Главное

Расписание богослужений

DSC 0507«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). И когда мы сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, милостью Божией, стоим перед Святой Плащаницей, то мыслью, умом и сердцем мы переносимся к тем далеким евангельским событиям, о которых мы слышали в течение Страстной седмицы из Священного Писания. Ведь слова Священного Писания, будучи не просто буквой закона, а заключая в себе жизнь, они, как семя, брошенное в наше сердце, проросли и дали свой плод. И если этого не произошло, то все наше Православие, вся наша христианская жизнь, все наше благочестие будет бессмысленным. Как сказал апостол Иаков, чтобы мы были «исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак. 1, 22–25).

А что же самое главное мы должны услышать из всех евангельских чтений Страстной седмицы? Много важного Господь сказал нам перед распятием, перед Своими страданиями. «Кто хочет быть большим между вами, да будет всем слугою: и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 43–44). «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 14). И сегодня мы стоим перед Святой Плащаницей, перед погребением Христа Спасителя после снятия Его со Креста. О Господе было библейское пророчество: «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Мы исцелились этой окровавленной Плащаницей, страданиями Христовыми, поскольку Господь умирал за каждого из нас, за тех, кто был до Христа, за тех людей, кто жил во время земной жизни Христа Спасителя, и за тех людей, которые будут жить после смерти и воскресения Христа Спасителя. В этот день Господь принял страдания в том числе и за каждого из нас. И поэтому, когда мы будем подходить к Святой Плащанице, пусть каждый из нас подумает о том, что Господь принял смерть за каждого из нас, поэтому в страданиях Господа, в этом Его Кресте мы все принимали участие.

Когда мы будем поклоняться Святой Плащанице, будем поклоняться с болью и скорбью своей души, прося у Господа нашего Иисуса Христа прощения, что мы до сих пор не стали верными Ему, что мы не восприняли Евангелие так, чтобы оно стало смыслом и целью нашей жизни. Мы не можем сказать так же, как говорил Иисус во время Своих страданий и распятия: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят!» (ср.: Лк. 23, 34), потому что нет в нас той любви, которой обладает Он и которая должна бы быть в нас как в Его учениках, как в Его последователях. Нет в нас заботы о людях, которые окружают нас, которые делают нам добро, которые готовы положить за нас свою душу и этим дают нам пример жертвенной любви. Но ответной любви в нас, к сожалению, нет. Это все потому, что мы не помним слов Христа Спасителя, обращенных к Своей Матери и ученику, которые Он сказал с Животворящего Креста, когда Сам претерпевал невероятные страдания, но не забывал позаботиться о Своих самых близких людях. Взирая на Мать Свою, Он сказал Ей: «Жено! се, сын твой», указывая взглядом на Иоанна Богослова (так как не мог указать руками, которые были пригвождены ко Кресту), сказал: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26, 27). И в лице Иоанна Богослова Он всех Своих учеников и все человечество отдал под покровительство Матери Божией, чтобы Она стала ходатаицей рода христианского. Мы так к ней и обращаемся: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице».

Когда к Нему в покаянии обратился разбойник — уничиженный раб, точно так же пригвожденный ко кресту, и сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!», Господь со Креста Своего ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 42, 43), показав этим, что Он — начальник Жизни, начальник Царства, что Он пришел ради того, чтобы человек не умирал. Господь говорит нам через Писание: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1, 13–14) и Он каждого из нас призвал к вечности. Именно ради этой вечности и пришел Господь на землю и стал человеком, чтобы принять на Себя человеческую природу и вкусить человеческую смерть. Но поскольку Его душа и тело были соединены с Божеством, то Он душой Своею сходит в ад, и, как нам говорят святые отцы, Он взорвал, Он упразднил Собою смерть в аде. Совсем скоро мы будем петь: «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». И это тоже надо помнить. Он принял на Себя боль, страдания и даже саму смерть, чтобы изнутри уничтожить ее, чтобы она не царствовала уже над человеком безраздельно и беспредельно. А о том, что Он — Начальник Жизни, свидетельствуют скупые строчки Священного Писания, ибо Христос Сам, добровольно призвал смерть. Не она сама пришла, как обычно это бывает с людьми, а Он Сам призвал ее и Сам остановил поток жизни, который был в Нем. Если мы внимательно будем читать последние главы Евангелия, то мы прочитаем такие слова, что Господь «преклонив главу, предал дух» (Ин. 19, 30). А ведь обычно все бывает наоборот: сначала человек умирает, а потом преклоняет главу. Поэтому в этих нескольких словах Священного Писания заключается глубокий смысл: не смерть пришла за Христом, а Он добровольно отдал Свою жизнь и сначала преклонил главу, а потом предал дух Свой. Писание нам говорит, что Он переносил неимоверные, тяжелейшие страдания, которые невозможно нам ни узнать, ни пережить.

«Жажду» (Ин. 19, 28),— сказал Господь, и один из воинов-легионеров взял губку, смоченную уксусом, вонзил ее на трость и поднес ее к губам Христа Спасителя. И Господь, немного вкусив, больше не захотел, потому, что терпеть это было невозможно. Но Он все-таки вкусил этот уксус для того, чтобы исцелить последствия того «сладостного» вкушения Адамом и Евой запретного плода в раю, через которое грех вошел в жизнь.

Господь простирает Свои руки на Кресте, чтобы исцелить руку, преступно протянутую к древу познания добра и зла. Господь увенчивается терновым венцом, чтобы показать, что Адам наследовал другое владычество, и что теперь Господь венцом терновым исцеляет преступление Адама, его помраченный ум, увлекший его к беззаконному и невоздержанному вкушению. Господь простирает руки на Кресте, обнимая все концы земли, ибо Сам о Себе сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Писание нам говорит, что Господь с Креста возопил страшным голосом: «Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34), показав этим, что Он был истинным человеком, пережившим эти глубины страдания, когда почувствовал по Своему человечеству, что Бог как будто бы оставил Его, показывая, как страшен этот момент: момент богооставленности, который пережил Христос на Кресте. И когда чаша страданий, чаша мучений исполнилась на Кресте, Господь сказал: «Совершилось!» (Ин. 19, 30). Совершилось дело спасения, искупления рода человеческого, потому что все грехи и последствия грехов, все страдания, которые должны были понести все люди, в том числе и мы с вами, Господь взял на Себя. Он пострадал за всех, чтобы потом иметь право миловать каждого из нас. Он уже пострадал за грехи каждого из нас, чтобы как Бог, всем, кто захочет прощения и исправления жизни, мог бы сказать: «Прощаются тебе грехи твои без наказания, потому что Я уже был наказан за всех».

«Наказание мира нашего на Нем» (Ис. 53, 5). Казалось бы, столько было у нас в жизни грехов и беззаконий, что земля должна была бы разверзнуться под нами и поглотить каждого из нас, но этого не происходит. Почему? Да потому, что Один пострадал за всех и за вся. Тот, кто принимает Его жизнь, кто принимает Его евангельское слово о вечной жизни — слово о любви, слово о сострадательном подвиге и всепрощении, тот становится участником этой вечной жизни.

После этого Господь, «возгласив громким голосом, сказал: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23, 46). Дай Бог, чтобы и наша жизнь закончилась бы такими же словами: «Боже мой, в руки Твои предаю дух мой!». Только последователь Евангелия, до конца сохранивший Ему верность, сможет почувствовать и с дерзновением сказать, что вся его жизнь — есть служение Богу, и что вся его жизнь стала благодарностью Богу за ту веру, ту евангельскую жизнь, которую мы с вами имеем, можно сказать, даром, и за которую так дорого заплачено. Заплачено кровью Христа Спасителя, страданием и терзаниями Матери Божией, Которая еще не знала о грядущем Воскресении, Которая только видела перед Собой бездыханное тело Своего возлюбленного Сына. Когда мы сегодня читали канон «Плач Пресвятой Богородицы», то слышали такие слова: «Радость Мне николиже отсем прикоснется, рыдающи глаголаше Непорочная: свет Мой и радость Моя во гроб зайде. Но не оставлю Его единаго: зде же умру и спогребуся Ему».

Это мы сейчас уже знаем, что после тех дней — дней Великой Пятницы и Великой Субботы последовало Светлое Христово Воскресение. А тогда ученики еще не знали об этом и по малодушию своему оставили Христа Одного на Кресте — все, кроме Матери Божией, Иоанна Богослова и нескольких жен мироносиц. Но потом все апостолы это свое малодушие искупили своей жизнью. Потом они уже узнали, что нечего бояться смерти, потому что за смертью последует воскресение души. И они пошли по всему миру, проповедуя о Христе распятом и, самое главное — о Христе воскресшем. Апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 14, 20).

Для того, чтобы не оставить тела на Кресте в субботу, сотник повелел одному из воинов проверить, действительно ли Христос мертв. И Священное Писание говорит, что тот «копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34). Святые отцы, толкуя это место, говорят, что истекшие кровь и вода, пролившиеся на подножие Креста и на саму Голгофу (а по преданию именно здесь был погребен праотец Адам), как бы омыли грех Адама. Именно глава Адама изображается на Кресте и на иконах Распятия Христа Спасителя, напоминая нам об этой тайне нашей Церкви — тайне Искупления. Другие святые отцы говорят о том, что истекшие кровь и вода символизируют два Таинства, которые возрождают человека: вода — символ Таинства Крещения, посредством воды человек погребается в водах Крещения и оставляет грехи в этой воде, умирает вместе со Христом в этом Таинстве через троекратное погружение. А кровь символизирует собою Таинство Святого Причащения, которое питает нас изо дня в день, из года в год, потому что мало только лишь родиться духовно, а самое главное после рождения — не умереть. Не умереть без сил, а силы после рождения в Таинстве Крещения нам всем дает Таинство Святой Евхаристии.

И сегодня милостью Божией мы дожили и до этого дня — Великой Пятницы. И когда мы будем лобызать Святую Плащаницу, прикладываясь к Самому Спасителю, к Его смертному одру, будем просить прощения за всю нашу с вами жизнь, за те страдания, которые мы причиняли и причиняем Ему в течение всей нашей жизни. Будем же молиться, чтобы любовь Христова, Его жизнь, Его слова, Его святая воля исполнялась в нас и не оставалась бы бесплодной. Чтобы свою искреннюю любовь ко Христу Спасителю, любовь к Матери Божией, любовь ко Святой Церкви мы показывали бы самой своей жизнью, своими делами. Чтобы мы в день своей кончины, в день перехода в вечность с радостной душой, с верным и любящим Бога сердцем могли сказать: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой. Помяни меня, когда приидешь во Царствии Твоем!». Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция