Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляю с Великим Четвергом, с этой великой Божественной благодатью, которой нас сподобил Господь: быть причастниками Святых Христовых Животворящих Божественных Таин. В такую же ночь, две тысячи лет назад, когда «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся» хотел предать своего Учителя, впервые Господь на Тайной вечере в Сионской горнице подал Своим ученикам Свое Тело и Свою Кровь — эту Божественную благодать, этот Небесный Хлеб, о котором Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»; «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет»; «Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6, 54, 49–50, 55). В Евангелии от Иоанна содержится это учение, раскрывающее тайну Божественных Тела и Крови Господних, которые преподал Иисус Своим ученикам.
Сегодня мы с вами вспоминали Тайную вечерю и сами стали ее участниками. На службе мы читали Евангелие, и если мы последователи Христовы, если мы Его ученики, то мы должны помнить, о чем Он нас учил в эти последние часы накануне добровольного предания Себя на распятие. Он взял полотенце, препоясался и стал умывать ноги ученикам Своим. Этим действием Он всем нам — тем, кто любит Его, дал заповедь: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 14). «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Ин. 13, 14); «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 26). К сожалению, именно эту заповедь никто из нас не помнит, мы как-то скользим умом по поверхности этих святых слов, но надо помнить, что это были последние слова Господа за Божественной трапезой Своим ученикам. Только в этих словах человек может находить путь настоящей духовной жизни: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).
И поэтому всегда надо молиться, чтобы Господь даровал нам силы творить добрые дела. Чтобы не нам служили, а мы служили. Однажды в беседе с одним старцем Оптиной пустыни я спросил: «Авва, скажи, сколько тебе сейчас лет?». Он сказал: «Восемьдесят шесть». А потом он меня спрашивает: «А ты знаешь, почему люди долго живут?».— «Нет».— «Потому, что они кому-то нужны». Вот, в чем секрет долголетия и благоденствия. В этом — тайна духовной жизни, тайна, раскрывающая источник сил человеческий. Они даются человеку за самоотверженное служение ближнему. Всех нас, безусловно, объединяет Божественная литургия. Ничто не может объединить нас так, как причащение, как та благодать, которую дает нам Господь, соединяя нас с Собою, Себя с нами, и, самое главное, соединяя нас друг с другом: таинственно, непостижимо, сокровенно, сакраментально, таким внутренним единством, когда мы на самом деле, хоть на чуточку, хоть на секундочку становимся едиными братьями и сестрами во Христе.
Во время совершения Божественной литургии после призывания Святого Духа, вино и хлеб, приготовленные на начальной части литургии — проскомидии — непостижимым, Божественным, тайным образом соединяются со Христом: хлеб становится Телом Господним, не переставая быть хлебом, а вино — Кровью Господней, не переставая быть вином. Как во Христе соединились Божественная и человеческая природа, так вещество, которое лежит на Божественной Трапезе,— простой хлеб и простое вино — соединилось непостижимым образом, содействием Святого Духа с Телом и Кровью Господа. И священник во время этих тайносовершительных действий молится такими словами: «...Преложив Духом Твоим Святым», то есть преложи эти Святые Дары, соедини их. Во Христе соединилось Божественная и человеческая природа: человеческая была видна, а Божественная не была видна, но она соединилась со Христом неслитно, неразлучно, нераздельно, неизменно. Это догмат Четвертого Вселенского (Халкидонский) Собора о соединении двух природ во Христе. Во время Божественной литургии происходит такое же соединение Божественного и вещественного, видимого и невидимого. И нас всех Господь питает одним Телом и одной Кровью. После этого чудесного преложения священник, ходатайствуя за народ Божий, молится такими словами: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие: и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Святаго Тела и Крови Христа Твоего; но да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими...». Вот какая тайна: тайна единства, тайна соединения не только нас с Богом, на и нас друг с другом. Это есть таинство любви, таинство единения, таинство благодати, через которое мы ощущаем себя единым телом, едиными братьями и сестрами, хотя бы даже на мгновение, хотя бы даже на самую малость, чтобы почувствовать, что мы должны быть таковыми по своей природе и по всей своей жизни всем своим существом.
И, конечно, благодать Святого Причащения — неизреченная, великая, Божественная, таинственная, всесвятая — выражается словами священника, который после причащения молится за народ Божий: «Благодарим Тя, Господи Боже наш, о причащении Святых, Пречистых, Безсмертных и Небесных Твоих Таин, ихже дал еси нам во благодеяние и освящение и исцеление душ и телес наших. Сам, Владыко всех, даждь быти нам причастию Святаго Тела и Крове Христа Твоего в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, в преумножение премудрости, во исцеление души и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в снабдение заповедий Твоих, во ответ благоприятен, иже на Страшнем Судищи Христа Твоего». Вот какими Дарами преисполняются причастники Святых Христовых Небесных и Животворящих Таин.
Поэтому будем благодарить Бога за этот неизреченный Дар. Если бы не Святое Причащение, если бы не эта величайшая Святыня, то неизвестно какими бы мы были по своему естеству, по своей природе, потому что каждый знает, как тяжело бороться со своими привычками, со своим немилостивым сердцем, раздражением и гневом, ложью и клеветой, самолюбием и эгоизмом, и многими, многими другими грехами и страстями, которые очерняют светлую ризу нашей души, дарованную нам во Святом Крещении. Если бы не Святое Причащение, то многие из нас и оставались бы, как прежде. Но теперь от службы к службе, от Причащения к Причащению, от литургии к литургии что-то немножко меняется в наших душах. И это — действие благодати, которая дается нам даром в этом великом Таинстве Святой Евхаристии. И самое главное, самое существенное, самое наиважнейшее, что может человек принести Богу: это дар благодарного сердца, когда от лица всего народа Божиего священник, поднимая Святую Чашу и дискос в алтаре, возглашает: «О всех и за вся», то есть приносится эта Небесная и Святая Жертва «о всех и за вся».
Богу ведомы все наши нужды, все наши скорби, все наши немощи, все наши тайны, все наши желания, и вот, от лица всех благодарных сердец «о всех и за вся» совершается это приношение Богу. Бог Сам — приносящий и приносимый, приемлемый и раздаваемый. Бог Сам приносит эту Жертву и Сам принимает ее. Но мы участвуем в этой жертве и через это освящаемся и преображаемся душой и сердцем.
Сегодня всем нам даровано было мысленно перенестись в Сионскую горницу, на ту первую Божественную литургию, на ту первую Божественную Тайну — Тайну вкушения Царства Небесного. И дай Бог, чтобы мы все в добром и чистом сердце хранили благодать Святых Христовых Таин от Причащения к Причащению. Чтобы эти Божественные Дары освящали, преображали и убеляли ризу нашей души. Дай Бог, чтобы и мы в радости и веселии духа сподобились величайшей благодати праздника Святой Пасхи, чтобы и в этот святой день стать причастниками Святых Христовых Таин. И, самое главное, что не только в этот день, не только в момент Святого Причащения мы должны благодарить Бога, но будем же жить этой Божественной литургией от Причастия к Причастию. У одного старца спросили: «Авва! Как нам подвизаться, как спасаться?». Он ответил: «Живите так, как будто завтра вам должно будет причащаться Святых Христовых и Животворящих Страшных и Небесных Таин». Или жить так, как будто мы только сегодня причастились. А мы все именно сегодня причастились, и каждый из нас чувствует, что не все поступки уместны для того состояния, в котором он находится. Вот если какие-то мысли, слова и дела несовместимы с состоянием причастников, то нужно это запомнить, что именно несовместимо, и в другой день не давать всему этому места в своей душе.
Всех вас от всей души поздравляю с этим Великим Четвергом, с принятием Святых Христовых Таин и будем благодарны Богу всю свою жизнь, будем молиться и стараться, чтобы слова этой молитвы действительно исполнились на нас. Тот, кто любит причащаться, кто дорожит этим святым даром, кто блюдет себя в чистоте святыни души, духа и тела, тот в самом деле сподобится этой величайшей благодати, о которой мы молимся каждый раз, когда причащаемся Святых Христовых Таин: «и сподоби мя до последняго издыхания неосужденно приимати пречистых Тайн освящение, во исцеление души же и тела». Дай Бог, чтобы до последнего нашего издыхания мы были с Богом и Бог был с нами. Он всегда готов быть с нами, главное, чтобы мы были готовы пребывать с Ним. Аминь.
архимандрит Мелхиседек