Главное

Расписание богослужений

Sotnik 2Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы слышали дивные и назидательные слова из Священного Писания. В нем говорится что однажды Господь вошел в город Капернаум и там к Нему приступил сотник, (т.е. человек, у которого в подчинении было около 100 воинов). И вот сотник говорит: «Господи, отрок мой зле страждет, - т.е. очень болен, - но я недостоин, чтобы Ты вошел под кров дома моего, но скажи только слово и исцелеет отрок мой. Потому что и я имею под началом 100 воинов, говорю одному «приди» и приходит, и «сделай то» и он делает это». И Господь, обращаясь к людям, которые стояли рядом, говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры. - Иди, - отрок твой будет здрав». Священное Писание говорит, что исцелел отрок его в тот же час.

Нам надо задуматься, как мы обращаемся в своих молитвах ко Господу. Мы должны говорить: «Господи, то что я просил и что я хочу, о чем мечтаю и к чему стремлюсь, - всего этого недостоин я, но если Ты хочешь, то сделай». Такую истинную веру и расположение духовное имеют из нас немногие, чтобы в смирении считать себя тем, кто мы есть на самом деле. Мы есть то, что сказал о нас пророк Давид в одном из своих псалмов: «Червь есмь аз, а не человек, поношение человеков и уничижение людей». Потому что мы уже много лет являемся верующими людьми, а страсти у нас остаются те же: и зависть, и гордость, и тщеславие, и жадность, и гнев, и блудные и нечистые помыслы, и всякая ложь. Мы часто говорим, что ложь во спасение. Но это все выдумки, никакой лжи во спасение нет, ибо читаем в Священном Писании: «Господи, погубиши Ты всякого, глаголющего лжу». Нигде не говорится, что ложь во спасение. Господь говорит нам, что всякая ложь от лукавого. А у нас и делом, и словом, и помышлением, и всеми делами проявляется этот недуг. И вот поэтому, зная, что кому много дано, с того много и взыщется, надо возрастать в смирении, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Иоанн Лествичник говорит, кто такие смиренные люди: «Смирение выдает человека тем, что он себя не сравнивает ни с кем; смирение состоит в том, чтобы быть готовыми на всякое слово сказать «прости»; смирение состоит в том, чтобы не надеяться на свои силы, но всегда испрашивать в том или ином положении благословения Божия и перед началом всякого дела молиться, а по окончании дела приносить благодарение Богу». Смирение состоит в том, чтобы не надеяться на свой ум, на свое рассуждение, а все делать с советом, с благословением, с взаимным согласием, особенно если это касается людей семейных и верующих. В этом есть некая последовательность и Богом установленная иерархия. То есть супруги должны с взаимного согласия совершать то или иное дело, но муж глава над женой. Он отвечает в семье за благополучие и духовную обстановку. Раз ты голова, то ты и думай, как лучше, правильней и спокойней поступить, как детей воспитывать, как семью содержать, как деньги зарабатывать, А не так, что жена до безконечности суетится и не остается времени для детей. Раз ты кормилец, то дома не лежи, а делай то, что тебе положено.

Жена должна заботиться о своем муже, и не только кормить его, но и своей сердечностью создавать особую обстановку в доме. Сейчас жизнь у нас сложная, особенная, люди все нервозные, думают только о самих себе. И поэтому хотя бы этот малый мир, малую церковь – свой дом - мы должны беречь не обращая внимания на свое настроение, на свое самочувствие. Настроение мы должны держать при себе и не срывать на ближних. Когда мы общаемся с кем-то, то только мир, тихое спокойствие, благодушие должны исходить от нас, именно в этом и состоит образ рабов Божиих. Сам Господь сказал: «Приидите все труждающиеся и обремененные; и научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим». Мы все ищем покоя, т.е. тихого, безмятежного духовного состояния, когда на душе радость, мир, твердая надежда, уверенность в завтрашнем дне, но редкие люди имеют это во всей полноте. Потому что нет этого глубочайшего самоуничижения, самоукорения, но наоборот, у многих из нас слишком развита фантазия о самих себе. Мы все думаем, что на работе к нам должны относиться так-то и так-то, супруг должен относиться вот так-то, люди, окружающие нас, должны относиться к нам тоже по-особенному. Каждый человек в глубине своей души думает о себе так или почти так, во всяком случае к преподобным себя почти зачисляет. А на деле оказывается совсем иначе, потому что все это фантазия, которую мы нарисовали в своем уме. Самое главное, что мы сами не так относимся к людям, как хотим чтоб относились к нам.

Поэтому всегда надо ставить себя на последнее место, чтобы быть первым у Бога. Господь нам в одной из притч сказал: «Когда будешь позван на брак, не садись на первое место, но садись на последнее, чтобы звавший тебя и друга твоего подошел и сказал: «Друг, сядь выше». И тогда будет тебе честь перед сидящими рядом. А если сядешь на первое место, то придет распорядитель брака, который всех рассаживает по чину и по достоинству, и пересадит тебя на последнее место и будет тогда позор перед всеми сидящими».

А мы всегда себя усаживаем на первое место: в храме, в отношении с другими людьми, в распределении благ того или иного достоинства. Но не всегда бывает по нашему желанию. На сегодняшнем примере сотника мы видим, что он подошел с просьбой и в то же время настроился на то, что она не будет услышана, что на все воля Божия. У Оптинских старцев была такая поговорка: «Будь что будет, а будет то, что Бог даст». То есть верили в то, что худое и хорошее, - все от врачующей десницы Божией. Нам только остается благоговеть перед этой тайной нашего спасения, как нас Господь спасает неведомыми для нас путями промысла Своего.

Надо радоваться тому положению, в котором мы находимся. Есть такая мирская нехорошая пословица: «Хорошо там, где нас нет». А верующие люди должны говорить наоборот: «Хорошо там, где мы есть». Это на самом деле так, потому что нам открыта Истина, мы знаем что было, что есть и что будет, мы уверены в этом, и сердцем чувствуем это, и душа у нас к этому стремится - что мы жители не этой земли, но призваны к вечности и можем стать сынами Божиими, сынами света и воскресения. Только для этого надо потрудиться, что-то в жизни потерпеть, пронести свой крест, чтобы все страсти, грехи, внутреннее плотское нерасположение в себе искоренить. И постараться надо ради того, ради чего пришел Господь - ради любви, и стать другими, расположенными друг ко другу.

Мы все называемся братьями и сестрами, но порой мы не называем человека даже по имени, не то чтобы сказать «брат» или «сестра», потому что мы не можем сказать того, чего не чувствуем, чего нет в нашей жизни, неосуществимо в нашей общине. Но мы должны именно так относиться друг к другу: брат и сестра, это еще больше чем родные. А если такого пока еще нет, значит мы еще как бы христиане, но далекие от христианства. Надо себе давать честную оценку в том, что мы из себя представляем. На сегодняшний день мы по большей части представляем из себя круглые нули. Поэтому будем смиряться и знать, что если в нашей жизни что-то происходит такое, что нам не нра-вится, все нам не везет, не складывается, значит мы еще далеки от Евангелия, от братской любви. Господь говорит: «Кому много дано, с того больше взыщется». «Первые будут последними, а последние первыми». И «тот раб, который знал волю господина своего не сотворил ее, бит будет больше чем тот, который не знал и не сотворил».

Люди по своему духовному устроению разнятся друг от друга. Для одного великой добродетелью является то, то он ударил человека, а не убил его, потому что он переборол и удержал себя и Господь ему зачтет это понуждение себя, как великое благо. А другой может быть отвержен от Господа и потеряет благодать Духа Святаго, если он только слово какое-то скажет на свою сестру или брата. Почему же так? Именно от этой близости или далекости к Богу. Кто далек от Бога и сделал малое дело, то это малое дело добра будет велико в глазах Божиих и наоборот, кто близок ко Господу и скажет в раздражении какое-то грубое слово ближнему, это тоже будет велико в глазах Божиих. Потому что до безконечности в Евангелии говорится о любви, а мы в ненависти. Говорится о долготерпении, а мы не можем потерпеть друг друга, не можем воздержаться от укоризненных, гневливых и обидных слов. Все это потому, что нет этого глубочайшего устроения, нет мнения о себе, что мы люди последние. Господи, помоги всем нам, чтобы у нас открылись духовные глаза, чтобы мы знали о самих себе всю правду, какая она есть. Если это откроется во всей своей наготе, то надо честно перед самим собой в этом сознаться. Не будем унывать, по постараемся пойти путем исцеления, врачевания своей собственной безсмертной души.

Один мудрый человек сказал, что то, что говорят о нас люди, на 80 процентов является правдой. Поэтому послушаем, что говорит о нас муж, что говорят соседи, родственники, знакомые - это действи-тельно по большей части является правдой. Поэтому признаемся и постараемся все это исправить настолько, насколько это будет нам возможно.

Красной нитью через Апостольские Послания проходила именно мысль о смирении, о кроткой и молчаливой жизни. Дай Бог, чтобы мы хотя в малой степени были похожи на святых учеников Христовых, чтобы люди, глядя на нас, могли сказать: «Это действительно рабы Бога Живого, это дети любви, сыны света и сыны воскресения». Аминь.

архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция