Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ныне, братья и сестры, в сей воскресный день воспоминается одно из очень впечатляющих и по содержанию чрезвычайно глубоких и важных для нас деяний Господа. Речь идет о том, как Господь поучал апостолов путем отхода от них. И надо не потерять полноты, что здесь задумано и сделано Господом. А начало еще восходит в недавнее прошлое, в чтение в прошлое воскресение, когда мы слышали о чудесном насыщении хлебами пяти тысяч человек руками апостолов.
Напомним, апостолы, утомленные после целого дня бесед Господа в пустынном месте, наконец, сказали Господу: уже время позднее, народу много, устали они. Они так сказали: «Отпусти их. Пусть пойдут в селения и купят себе хлеба». И Господь на это странно ответил: не надо их отпускать, вы дадите им есть. Они в простоте говорят: у нас только пять хлебов и две рыбы. Господь им сказал: посадите их рядами по пятьдесят человек, Сам же вознес благодарственную молитву Богу-Отцу, и затем традиционно преломил как отец семейства хлеб и передал его в руки апостолам. Те делали тоже самое, и всех, как вы знаете, накормили. И что удивительнее всего, что в результате собранного потом хлеба его стало намного больше, чем было.
Мы знаем, что были редчайшие случаи, когда задержано было вещество. Когда пророк Елисей во время голода сделал так, что масло, которое в сосуде было ему дано, не оскудевало, не кончалось.
Это было. А чтобы из малого сделалось много – это немыслимо, это сверхъестественно. Это поражает своей полной несообразностью с нашими представлениями. Значит это знак для жизни, которая будет для нас выше естественной по определению. Господь настраивал нас на совершенно новое руками апостолов. «Вы им дадите есть». И теперь в этих руках у них эти 12 корзин.
Господь их отправляет одних через озеро на ту сторону в Капернаум. Сам же идет молиться. Таким образом, Он их оставляет пережить эти впечатления, чтобы в них вложилось это чудо не как Божие деяние, а как собственно то, к чему они причастны, то, что будет предметом их служения, то что будет предметом их творчества в жизни. А через них, как они взяли от Господа, будут наполнять мир новой жизнью тех, кто уверовал в Господа – Церковь Его.
Вот с этого мы и начинали. Да, Господь молится один с тем, чтобы все это действительно вошло в жизнь. Молится, как Он будет молиться потом, чтобы апостолы не отпали, молится, чтобы это научение в них пустило корни, чтобы они его взяли бестрепетно. Они же идут оставленные Господом на неопределенное время, и эта оставленность как бы крепчает и увеличивается. Потому что нужно знать, что это озеро хотя и небольшое, но называется морем. А море от слова «мор». Там очень много гибло людей. Оно внезапно и коварно, непредсказуемо. До сих пор там рассказывают, что рыбаки ночью стараются не пересекать его. Там могут быть самые неожиданные явления.
И эти ученики, апостолы там попадают в беду. Ветер противный, волны, какие-то круговороты, и они еле-еле к трем часам ночи добрались до середины этого озера. А там всего-то ничего. Таким образом, они бедствовали, и были в каком-то неопределенном подвешенном состоянии. Господа нет, прежде Господь был с ними. И когда Он был с ними, и бывала буря, и Господь на виду у всех на корме демонстративно спал, показывая, что пока Он есть, никакие силы стихийные естественные для жизни человека не являются чем-то значимым. А теперь Его нет, а раз Его нет, то, оставленные, беспомощные и в каком-то духовном недоумении: зачем так. И когда до крайности дошло их борение, и терпение их уже истощилось, идет некий человек прямо по водам и имеет некое сходство с Господом. Но в Израиле народ весь тертый, народ, который знает, что все исполнено духами, ночью особенно властен сатана, и призраки были страшны. Они восприняли Его как призрак. Как призрак восприняли, но вид-то у Него был знакомый – вид Господа, на Которого у них была вся надежда, Который, они прежде знали, управлял и стихией, и только что Он вообще переделал мир. У них это было на сердце, они все это переживали. И вот они вскричали. Удивительно здесь то, что Господь продолжал оставлять их в неведении. Потому что написано, что призрак делал вид, что идет мимо. Это было страшно: призрак, Который имеет вид Господа, Которого одного уже хочет их душа, делает вид, что идет мимо.
Наконец, они так вскричали, что Господь понял, что время им явить Себя, и пошел к ним. «Не бойтесь, – сказал Он, – это Я». А в ответ, уже воодушевленный чем-то таким апостольским, всерьез воодушевленный, апостол Петр открывает это в себе движением будущим. Он говорит: «Господи, если это Ты, повели мне идти к Тебе». Вот я сейчас пойду к Тебе, не взирая ни на что. Это было не действие любви. Он бы мог дождаться одно-два мгновения и все. Но он хотел сам продолжить то, что было, он духовно был подвигнут на это. И Господь не сказал ему: повелеваю. Это тоже надо заметить, как Он ему сказал: «Иди». Иди, доверься, пробуй. И пошел, перекинул ножки свои и пошел, пошел ... .
Надо обратить внимание на то, что ну может человек представить себе, что преодолеет эти силы гравитации и пойдет. Но надо чтобы вода была гладкой как каток. И тогда будет физически понятно. А здесь тоже самое, не было ровного места, волны буквально захлестывали все, а он идет как по ровному полю. Идет и вдруг, сказано, его помысл как бы щелкнул, сорвался со своей магистральной линии. Что его остановило? Да ничто, пустяки, он почувствовал, что ветер сильный. Само по себе это не новость – он и был сильный. Ничего нового не произошло, ничего не стряслось, ничего не было опровергнуто. Это он опровергал всякую естественную силу, всякую стихию, которая теперь ему покорялась совершенно безмолвно. Вот это чувство случайности его привлекло внимание. Он оторвался от прямого действия своей вере, и тут же, сказано, стал тонуть.
Опять заметим, здесь тоже не все понятно. Что значит, стал тонуть в таких условиях? Если он сорвался с этого, булькнул и все, готово дело, в пучине. Он стал тонуть. Ему как бы Господь говорит: думай, думай, Я тебя еще поддержу. Так Он и говорит: «Почто усумнился, маловерный?» Где, на каком расстоянии они были – непостижно. Было ли там какое-то физическое расстояние? Это было глубокое натуральное научение. Господь подал ему руку, ввел его в корабль. Никто не помнит как. И тотчас и буря утихла, и они оказались, как говорит евангелист, уже на берегу.
Смотрите, какое глубокое научение. Человек, живущий по вере, воспринимает новую жизнь, которую принес Спаситель наш Господь Иисус Христос. Надо нам понять и сдвинуться с места, что Он не только избавил нас от наших грехов, от нашей греховной зависимости, от нашей греховной чумы, которая есть, так или иначе, в каждом человеке. Мы рождаемся с этим. «Во гресе роди мя мати моя». Мы вследствие этого, не сами живем своей жизнью, и забыли, что мы дети Божии, носим Его образ. А это не пустые слова. Что мы задуманы как хозяева всего того, что Он сотворил. Над всякой тварью Господь дал власть человеку. Но нужно, чтобы эту власть, обладание, он, во-первых, воспринял как свой долг, а во-вторых, чтобы он это делал о Господе, а не своими детскими руками.
И вот Господь когда приходит, Он возвращает это. Задача человека человек не должен жить эгоистично, он не должен грести все под себя. Тем самым он должен о Господе осваивать этот мир. Для этого он должен жить только путями веры и словом Божиим. Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, сказанным Богом, исходящим из уст Божиих.
И Петр захотел это сделать. Он пошел и даже стал разрабатывать это в себе. Но он для нас ошибся. Мы так тоже ошибаемся, сильно и круто ошибаемся. То, что незначительно, то, что нам уже дано преодолеть, а именно власть любых житейских обстоятельств над нами. Мы ходим по водам, по вере нашей, по дару крещения, по дару миропомазания, по дару святого причащения. Мы над этим миром, но с тем, чтобы этот мир возделывать. Прежде мир был безлюден, говорит Библия. Не было человека еще, чтобы возделывать землю. А земля уже была много-много времени. И на ней все это происходило, что мы сейчас раскапываем – различные силы, бурления и так далее. Не было человека, чтобы управить это. Потом постепенно является человек с задачей это все упорядочить о Господе. Вот этого никто кроме человека не сделает. Это неотъемлемо от человеческой жизни. Так или иначе, каждый должен потрудиться в этом мире. Человек свято возделывает землю, тогда земля ему покоряется и служит, не враждует.
Так вот, чуть-чуть сбиться с этого пути, и начинаешь именно тонуть. Вся стихия обрушивается на тебя. Ты становишься полностью беспомощным и медленно тонешь, именно медленно. Потому что слово Божие непреклонно, мы не булькаем сразу. Господь оставляет время одуматься, покаяться, потому что в покаянии есть своя глубина, есть свое усиление человека. Человек покаявшийся возвращается на свою истину, а это всем хорошо. Плохо, если человек равнодушен. Плохо, если человек эгоистичен и думает только о своем маленьком мирке, чтобы себе что-то такое урвать, от чего-то укрыться или что-то такое сшибить, что плохо лежит. Вот это очень плохо. Он становится бесчеловечным, безблагодатным и беспомощным. Незаметно мир овладевает им так, как человек должен был бы овладеть миром, только с отрицательным знаком. Поэтому мирское сознание, обезбоживание и бесперспективное безжизненное безрадостное бессвободное. Вот это было нам дано познать через ошибку горячего великого делателя, первого из апостолов, который откликнулся на эту мысль стать человеком, апостола Петра.
Мы же с вами, братья и сестры, да не забудем это, да будем трезвиться и знать, что нет ничего в мире, что было бы сравнимо с крестом, и что всякое действие в нашем мире имеет твердую цель увеличить в себе Христа. А всякие дела не имеют никакого содержания и смысла. Они так, сюжеты. Это то, что я хотел что бы вы восприняли.
Аминь.
прот. Алексий