Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Вслед за праздником в честь Святой Живоначальной Троицы святая матерь наша Церковь вспоминает память всех святых от века Богу угодивших. Вспоминает святых мучеников, исповедников, евангелистов, святителей, преподобных мужей и жен, благоверных князь, Христа ради юродивых и весь сонм святых, вспоминает, чтобы обратить внимание наших сердец на смысл христианской жизни и смысл верования в Святую Троицу. А смысл открывает нам Спаситель: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр 1, 16). Апостол Павел объясняет: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1Фес. 4,2). Апостол так обращается к народу, называя его вполне конкретно: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). Вот каково назначение нашей христианской жизни — святость, святыня, Богоподобие. Не случайно святых отцов мы называем преподобными, т.е. стяжавшими благодать Божию внутри себя, тем уподобили себя Богу в высшей степени, стали преподобными. Для каждого из это есть и смысл и путь всей православной христианской жизни.
Однажды ученик подошел к авве и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Авва ответил так: «Авраам имел крепкую веру и был странноприимец. И Бог был с ним. Давид имел покаяние. И Бог был с ним. Иосиф имел целомудрие. И Бог был с ним. Илия был ревностен о вере. И Бог был с ним. Самсон был мужественен. И Бог был с ним. Иоанн имел любовь. И Бог был с ним. Иди, подражай житию хотя бы одному из них, и Бог будет с тобою».
В наше же расслабленное духом время многие могут сказать: «Нам ли до жизни святых». Но великий угодник Серафим Саровский так ответил на вопрос одного учеников, почему сейчас нет таких великих святых, которые были в древности: «Единственно потому, что сейчас в людях иссякла решимость, решимость жить по-Божии; ибо Христос вчера, днесь и вовеки тот же». Святые отцы говорят о способе жизни, — никто из святых не восходил на небо, живя прохладно. Преп. Макарий с иронией говорит, Конечно всем бы нам хотелось, лежа на перине, перевернуться и сразу — в Царствие Божие, но так, по словам преподобного не бывает, ибо «узкий и тернистый путь ведет в Царствие Божие, а широкие врата ведут в погибель, и многие идут ими».
С чего же нужно начать нам, тем кто в малой степени, но хочет подражать угодникам Божиим. На этот вопрос нам отвечает само Евангелие, отвечают Апостольские Деяния по Вознесении Господа, когда они живут только ожиданием, верой во второе и славное Пришествие Христа Спасителя. Евангелие нам говорит, что они «выну», т.е. всегда были в Церкви, «славяще и благодаряще Бога». В этом корень христианской духовной жизни — любовь к Богу выражается не иначе, как молитвой, всегдашним памятованием о Боге. В дивной духовной книге «Песнь песней», проводится уподобление отношения человеческой души к Богу, отношениям жениха и невесты. Как последние постоянно думают друг о друге, что является признаком их любви, то и признаком любви духовной человека к Творцу является память, всегдашняя память о Боге, что выражается во всегдашней молитве.
Праведный митрополит Трифон Туркестанов призывал своих учеников: «Дети любите Храм Божий, Храм Божий — Небо на земле». Нам по мере своих сил и возможностей, если мы действительно хотим идти путем святых угодников Божиих, надо в первую очередь возлюбить Церковь Божию, богослужение, молитву, и, прежде всего, молитву церковную, ибо в общей молитве созидается молитвенный дух, который потом дает силы и в молитве частной. Помните слова: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18.20) Святые отцы говорят нам, что одно только «Господи, помилуй», произнесенное всей Церковью в Храме Божием дороже целой Псалтири, прочитанной дома наедине. Не может человек долгое время внимательно, нерассеянно молиться, но только церковное богослужение, держит человека в общем потоке молитвы любви, пропитывает его этим духом, Духом Божиим, который невидимо, но ощутимо, но существенно пребывает в храме Божием. Поэтому всем нам надо озаботиться в предлежащий пост в честь Первоверховных Апостолов стяжать этот молитвенный дух. Но родиться он может не иначе как через усердие, через посильный труд, когда мы будем себя нудить на молитву, на добрые дела, нудить на смирение, ибо нам Господь говорит: «Царствие Божие силою берется (т.е. берется с усилием, терпением), и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12).
Нужна работа. И однажды некий авва преподал своим ученикам такой урок. Проходя полем с созревшей пшеницей и увидя жнеца, он попросил его дать им от плода его земли, его трудов. На что земледелец ответил: «Разве ты сеял?» «Нет». «А раз ты не сеял, как же хочешь пожать плодов?
Авва в молчании отошел от него, следовавшие за ним ученики наконец спросили старца, в чем был смысл этого вопроса, этой просьбы? Авва ответил, что просил хлеба ради учеников, чтобы они поняли, раз в жизни телесной нельзя собрать плодов, если не сеял ничего, то тем более в жизни духовной выполняется этот закон. Поэтому пока есть время, пока есть силы, вдохновение, будем употреблять все силы нашей души, каждую свободную минуту, дорожа временем, посвящая его на молитву, богомыслие и добрые дела. «Время лукаво», время — коротко, оно бежит, утекает меж пальцами.
Дай Бог, чтобы начало святого петровского поста всем нам послужило обновлением наших сил духовных и телесных, чтобы по слову Спасителя, мы «препоясали чресла» ума нашего и имели колена не расслабленные, были бы мудрыми и мужественными и вступили в этот маленький подвиг святого поста ради того, чтобы стяжать благодать Святаго Духа, чтобы хотя в малой степени уподобиться всем святым, которые сейчас пребывают в ликующем Царстве Бога нашего, которому слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
архимандрит Мелхиседек