В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Евангельский рассказ об уверении Фомы — очень умилительный и трогательный. Действительно, апостолы с трудом воспринимали весть о Воскресении Христовым. Это не было для них какой-то желанной и понятной новостью. Мы видим их сопротивление Женам-Мироносицам, мы видим их недоумение когда они сами встречают воскресшего Христа Спасителя. Но апостол Фома здесь оказывается в каком-то совершенно исключительном положении.
Он не просто отказывается верить словам апостолов, он буквально требует живого свидетельства. Он говорит: пока я не потрогаю собственными руками Христа, пока я не получу убеждение моими телесными чувствами, что это именно тот самый Христос, тот самый Иисус, который был распят на кресте, у которого должны остаться язвы от гвоздей, от копья — я не поверю.
Святые отцы, как ни парадоксально, хвалят такое неверие Фомы, называя его блаженным. Как же понять причины этой похвалы?
Дело в том, что неверие Фомы — это неверие не отрицающее, а неверие утверждающее. Утверждающее в том смысле, что если действительно предмет веры оказывается истинным, то из этого идут очень серьезные последствия для всей жизни. И в ответ на это блаженное неверие Господь приходит к ученикам, когда апостол Фома уже вместе с ними, и дает ему возможность убедиться, потрогать свои язвы, действительно получить полное подтверждение того, что перед ним не призрак, а его любимый Учитель.
Слушая сегодняшнее Евангелие, нельзя не вдохновиться участием Господа в утверждении нашей веры. Ведь Господь не осудил апостола Фому, наоборот — Он похвалил его, добавив, что блаженны не видевшие, но веровавшие. И поэтому нам всякий раз, когда в душу входит то или иное смущение или сомнение, совершенно не нужно бояться маловерия. Мы должны понимать, что наше маловерие — это небольшой кризис, который подвигает нас к тому, чтобы получить от Господа еще одно утверждение, еще одно подтверждение правильности нашего пути. И таким образом, восходя от маловерия к большей вере, мы можем некогда вместе с апостолом Фомой воскликнуть в радости: «Господь мой и Бог мой!»
прот. Павел Великанов