Церковь празднует память святых в день их кончины или прославления, есть еще памятные дни подвижников веры и благочестия, которые отмечаются в день перенесения их мощей. И это понятно: практически всегда жизнь святых — это путь, исполненный скорбей, аскезы и слез. Святость предполагает распятие себя на кресте, и лишь смерть — начало вечной радости со Христом. Радости реального, но уже целиком духовного участия в нашей с вами жизни.
Иоанн Предтеча в сонме святых занимает особое место. И не только потому, что он последний пророк, соединивший Ветхий Завет с Новым. Есть и иные причины того, почему в церковном календаре, кроме Рождества Иисуса Христа и Богородицы, празднуется рождество Иоанна Предтечи.
Читая евангельские свидетельства об Иоанне Крестителе, о всех событиях, связанных с ним, мы обязательно заметим их «похожесть» с грядущим вскоре Рождеством Самого Бога. Почти каждое слово, каждый факт о Предтече Господнем перекликается с обстоятельствами и событиями рождения Иисуса Христа.
Вот сравните:
- само рождение Иоанна Крестителя от престарелых родителей — чудо;
- весть о рождении праведным Захарии и Елисавете передана Архангелом;
- жизнь святых родителей Иоанна была всегда связана с храмом;
- Елисавета происходила из священнического рода;
- родители пророка Иоанна Предтечи были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1: 6).
Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие, заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую-то логическую цепочку в череде евангельского повествования об этом событии, невозможно, поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это», а верующий...
Верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, повторяет. Ведь для него «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно.
Не поражаться же произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного значения, невозможно. Тут не только удивление от самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божиего промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в то же время, когда ему возвестил Архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога.
До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: «Ежели праведника наказал Господь, то как же Он меня, любимого, терпит?» Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: ...верую, Господи! помоги моему неверию. (Мк. 9: 24).
Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг пажитей Небесных, и здесь Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства.
Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик. В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому своему служению. Именно он, Иоанн, есть начало начал монашества.
Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берут начало миссионерское служение, апостольское благовестие.
Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.
Пред нами начало жизни того, кто пророчески сконцентрировал в себе практически все основные пути, по которым будет из века в век, до последнего времени, идти наша Церковь.
Именно поэтому наряду с Рождеством Спасителя и Божией Матери Церковь особо почитает и Рождество честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.