Всех поздравляем, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником, с этим удивительным днем памяти такого необыкновенного угодника Божия святого великомученика целителя Пантелеимона, того кого знает весь православный мир. Казалось бы, совсем еще юноша, но так много он прославил своего Творца и Создателя, Которого познал незадолго до своей мученической кончины, но успел обильно преуспеть в подвиге веры. И не только веры, но и в подвиге благочестия, потому что вера, как говорит апостол, без дел мертва.
Мы с вами тоже верим в Бога, тоже ходим в храм Божий, исповедуем имя Христово, причащаемся, исповедуемся. Но мы должны сотворить плоды достойные покаяния, соделать себя жилищем добродетели, потому что добродетель это естественное состояние нашего сердца. И начатки добродетели живут в каждом из нас, но они погребены под толстым слоем наших страстей и грехов. Наша с вами задача при содействии благодати Божественной, при помощи Церкви, таинств церковных это сокровище отрыть, чтобы оно сияло всем, сияло миру. Наша задача с вами стать действительно благочестивыми людьми.
Это благочестие должно проявляться, конечно, в наших внешних делах – в делах помощи ближнему, сострадания ближнему, а монахи преимущественно молитвенно за других людей. Они, удалившись от мира (предполагается, что так и должно быть, и многие таковыми на самом деле являются), не удаляясь от мира сердцем от мира, обымают весь мир, ходатайствуют о нем перед Богом, носят его в своем сердце, молясь не только за себя, но в покаянии в познании собственных грехов они начинают сострадать и грехам людским, оставаясь безучастными к делам этого мира.
А дела мирян – это конечно помогать окружающим их людям реальными делами. Хотя и молитва это очень реальное дело, но она бывает не видна. Наше же с вами дело людям, живущим в миру, больше помогать какими-то внешними делами благочестия. Мы не будем уклоняться, не будем лукавить, лениться, оправдывая себя невозможностью помогать кому-то. Конечно, мы должны и молиться, потому что наша духовная жизнь должна иметь равновесие, два крыла – и молитву и благочестие. Нельзя молитву заменить какими-то социальными служениями. Благочестие это ведь не только добрые дела, но они соединяются с молитвой, они нас побуждают молиться, и наоборот, молитва побуждает к благочестию. Но и с другой стороны, мы, видя нужду окружающих нас людей, будем говорить, что мы только молимся, конечно, это уже является искажением благочестия, благочестивой жизни. Своего рода это такое скрытое монофизитство, говоря, что мы служим только Богу. Не нужно уклоняться от дел благочестия, не нужно уклоняться от добрых дел, но постараться увидеть кто же действительно нуждается в нашей с вами помощи, кому мы реально можем помочь в их жизни в своих буднях.
Пантелеимон-мученик помогал очень многим окружающим его людям. Он был врачом, врачевал недуги тех людей, которые приходили к нему. А порой даже и не приходил. Мы знаем, что он уверовал во Христа и, видя укушенного ехидной человека, который был уже мертв и, желая познать истинного Бога, помолился Ему от всей души, чтобы Он воскресил умершего, если Он истинный Бог. И Господь воскресил этого человека. И в дальнейшем он исцелял многих и многих людей, не только используя свое врачевство и целебное искусство, но прежде всего исцеляя их молитвой и благодатью Божией. Не каждый из нас способен может быть целить молитвой скорее всего, но по крайней мере помочь старику сходить в магазин, уделить ему немножко внимания, просто выслушать его быть может, когда ему не с кем поговорить. Родным он бывает совершенно не интересен, у него родственников живых может быть не осталось. Все это мы можем.
Не нужно может быть это делать слишком часто, но хотя бы мы иногда понуждать себя к этому, потому что наше участие так нужно в этом мире. Потому что мир стал дик, и люди многие стали совершенно одиноки. И никто не слышит ласкового слова и слова участия. Никто не желает вникать в дела, потому что даже в нашу с вами жизнь вникает западный стереотип, когда на вопрос: как твои дела, отвечают: все хорошо, нет проблем. А если ты скажешь «да», есть проблемы, вот такие сложности и такие, то от тебя будут шарахаться и говорить: смотри вот человек, у которого есть проблемы. Так принято на западе. И мы к этому уже идем. Не дай Бог нам стать такими же. Мы не будем их осуждать, это несчастные люди, которые потеряли всякое душевное участие, человеческую теплоту.
И вспоминая великомученика Пантелеимона, будем и мы стараться быть такими же любящими ближних своих, окружающих нас людей, чтобы наша с вами жизнь стала служением Богу, служением ближним.
И Господь да буден нам помощником. И святыми молитвами чтобы нам научиться любить нелицемерно, любить не эфемерно, не иллюзорно какого-то мифического далекого ближнего, а на самом деле того реального ближнего, которого поставляет перед нами Бог Своим промыслом, Своей десницей всемогущей. И тогда мы действительно станем христианами не по имени, не по принадлежности, а телесно в Церкви Христовой, потому что мы сюда приходим и что-то здесь делаем, молимся. Тогда мы реально станем членами тела Христова, духовно приобщимся к Тому, Кто умер за всех людей, и станем христианами по духу, что будет выражаться в нашей с вами жизни.
Аминь.
иером. Назарий