всего так бывает) ад.
Люди не знают, для чего, как, зачем они живут. А Господь нам сказал: «наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29). И мы сегодня видим это исполнение, исполнение обетования Господня, когда Господь воскресил к жизни Лазаря Четверодневного, творившего добро, друга Божия, брата Марфы и Марии — тех сестер, которые привечали, которые любили Христа и служили Ему,— воскресил ради любви к ним и Лазарю Четверодневному, который тоже был Его другом, другом по жизни. Ибо его святые мощи сейчас хранятся в городе Ларнака, что на Кипре. Там, в базилике, есть серебряный ковчег с его честно́й главой, и на этом ковчеге из серебра выбита следующая надпись: «Лазарь четверодневный — друг Христов». Ибо мы знаем, что после своего чудесного воскрешения на четвертый день, когда уже смердела его человеческая плоть, Лазарь (история нашей Церкви говорит об этом) жил еще целых семнадцать лет и сподобился от рук апостольских принять епископский сан, и был епископом Китийским на острове Кипр, на котором и почил уже второю смертью до Светлого Христова Воскресения.
И Предание говорит, что во свидетельство того, что он действительно был четверодневным мертвецом, тление коснулось его губ, так что говорят, что из-за этого он немного картавил,— это было всегдашнее напоминание, что это тот самый четверодневный мертвец, который живет вот уже семнадцать лет. Жил в этом мире, а сейчас живет там, у Бога, в вечности.
И сегодня два праздника: обетование и исполнение этого обетования — обещание и исполнение этого обещания. Ибо, как говорит нам Писание, «не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк. 1, 37). И как торжественно, как неожиданно вдруг в нашу повседневную, постную жизнь победоносно, всеторжественно, мощно, радостно врывается этот праздник!
То же самое будет и с нашей жизнью. Дай Бог, чтобы так было. На полусогнутых ногах, как говорит Писание, «колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108, 24), дряхлые в вере, надежде и уповании, подходя к концу своей жизни, может быть, и мы с вами за сохранение той веры, надежды и, имея хотя бы малое милосердие, любовь и сострадание (по заповеди евангельской), сподобимся услышать глас Божий: «Рабе благий и верный! о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего» (Мф. 25, 21).
И войдет человек в полноту ликующей радости, о которой мы знаем совсем немного. Но мы знаем, что воздух, атмосфера, фундамент, содержание будущей жизни — это состояние радости. И именно первые слова воскресшего нашего Господа женам-мироносицам были не иные, а именно эти: «Радуйтесь!» и «не бойтесь!» (Мф. 28, 9, 10). Такие слова сказал Господь. И Он не только произнес эти слова, но и дал веру и жизнь по вере. Чтобы человек смог приобрести именно это состояние в своей жизни — состояние радости, радости жизни с Богом, если даже вся внешняя жизнь не такая всерадостная, как бы нам с вами хотелось.
Сегодня видим исполнение этого обетования, воскресение и победу жизни над смертью. И мы завтра будем, как «...отроцы победы знамения носяще», держа в своих руках, казалось бы, безжизненные ветки, которые вдруг, чуть засветило солнце, и они распустились, и вновь налились жизнью, вновь ожили, и вновь стали живыми.
Вот так и многие-многие люди кажутся по своей жизни безжизненными палками, безжизненными бревнами и дубами. Но милость Божия, свет Божественной жизни, свет жизни евангельской касался, касается и будет касаться многих миллионов сердец до последнего их издыхания. Ибо Господь сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился... и жив был» (Иез. 33, 11). Потому что Бог наш — живой, и мы должны быть живыми. И живыми, прежде всего, внутри себя. Прежде всего, душа должна быть живой, потому что смерть может наступить гораздо раньше, чем откажут почки, чем откажет головной мозг и остановится сердце. Смерть может наступить гораздо раньше — когда умрет душа и в ней не будет ни веры, ни надежды, ни любви. Это настоящая смерть.
А настоящая жизнь возможна даже тогда, когда тело не может двинуться дальше больничной койки... Такой человек, в котором есть вера, надежда и любовь, может быть, и бывает живее всех живых. Состояние радости есть состояние будущего века, и нормальное состояние христианина — это состояние радости жизни с Богом. О той жизни мы знаем совсем немного. Апостол Павел нам приоткрыл и сказал: «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). И Господь нам говорит: «вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).
Многие задают такие вопросы: «Как же в той жизни я буду иметь полноту радости, если вдруг я буду знать, что мои родные, близкие этой райской жизни не сподобились?». Такой вопрос задает человек, который уже сам себя приготовил к раю, а своих родных и близких записал в противоположную обитель. «Как же я буду там радоваться,— говорит,— когда муж мой, пьяница, вдруг окажется совсем в другом месте?».
Вопрос действительно непростой и серьезный, потому что мы все преисполнены любви друг к другу. И вроде бы должна быть какая-то память, понятие, собеседование родственных душ даже там, в вечности. И прямого ответа в Евангелие на это нет. Но преподобный Исаак Сирин приоткрывает нам эту тайну. Он говорит: «Там, в ликующей радости, меньшие не будут видеть бо́льших. Бо́льшие не будут видеть меньших. Каждый сподобится своей радости по мере жизни и по мере благодати». Жизнь и полнота радости будет у всех разная, а пребывание будет по видимости у всех одинаковое, в едином воздухе духовного ликования. И говорит: «Как младенец, вышедший из утробы матери, уже не помнит той жизни, так и вышедшие из этой жизни не будут помнить этой жизни, но будут находиться в состоянии непрестающей радости и ликования». Высшие не будут видеть низших, а низшие не будут видеть высших. Каждый будет довольствоваться своей радостью. Поэтому, преисполнит радостью Господь тех, кто сподобится той жизни, уж будьте уверены, если Он сказал такие слова: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).
Ради этого мы подвизаемся, ради этого мы отличаем добро от зла. Ибо творившие зло воскреснут в воскресение осуждения. Значит, надо вникать, что такое добро, что такое зло, что такое жизнь по Евангелию, и какая жизнь противоположна жизни евангельской. «Слово Твое,— говорит псалмопевец Давид,— свет стезям моим» (ср.: Пс. 118, 105).
И мы должны вникать в смысл Священного Писания, потому что мы этим будем выражать свою любовь к Богу, что нам небезразлично, что сказал нам Отец наш Небесный.
Сегодня на проповеди я услышал потрясающий пример. Один наш батюшка рассказывал: «Я,— говорит одна раба Божия,— в храм хожу раз в год, но я люблю Бога и верующая в душе. Но мне одного раза ходить в храм достаточно. Мне некогда: работа, дела и прочее, и прочее». И батюшка ей говорит: «Вот ты станешь старой. У тебя дети есть?» — «Да, есть».— «И вот у детей будет работа, дела, попечение, и они к тебе будут приезжать один раз в год. И скажут: "Мамочка, я тебя люблю в душе". Как тебе будет?». Она: «Очень неприятно!».
И так батюшка простым, жизненным примером вразумил человека. Мы не можем любить друг друга только в душе. И Бога мы не можем любить только в душе. Для этого и жизнь по Евангелию, для этого существуют и Церковь, и богослужение, и домашние молитвы, и доброделание. И вся наша жизнь, полнота нашей Церкви нужны только ради одного — чтобы любить Бога и быть любимыми Богом. Потому что кто-то из мудрых людей сказал: «Всё в этом мире стоит любовью и любовью Бога к человеку, любовью человека к Богу, любовью человека к человеку». И дай Бог, чтобы мы с вами по нашей жизни,— не по нашей внешности, не по нашим словам, а по нашей жизни (внутренней, прежде всего, жизни),— были бы человеками любви, и тогда рай будет в нашей жизни не только когда-то, а уже сегодня и сейчас! Аминь.
ахимандрит Мелхиседек