Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Всех вас, дорогие о Господе отцы, братья и сестры, поздравляем с днем памяти великого Всероссийского угодника Божия - преподобного Серафима, Саровского чудотворца, житие которого так знакомо нам на протяжении нашей жизни, и к которому нас в сегодняшний день Господь ещё и ещё раз обращает как к великому роднику, который забил в глубокой, непроходимой когда-то Саровской пустыне. Он стал сначала полноводной рекою, а потом - огромным морем благодати, в котором православные и сейчас черпают благодать Святаго Духа. К этому великому и неиссякающему источнику святыни, который своими мощами и ныне почивает в Дивеевской обители, бывшей маленькой деревеньке и ставшей, можно сказать, центром России, стекаются тысячи и тысячи паломников, черпают духовные силы и утешение от этого великого и дивного чудотворца Серафима Саровского. Он предсказывал о себе, что в последние времена, во времена антихриста, для того, чтобы уверить людей в догмате воскресения, Господь Своею силою, Своим могуществом воскресит преподобного. Так сам преподобный говорил о себе: «Откроется в Дивееве проповедь всемирного покаяния. Дивеево, эта маленькая деревенька, будет Лаврой, Арзамас будет губернией». И вот для нас это всё впереди —эти неисповедимые судьбы промысла Божия.
Из жития преподобного Серафима Саровского мы знаем, что само рождение, сама его жизнь с малого возраста сопровождалась несением тяжкого креста. Мы знаем, что в Курске благочестивые его родители строили собор. Однажды его мама с ним, ещё с младенцем, залезла на колокольню смотреть, как идут строительные работы. Поскольку ребёнок был подвижным, она не усмотрела за ним, и ребёнок - преподобный Серафим, которого тогда звали Прохор, упал с колокольни. Мать в ужасе, в страхе, в трепете спускается вниз, думая найти уже бездыханное тело своего ребёнка, и вдруг видит, что он на камнях сидит и ни в чём невредимый смотрит на свою перепуганную до смерти мать. С юного возраста Господь хранил своего угодника, преподобного Серафима. Знаем, что преподобный Серафим болел тяжким недугом — водянкой, уже был близок к смерти и вдруг ему в тяжком недуге является Царица Небесная с апостолами Иаковом и Петром и говорит: «Сей от рода нашего». Царица Небесная 12 раз являлась Серафиму Саровскому. Это редкий святой, другого нет такого угодника Божия, которому бы Матерь Божия являлась столько раз при жизни.
Однажды, когда преподобный Серафим, будучи в сане дьякона, во время службы хотел возносить возглас «Господи, спаси благочестивыя», он увидел, как Господь с Пречистой Матерью, с сонмом угодников Божиих на облаках вместе со священниками входят в святой алтарь. В течение двух часов не мог он прийти в себя, не мог дальше совершать Божественную Литургию, сподобившись зреть вот такое небесное видение, как Сам Господь невидимо, незримо присутствует за каждой Божественной Литургией, совершающейся в любом святом православном храме.
Преподобный Серафим был великим подвижником в жизни. Много лет питался он только травой (снытью), которая тогда росла в лесах той области. Преподобный Серафим Саровский нёс подвиг молчания, но, после того, как сподобился уже великих, благодатных даров за смирение, за покаяние, за неоскудевающую любовь к Господу, Господь призвал его на служение миру, на служение людям, призвав его обратно в святую обитель из его пустыньки, чтобы тысячи и тысячи паломников и богомольцев приходили к нему разрешать свои недоуменные вопросы. Он никогда не приписывал себе каких-то дарований и того, что открывалось ему по воле Божией, а только - благодати Божией и вере приходивших к нему. И вот сегодня созвучно было Евангелие житию этого великого угодника Божия, когда мы слышали, что Господь явился Своим ученикам, взывая к ним: «Мир вам!», преподавая им мир, как самую главную добродетель, как самую главную святыню и содержание христианской святой православной жизни: мир душевный, мир внутри и мир вовне. Серафим Саровский очень часто повторял одно и то же наставление: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот и нам всем не хватает вот этого мирного духа, не хватает сил, чтобы справляться со своею гордыней, со своей раздражительностью, гневом; всегда нам кажется, что люди, окружающие нас, непонятливые; всегда нам кажется, что мы выше их, а вот они такие безтолковые; и многие-многие подобные вещи: выставляем себя выше всех, а других ставим ниже себя. И вот Серафим Саровский как раз и взывал к противоположному. Каждого человека, встречающегося с ним на пути, он всегда именовал: «Радость моя, Христос Воскресе!» — и говорил это не просто так, а говорил это из любящего, наполненного благодатью и любовью сердца, потому что стяжал за свои великие и неустанные труды, которые нёс во славу Божию.
У преподобного Серафима Саровского есть ещё одно дивное всем нам и предостережение, и в то же время утешение. Ещё в те времена, в середине XIX века, он говорил, что Россия уже уклонилась от пути Божия, потому что люди презрели заповеди Божии, презрели святые посты, установленные святой православной Церковью, так что даже ни Великий Пост, ни среду и пятницу не соблюдают. За это, говорил он, будут попущены России великие испытания, так что все эти, говорил он, польские нашествия, нашествие Наполеона — это ещё как укус комара, а вот предстоит ещё великое испытание России, что и сбылось после революционных событий. Но и после них, преподобный Серафим Саровский говорил, что это ещё не конец, что даже после этого Господь будет хранить Россию за то, что она православная страна и за то, что она хранит святую веру, и эти беззакония как бы простит за жизнь святых угодников Божиих, за хранение веры православной. Господь сохранит её и поведёт её путём скорбей, испытаний, проведёт её путём креста, и она воспрянет на малое, короткое время, как бы на полчаса. Слава Богу; что мы живем сейчас в такое время, о котором один современный старец сказал: «Сейчас такое время, что мы все — и вы, и я — купаемся в благодати Божией. Раньше, для сравнения, мы были рады одному маленькому листочку ксерокопии с поучениями святых отцов или с каким-то акафистом новому святому, мы были рады этой маленькой молитве и маленькому наставлению». А сейчас столько книг, что даже в дореволюционные времена люди не могли приобщаться таким образом ни к толкованию святых отцов, ни к житиям святых. Доля сравнения, одна книга «Жития святых» стоила 6 рублей, а корова в то время стоила 5 рублей. Кто ее мог купить, такую книгу? Немногие. А сейчас совершенно другое время, у всех библиотеки духовных книг, но мы часто уподобляемся тому «монаху по имени Мних, который имел много книг, спал на них и не знал, что в них». А святитель Игнатий Брянчанинов предупреждал: «В наше время, кто не читает книг святых отцов, спастись не может!»
Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что славянские народы ещё объединятся, будет крест на храме Святой Софии в Стамбуле, в старинном Константинополе. И эта, говорил он, сила славянских народов ещё будет страшна всему нехристианскому миру. Дай Бог, конечно, чтобы и мы дожили до этого торжества Православия, и будем молиться об этом великому угоднику Божию Серафиму Саровскому. Если кто-то не был ещё у этой святыни, надо обязательно, хоть раз в жизни, приложив все свои силы и возможности, поклониться этой великой святыне — Дивеевской обители. Когда строилась обитель, батюшка начал копать канавку вокруг обители. «У вас будет монастырь, — вы никакого забора не стройте, потому что эта канавка будет вам вместо всякого забора». «Мало этого, говорил он, даже во времена антихриста, когда он придет обольщать народы, он подойдет и к Дивееву. Но когда подойдет к этой канавке, то переступить её не сможет». До сих пор в Дивееве сохранилась фрагментарно та самая канавка, которую начал копать собственноручно сам Серафим Саровский, великий угодник Божий. И он говорил: «Кто с верой и с молитвой пройдет по этой канавке, прочитает 150 раз «Богородице Дево, радуйся», тому будет здесь и Афон, и Киев, и Иерусалим. Вся благодать будет здесь, с этим человеком, исполненным веры, надежды и упования и молитвенного обращения к Царице Небесной. Так этот великий угодник Божий, которого знает вся Россия, к которому она прибегает, молится о нас. Вот и нас сегодня Господь собрал в этот святой день, чтобы молитвенно почтить его память, испросить всем нам святой православной веры непоколебимой, мира душевного и мира внутреннего и внешнего, братолюбия и любви, сочувствия друг к другу, чтобы его святыми молитвами хоть немножечко у каждого из нас прибавилось и веры, и святой христианской жизни, и любви, без которой никто не увидит Господа.
Аминь.
архим. Мелхиседек