Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Сей род не исходит иначе, только молитвой и постом.» В сегодняшнем Евангелии мы слышали как Господь говорит нам о том, что в жизни бывают люди, которые до такой степени открывают свое сердце для вселения в него зла, что их жизнь становится злом. Помышления их только о грехе, и они всю свою волю, все свои чувства, расположения отдают противнику Божиему, т.е. дьяволу, и становятся одержимыми, бесноватыми. Дьявол реальным образом, через своих слуг - духов тьмы, - живет в человеке.
Вот о таком человеке сегодня мы слышали. Это евангельское повествование идет сразу за повествованием о Преображении Господнем. Когда на Фаворе были ученики Христовы, они видели Его во славе, видели эту побеждающую красоту вечности, видели это сияние преображенного человека, то, чем мы были когда-то, чем мы могли бы быть и то, чем мы может быть будем по воскресении. Это все было открыто святым апостолам. Но когда они сходили с этой Фаворской горы, где видели этот нетварный свет, где видели прикровенное бытие будущего века, то видят в долине то зло, ту бездну греха, в которую сошел Христос. Сошел, чтобы раз и навсегда это мировое зло, человеческие грехи и страсти исправить, искоренить, дать новый образ жизни, показать то, к чему призван человек.
Сошел, чтобы примирить небо и землю, Бога и человека через Свою жертвенную смерть. И вот подходит к Господу человек и говорит: Господи, исцели отрока моего, потому что он в новолуния беснуется. Я просил Твоих учеников, но они не смогли этого сделать». Вот так, с укором порой обращается каждый человек ко Господу: я просил, но ничего не получилось. И этот отец просил в надежде на то, что он достоин принять это исцеление. Как это противоположно вере сотника, который говорит Господу: «я недостоин чтоб Ты вошел под кров мой, но скажи только слово и исцелеет отрок мой.» И Господь говорит ему: Я такой веры и в Израиле не нашел». А этот человек говорит, что просил учеников, но они ничего не могли сделать. И это лишний раз показывает нам, почему наша молитва бывает не услышана. Почему порой на душе, когда мы выходим из храма, или когда мы прочитали утренние или вечерние молитвы, у нас какая-то бесчувственность, мы не имеем мира, радости. И наоборот, иногда мы выходим из храма или от молитвы и в душе у нас тишина, мир и реальное ощущение, что Господь рядом с нами, что Он готов слышать, помогать нам, что Он видит всю нашу жизнь. И какие бы ни были у нас обстоятельства, но это делает нашу жизнь твердой, осознанной, наполненной благодатью Духа Святаго.
Наша молитва бывает услышана только тогда, когда мы в скромности думаем о самих себе что наша духовная жизнь еще только начинается, что мы только пытаемся идти этим путем. Поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах не нужно себя мерить ни с кем. Не надо думать о том, кто хуже нас, в чем мы в духовной жизни продвинулись больше других. Надо, наоборот, взирать на тех людей, которые добрее, скромнее, сострадательнее, молитвеннее нас. Вот с таких людей и надо брать пример. Как мудрая пчела берет с одного цветка, с другого и так приносит нектар в свой улей, в свою сокровищницу и потом питаема им бывает целый год. Вот так и мы должны глядеть на то лучшее, что есть у других и брать пример с них. Святые отцы говорят нам, что если мы не молимся Богу как последние грешники, наша молитва не бывает услышана. Надо стараться в эту меру последнего грешника придти.
Отец Иоанн Крестьянин в одной из проповедей сказал, что сейчас люди в храм Божий не входят, а вваливаются. Надо обязательно помнить свои первые дни когда мы пришли в храм Божий, как мы тихо, кротко, смиренно переступили порог. Мы не смотрели тогда, кто и как молится, кто во что одет, кто где стоит, какое у него поведение и все прочее. Была у нас в мыслях только душа и Бог. А потом мы стали об этом забывать. Эти первые дни нашего прихода в церковь надо помнить, помнить нашу скромность и смирение, которые поначалу были у каждого. А потом стали все как бы свои, дом Божий стал простым домом для некоторых. Поэтому вот этот страх Божий, которой начало всякой премудрости, надо всегда помнить и о потере его переживать. Такая неблагоговейная, некая наглая жизнь между людьми предосудительна, тем более когда мы перед Богом ведем себя без страха и разсуждения.
И сегодня нам Евангелие показывает, что человек этот, у которого сын был бесноватый, именно и был такого гордостного устроения. Он думал что все ему обязаны, все должны обращать на него внимание, благодетельствовать ему и прочее. А в нашей жизни такого не бывает. Нам нужно настраиваться на служение и помнить слова Господа, что Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить. Тот человек, который думает найти в жизни радость, мир, покой и счастье из-за того, что ему люди будут служить, он этого никогда не найдет. Потому что даже если его окружат с головы до ног любящие друзья, которые будут ему в рот смотреть из-за того, что он является раздаятелем тех или иных материальных благ, все равно все это будет до поры до времени, пока в этом человеке есть какая-то нужда. А когда эта нужда вдруг исчезнет, если материальное положение вдруг поменяется или со здоровьем что-то случится, то куда разлетятся все те люди, которые рукоплескали перед этим человеком. И остается тогда человек один, если он в этом полагал весь смысл своей жизни. А к этому сейчас многие стремятся, хотят иметь больше денег, больше друзей, домработниц, рабов, но радости от этого нет.
Господь говорит, что пришел в этот мир не чтобы Ему послужили, но чтобы послужить. И вот когда человек настраивается именно на такой лад, когда он занимает ту или иную должность, это не есть какое-то великое дело, это есть бремя тяжкое и неудобоносимое. Что такое большая должность? Если честно ее исполнять, это значит, что человек всем должен, должен заботиться о всех. Но эта забота бывает благодарной, приносящей радость, потому что человек по мере своих сил и возможностей служит другим, пусть он даже и не получает благодарности от людей, а это бывает в наше время сплошь и рядом. Поскольку мы люди верующие и православные, значит мы всякое малое дело и внимание, оказанное нам, не должны воспринимать как должное, не должны думать что мы это заслужили и что человек обязан был нам это сделать. Никто нам ничего не должен, всем должны только мы. Апостол Павел говорит нам: «не оставайтесь должными никому ничем кроме взаимной любви». Вот какой долг лежит на христианах. Когда человек именно таким образом живет, то только в этом и может найти радость и место в своей жизни.
Надо еще просить и вымаливать милость Божию, чтобы Господь открыл свою волю о нас. Каждого из нас Господь призвал к вечности, каждому из нас дал ум, дал руки, ноги, здоровье не для того, чтобы мы только сами этим пользовались. Если нам это дано, то мы все это должны приумножить, молиться и просить у Господа чтобы Он открыл, в чем мы можем послужить своим ближним, чем можем послужить Богу и Церкви Божией.
Невеликое дело, если каждый из нас отстал от больших грехов, привычек и пристрастий. Господь нам через псалмопевца Давида говорит: «уклонись от зла и сотвори благо». Надо помнить притчу о безумном слуге, который сокрыл талант господина своего. То, что мы имеем в своей жизни, это и есть наш талант, который мы должны приумножить, должны что-то сделать ради неба, ради вечной жизни. У каждого свои таланты: кто-то может писать, кто-то ухаживать за больными людьми, кто-то может служить в защиту Церкви, кто-то может послужить охраной Церкви, исполняя свой воинский долг, заботясь о тех людях, которые стоят за его спиной. Сейчас у нас в России действительно страшные времена в том смысле, что лукавый без конца борется за то, чтобы Святую Православную веру затоптать, чтобы нас сделать не Божиими людьми, а людьми, которые будут думать только о своем чреве, о тряпках, о деньгах. Этот образ жизни нам навязывается изо дня в день через телевизор. Вот с этим и нужно бороться.
Почему это беснование стало так властно действовать в людях, почему они стали так подвержены духам злобы? Господь открывает нам этот секрет. Господь не просто показывает что-то внешнее, совершает чудо или исцеление, Он всегда указывает на глубину, на первопричину того или иного поступка. Если было исцеление, то Он говорит, что и в Израиле не нашел такой веры. А видя беснующегося отрока, Он говорит: «о род неверный и развращенный». Вот две причины, по которым сейчас люди становятся бесноватыми – за неверие и развращение нравов и жизни. Не верят сейчас ничему кроме собственного кулака, кроме собственных денег; или лжемудрствуют: верят во что угодно, только не в двухтысячелетний опыт христианства в мире и в тысячелетний опыт Православия на Руси. Хватаются с удовольствием за какую-то чушь, потому что это что-то новенькое, удобное для нашей жизни, можно и свечечку поставить и в чужой карман залезть, можно и с духами разговаривать и в то же время быть милосердным и сострадательным человеком, заботиться о людях и безумствовать перед небом, признавая что и там истина, и у мусульман истина, и у протестантов, и у буддистов.
Забывают люди, что один Творец неба и земли – Святая Живоначальная Троица. Нам указывается именно на эту причину неверия, от которой да избавит нас Господь. Есть такая беда – потеря ревности о Боге. А апостол Павел говорит: «духа не угашайте, пророчество не уничижайте, всегда радуйтесь, зa все благодарите, непрестанно молитесь.» Дух укрепляется истинной, детской верой. Мы с вами должны забыть все свои суетные мысли, пожелания, планы и стать перед иконами в храме или дома. Господь говорит нам, что когда мы хотим помолиться, то нужно войти в клеть свою, т.е. в свое собственное сердце и помолчать мыслями своими, помолиться в душе искренне, представляя что ты молиться перед Богом, который все видит, знает, любит тебя и является в одно и то же время и любящим Отцом и строгим Судией. Нужно хоть несколько минут в день посвящать внимательной молитве. Можно читать хотя бы 12 раз «Богородице, Дево радуйся», 50 молитв Иисусовых на коленях перед иконой, тогда дух будет укрепляться и молитва не останется неуслышанной перед Богом. Вот к этому надо себя принуждать, чтобы вера в нас возрастала.
Господь говорит: «род неверный и развращенный». Тот мир, в котором мы сейчас живем, наполнен этим развращением. Мы не должны соглашаться с этим духом разврата. Своими внутренними чувствами, своим расположением, своей волей, умом, своими словами мы должны доносить нашим близким, внукам, детям о целомудренной жизни в благоговейном духе, пока это еще не поздно. Что творится сейчас в школах, это просто уж ас. Ребенок развращается среди сверстников, если нет должного воспитания в семье! А потом уже ни родителей будут слушать, а своих подруг и друзей. Сейчас все направлено именно к этому. Что мы с вами должны делать? Прежде всего своих родных и близких воспитывать в вере и объяснять, что если они потеряют свое целомудрие, то с этим потеряют они всё: вечность, радость, благословение Божие и наследуют проклятие. Не надо думать, что у нас с детьми все нормально, что они ничего плохого не знают, не надо этой ложной скромности. Перед нами они могут рисоваться и это только внешнее, а то, что делается за стенам дома - это просто невероятное развращение человеческой души. Нужно следить и за собой, что мы думаем, как мы смотрим на лиц другого пола. Единственное, что нам позволительно, это думать о своих собственных муже или жене, больше для нас не должно никого существовать, на всех других людей смотреть однозначно: человек, брат или сестра, отец или мать. Больше никаких оценок. Потому что если мы вдруг позволяем при взгляде на другого человека какую-либо оценку пола, значит мы уже попали на бесовский крючок, значит уже потихоньку в наше сердце начали заползать бесы своими мыслями, чувствами и расположением. А это страшно, стать вдруг в один момент бесноватым, потеряв голову и ум.
Люди приходят каяться и спрашивают: «как же это произошло, я не знаю, ничего не помню и не соображаю». Вот что бывает. Человек при уме, при воле и чувствах и вдруг такое безумное падение. Все это случается потому, что он до этого питал свою фантазию этой блудной грязью, а нужно было в этот момент противиться греху, но человек оказался безоружным, потому что в доме его жили враги – нечистые помыслы, а когда представился случай, он оказался безоружным и взяли его враги без боя. Двери нашего сердца должны быть всегда на замке. Дома мы делаем железные двери и не одни, покупаем по несколько английских замков, теряем от них ключи, потом на родных и близких ругаемся. Вот так мы следим за дверями своего дома. Но кто же будет следить за дверями собственного сердца? Они у нас всегда нараспашку. Попробуй ты квартиру свою оставь раскрытую или кошелек открой, обязательно кто-нибудь залезет. Вчера пришел человек и говорит: «Ехал в Свердловск, пошел покупать билет, руку в карман засунул, а она у него провалилась, смотрит, у него карман бритвой вырезан». Вот какие лихие разбойнички у нас орудуют на вокзалах. Он говорит что в Свердловске такого нет. Пришел в Храм, просит помощи, чтоб добраться до дома. Приезжал на операцию, документы показывал. Вот и оставь неприкрытым что-то, тут же все украдут. А из души тем более, потому что душа больше тела. Если от разбойников можно как-то укрыться, то бесы в тысячу раз хитрее. И поэтому нам надо границы своего сердца держать на замке, непрестанно свой ум ограждая молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.» При том или ином нечистом взгляде, желании или фантазии, всегда нужно молиться. Надо тушить этот разгорающийся огонь тут же водою благодати Божией, творя непрестанно устами: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий., помилуй мя грешнаго!»
Господь говорит что сей род, т.е. бесовский, не исходит из человека иначе, только молитвой и постом. Вот два оружия, два весла у одной лодки, гребя которыми можно достигнуть Царствия Божия. А без поста, без молитвы все наши труды бессмысленны. Есть такая русская пословица: сытое брюхо к молитве глухо. Поэтому в меру своих сил и возможностей будем стараться исполнять то, что заповедуется Святой Церковью. В среду и пятницу нужно поститься, другие посты тоже нужно соблюдать. Молиться нужно не только внешним образом, потому что это дело не великое. Дни, которые даны нам благодатью Божией, должны стать дням возрастания в духовной жизни. А в духе человек возрастает тогда, когда он возрастает в молитве, потому что она является совокупностью всех плодов духовной жизни. Здесь и труд, и смирение, и любовь к Богу, и любовь к ближнему. Вот почему лукавый так ненавидит молитву.
Помоги нам всем, Господи, в эти святые дни Успенского поста бороться с нечистыми духами плотской страсти, блудной и нечистой жизни и пожеланиями, с этим миром и растлением, которое в нем живет своими чистыми мыслями, сердечной и сокрушенной молитвой.
Господь говорит, что если мы будем иметь веру с зерно горчичное и скажем горе сей сдвинуться, будет по слову нашему. Какие же горы мы должны двигать? Не те внешние горы, потому что нет у нас такой веры. Но нам Господь дает власть и силу двигать горами каменных человеческих сердец наших родных и близких. Многие приходят и говорят, что услышал Господь молитву их, муж через 15 лет покрестился, через 20 лет стал пить меньше, а через 18 лет мы с ним повенчались. Так вот в нашей жизни может быть реальное чудо, и не все столько ждут и терпят, все еще впереди. Господь милосердный и любящий Отец даст нам когда-нибудь веру сдвинуть эти каменные сердца и привести их к Богу, к вечности и к блаженной жизни. Аминь.
архим. Мелхиседек