Главное

Расписание богослужений

fotor7253Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Воскресе!

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры. Кто-то из святых сказал: «Если человек с усилием не поднимается вверх, он обязательно скатывается вниз». После Пасхи мы праздновали Фомину Неделю, вспоминали ревностную веру святого апостола Фомы. После этой Недели вспоминали ревностных, жертвенных жен-мироносиц. И сегодняшний воскресный день и вся эта неделя будет называться Неделей о расслабленном. Неожиданный поворот событий - воспоминание чуда исцеления расслабленного при Силоамской купели Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Это всем нам неожиданное напоминание, что оказывается и у нас может быть расслабление, и у нас может быть паралич души и тела, который мы сейчас все - начиная с Алтаря, начиная со священников и прихожан – это видим на самих себе.

Прошло это благодатнейшее время святого Великого Поста, когда собранность, когда внутреннее и внешнее подвижничество собирало нас и вместе и внутри, и мы жили и Небом, и верой, и молитвой, и Евангелием, и Псалтирью. И вдруг наступает Пасха – всерадостное событие, и после этого у многих, многих и многих, наступил, к сожалению, так называемый, постразговейный синдром. Что это значит? Почему то, вдруг, внезапно, было оставлено молитвенное правило, чтение Евангелия, утренних и вечерних молитв, реже стали ходить в храм, не так усердно соблюдать постные дни. Потом телевизор, праздник 9 мая, интересные передачи, прямая трансляция концертов, потом то хоккей, то футбол, то еще что-то. Один приходит и говорит: «Вот, посмотрел телевизор: вроде замечательный фильм. А потом в голове вместо «Христос Воскресе» и утренних и вечерних молитв – «Клен кудрявый...». Всю неделю в голове крутится». Если от одного фильма у человека такое в голове крутится, то что говорить о тех людях, которые говорят, что это все так, ничего особенного, подумаешь: там посмотрели, тут посмотрели, там недочитали, тут недомолились, там в храме службу пропустили. И наступает незаметное, страшное состояние души, которое называется «охлаждение». И все это незаметно, незаметно, проникает в наши духовные поры. А прп. Исаак Сирин сказал очень страшные слова: «За оставление правила (молитвенного, духовного – какого угодно), мы даем вход в душу бесам». Казалось бы: ну причем тут утренние и вечерние молитвы «и вход в душу бесам»? А при том, что стоит один раз расслабиться, два, и пошло-поехало.

Именно об этом говорит нам прп. Феофан, затворник Вышинский: «Главное охлаждение, это горькое и опасное состояние. У Господа оно состоит в числе руководителей, вразумительных и исправительных средств. Но бывает оно и вроде наказания. Причина сего – явный грех, но как у вас его не видно, то причину надо искать во внутренних чувствах и расположениях. Не вкралось ли самомнение, что вы не то, что другие, не как другие? Не загадываете ли сами шагать по пути спасительном и восходить горе одними своими средствами? Не успокаиваетесь ли на том порядке жизни, какой заведен и расположились спать в мыслях, что больше заботиться не о чем? Такие и подобные мысли приводят в беспечность, а беспечность есть первый шаг к охлаждению».

Все вроде бы хорошо, вот из-за чего эти ослабительные мысли. Святитель Феофан говорит: «Чтобы возбудить в себе дух молитвенный, покаянные чувства, надо вокруг себя зажечь огонь». И потом расшифровывает, что это значит «вокруг себя зажечь огонь», а то, что не надо успокаиваться. Православный пост кончился, ты верующий, православный, любящий храм – «кому много дано, с того больше взыщется». Нет той высоты, с которой невозможно было бы упасть. А мы все думаем, что нас это не достанет, на нас это не распространяется.

И вот у нас действительно есть удивительный пример, который давным-давно был в памяти, но уже давно его не озвучивали. Жизнь человека один подвижник уподоблял человеку, который попал в дремучий лес. На него там вдруг напал лев, от которого он стал быстро бежать. Он бежит и впереди него какой-то овраг. Он оступается, падает в этот овраг, летит в пропасть, и вдруг, пролетев метра два, он ухватывается за куст какого-то растения, растущий на краю этого оврага. Человек уцепился за него. Лев смотрит сверху, а человек держится за куст и висит на нем. Он начинает огладываться по сторонам, смотрит вниз, а внизу его ждет тигр с раскрытой пастью. Вверху лев, внизу тигр. Человек смотрит по сторонам и видит маленькую расщелину в овраге, до которой надо немного дотянуться. Два, три перехвата рукой, и можно уже попасть в эту расщелину. А с левой стороны, человек вдруг видит рой диких пчел, и из него из маленькой дырочки течет мед. Человек начинает тянуться к меду, вместо того, чтобы тянуться к выступам в камнях и перебраться к расщелине. Человек тянется к меду и видит, что из норы вылезают черная и белая мышь и начинают грызть корень, на котором он висит. А человек усиленно тянется к меду.

Что же это такое за образная притча. Человек – это мы с вами. Лев, который гонится за нами – это Диавол. Тигр, который ждет внизу – это бездна. То место, где мы можем оказаться без Бога, место, лишенное света, или ад. Дерево, за которое ухватился человек – это Церковь и духовная жизнь. Две мыши, белая и черная которые подтачивают корень Жизни – это день и ночь. Жизнь все меньше и меньше, она сокращается. Мед, который видит человек – это удовольствия этой жизни, мирские попечения и прочее, все, что не связано с духовной жизнью. Выступы и камни в овраге, благодаря которым можно спастись – это Церковь, в которую можно укрыться от всех бурь, невзгод и нестоений. А человек, в этой расслабленности, в этом охлаждении, забывая про все, про то, кто вверху, кто внизу, как можно спастись, сколько еще осталось жизни, что через несколько мгновений можно рухнуть, если не спасаться, продолжает тянуться к мирским удовольствиям.

Вот так и наша жизнь. Сегодня священники читали молитву перед Входом: Избави нас от ловящих души наша». Не надо никогда забывать, что вокруг нас есть те, кто «ловит души наша» - лукавые духи, день и ночь работая против нас. Поэтому собранность, молитвенное предстояние перед Богом, память Божья, делание молитвы Иисусовой, которая не дает возможности расслабиться, не дают нам забыть о главном в нашей жизни. Все это не дает нам возможности уподобиться тому человеку, о которых в своих Миссионерских письмах пишет святитель Николая Сербский. Он говорит, что однажды, после войны, в Сербии, в тяжелейшее, голодное время, один человек из нашего села пошел в город. И там, в крестьянском банке, взял кредит, чтобы купить корову, не умереть с голоду и прокормить себя и свою семью. С деньгами идет по рынку покупать корову. И проходит через бакалейные лавки и магазины. И вдруг, в магазин товаров его зазывает какой-то еврей и говорит: «Посмотри, какой у меня прекрасный материал, какой у меня прекрасный драп. Из него ты сошьешь пальто и себе, и жене, и детям, и своим родственникам». Заболтал его до такой степени, что тот на все деньги покупает огромный рулон драпа и приносит к себе домой. Вместо коровы приносит рулон драпа. Жена в ужасе спрашивает: «А что это?» «Это тебе, мне, нашей семье». Разворачивают драп, а он весть побитый молью. И когда бедный крестьянин увидел, что он натворил, и как его облапошили, то пришел в ужас. Почему? Да потому что он забыл о главном, зачем пошел.

Так и мы. Зачем мы молимся? Зачем мы ходим в храм? Зачем духовная жизнь? Зачем Церковь? Не надо забывать каждое маленькое дело, за которое мы беремся. Пришли в храм – значит это время должно быть посвящено Богу. Стоим на утренних и вечерних молитвах – это время, 10-15 минут, посвященное Богу, чтобы никто его у нас не украл и нас не обманул.

Блаженный Афанасий Орловский, Христа ради юродивый, чудотворец, говорил: «Наша жизнь должна быть такой: нос, как паровоз; губы, как трубы». «Нос как паровоз» - т.е. встали на эти рельсы, рельсы духовной жизни, и с этих рельс никуда. Потому что без этих рельс паровоз двигаться не может и свалится. «Губы, как трубы» - т.е. должны возвещать чудеса Божьи. «Глаза, как тормоза» - чтобы не смотреть туда, куда не нужно, чтобы тебя никто не обманул, и ты не влип ни в какую историю. Меньше знаешь, меньше видишь – меньше грешишь.

Вот поэтому, в сегодняшний день, в Неделю о расслабленном, нам все дается духовное напоминание: как нам духовно собраться и что надо для этого делать. Святитель Феофан Затворник дает нам практические советы, как нам избавиться от этой бесчувственности, охлаждения, которое всех нас захватило. «При охлаждении и бесчувствии мысль трудно будет сдерживать при словах молитвы, но все же возможно. Делать надо наперекор себе. Это, при утруждении себя, и будет средством преклонить Господа на милость и возвратить благодать. Какое-то параличное состояние всех сил души и душевных у меня. В кратких молитвах не забыл их и святой Иоанн Златоуст: «Избави мя от неведения, забвения, уныния, этого разленения с нерадением, этого окамененного нечувствия». Средства указываются немногосложные: терпеть и молиться. Терпеть. Возможно, что Бог Сам посылает это для обучения не полагаться на себя. Иной раз много берем на себя и много ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господь и берет благодать, и оставляет одного, как бы говоря: «Вот попробуй, насколько у тебя есть сил». Надо при сухостях осмотреться: не было ли чего такого в душе, и покаяться перед Господом, и положить, наперед, остерегаться. И посылается это иногда в наказание за вспышки страстей допущенные и неосужденные и не покрытые покаянием.

Больше всего достается это охлаждение за гнев, неправду, досаждение, осуждение, возгордение и подобное. Врачество всего этого – возвращение опять благодатного состояния. А как благодать в воли Божьей, то нам остается молиться об избавлении от сей самой сухости и от камененного нечувствия. Встречаются такие уроки обычным - молитвенного правила при сем не оставлять, но все его точно исполнять, стараясь всячески, чтобы мысль сопровождала слова молитвы, напрягаясь и чувства расшевелить. А бросать молитву никак не должно. Святой Макарий говорит: «Увидит Господь, как искренне желаем блага этого и пошлет». Молитву же против охлаждения возсылать своим словом перед правилом и после правила, и в продолжение его Господу взывать, как бы преднося пред Лицо Его мертвую нашу душу. И видит Господь, какова она, но рци слово и исцелеет. С этим же словом, и в продолжении дня, почасту, надо обращаться к Господу».

У нас это бывает так, потому что мы реально не видим вреда от того, что мы пропускаем это, это, это и это. У многих сейчас наступил дачный сезон. Открываем пакетик, на котором написано: «6 грамм семян». Смотрим – написано: «Всхожесть 2-3 недели». Человек посеял семена, закопал, один раз полил, и что - все? Ничего не видя: растет или не растет что-нибудь, необходимо 2-3 недели все посаженное поливать. Если ты поливать не будешь, все засохнет и не взойдет. А растет там что-нибудь или нет – мы не видим. Мы знаем, что должны это делать.

Вот так и наша молитва, храм, Евангелие – это вода на нашу душу. А зной, солнце, которое эту воду способно испарить в одночасье – это телевизор. Поэтому от этого расслабления, от этого уныния, от этого духовного охлаждения будем прибегать к милосердному Господу, возлагая свою надежду на Него, утруждая самих себя изо дня в день, трудом поливая свою душу. И тогда будем надеяться, что наша душа станет для Бога плодоносящим деревом, и каждый из нас принесет плод в свое время и в свою меру, кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто и в сто раз. Аминь.

архим. Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция