Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Христос Воскресе! Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Один из наших святых отцов Церкви сказал: «Бог разговаривает с человеком на разных языках: языком любви, и очень мало кто слушает такого голоса; языком болезни, таких больше, и языком страданий, таких еще больше. И если мы не хотим слушать шепота вечности, мы будем вынуждены слушать громы вечности». И завтра мы будем слышать Евангелие об исцелении слепорожденного человека, и сегодня мы слышали стихиры, говорящие о чуде исцеления слепорожденного, который молился и говорил: «Мне что день, что ночь, я устал от затыкания каменного, (т.е. постоянно спотыкался, ничего не видя), я даже не знаю, что такое образ человека, я не видел ни солнца, ни людей, я только об этом слышал».
Евангелие нам об этом говорит, что ученики проходили вместе со Христом и увидели слепорожденного человека. Они задают Ему очень правильный, очень существенный вопрос: «Кто согрешил: он или родители его, что родился таким?». Они не задали вопрос: от какого вируса, от какой инфекции это произошло? А может, сделали не ту прививку? И прочие, прочие внешние вещи. Нет! Они спрашивают: «Кто согрешил? Он или родители его?»
Оказывается, ум ветхозаветного человека все время проводил параллель между болезнью и нравственным состоянием человека. Это было напрямую связано. Этим дышали и жили благочестивые верующие люди. И действительно, от родителей человек, порой, может наследовать или добродетель или грех. Святитель Феофан, затворник Вышинский говорил: «Поздравляю вас, сочетавшихся законным браком. Вы теперь стали родоначальники новой жизни и нового рода, а посему озаботьтесь оставить детям тело здравое и душу благочестивую».
И еще более парадоксальный ответ получили ученики Христовы: «Не согрешил ни он, ни его родители, но чтоб на нем явились дела Божии». И какие же дела Божии? На нем явилось чудо исцеления слепорожденного. Он исповедовал Христа Богом, спорил с фарисеями и иудеями, которые обвиняли Христа в том, что Он, якобы, грешный человек. И тогда исцелевший слепорожденный отвечал им: «Грешник ли Он, я не знаю, только я знаю, что я был слепым, а теперь вижу, и я знаю, что тот, кто чтит Бога и творит Его святые заповеди, того Бог слушает, а кто не чтит Бога, того Бог не слушает».
«Это все для того, чтобы на нем явились дела Божии». Значит дела Божии – даровать людям облегчение, облегчать их жизнь? Да, действительно, это так, но не только в одном этом заключается наша с вами вера. Ибо часто Господь, творя чудеса, говорил: «Никому не говори», потому что не в чудесах дело. Господь насытил 5 хлебами 5 000 человек и народ пошел за Ним, и Он сказал им: «Вы верите, потому что ели хлеб и насытились». А отними этот хлеб, и начнут кричать: «Распни Его».
Когда у одного святого спросили: «Как ты спасаешься?», то он ответил: «Я у Бога ничего не просил, и ни от чего, посылаемого Им, не отказывался». Вот к какой вере надо придти. Вот какие дела Божии: дарование нам правой веры, а не дарование нам материальных благ, здоровья, цветущей вечной молодости. В Символе Веры этого ничего нет. Символ Веры заканчивается словами: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». И наша вера заключается не только в том. Если мы знаем, что Господь воскресил Лазаря Четверодневного, то это не значит, что мы знаем, что мы на четвертый день можем воскреснуть. Будет воскресение, но в будущем веке. Если Господь насытил 5 хлебами 5000 человек, и мы верим в это и знаем, что это было, то это не значит, что мы теперь, не беспокоясь ни о чем, не потрудившись сами, будем только читать акафисты или молиться, и дожидаться, и смотреть в холодильник: не прибавилось ли там колбасы, йогурта или сыра. То, что должны сделать мы – должны сделать мы. И не дать нам вечную молодость, не дать нам богатырского здоровья, не избавить нас от скорбей пришел Господь, прожил человеческую жизнь и умер за каждого из нас. Нет! Для большего! Для жизни будущего века.
Господь Сам сказал нам: «В мире скорбны будете, но мужайтесь, Я победил мир». И сия есть победа и вера наша, победившая мир. Вот какое главное богатство. Вот о чем должно молиться и к какому устроению нужно придти. К устроению слепорожденного, с его готовностью принять все от Бога. Ибо нам мудрые люди сказали: «Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей». «Благая от Господа прияли, злые ли не стерпим», - такие слова слышим мы во время святого Великого Поста. И есть другие слова, очень страшные: «Израиль утырь, утолсте, расшире и забы Бога». Когда широкая жизнь, все есть: здоровье, достаток и другое, тогда уже Бог не нужен. И другие слова есть в псалмах: «Едино от Господа просих то взыщу, еже житии мне в дому Господнем и зрети красоту Господню вся дни живота моего».
Вот какой веры надо просить у Бога. Такую, какую имели Оптинские старцы. Когда прп. Антонию Оптинскому сострадательная братия говорила: «Батюшка! Ты несчастный человек. Ты все время лежишь». А под конец жизни от долгих стояний на ногах во время бесконечных богослужений у него образовались язвы, так что он не мог совершать богослужения. И уже на смертном одре молился лежа. И к нему подходили и говорили: «Батюшка, мы тебе сочувствуем, ты несчастный человек. Ты все лежишь и лежишь». А он говорил: «Это я несчастный? Я хоть и лежу, да на Бога гляжу». И апостол Павел говорит нам: «Я желаю разрешиться, т.е. умереть, и со Христом быть». А мы все просим одного, другого, третьего: то, что касается внешней жизни. А вот с таким же усердием надо бы просить святой, благочестивой и праведной жизни и не отказываться ни от чего, посылаемого Богом для нашей с вами душевной пользы.
Один из поэтов оставил нам некое духовное завещание:
Не крылья у нас за плечами,
А наши мирские печали
К земле пригибающий гнет
Но если нести ради Бога,
То это к спасенью дорога
И счастлив, кто это поймет.
Аминь. Христос Воскресе!
архимандрит Мелхиседек