Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Давайте поговорил о наших долгах Богу и друг другу. В читаемой сегодня притче Господь объясняет каждому из нас, что спасение человека находится в его собственных руках. Как должен поступить человек, имеющий должника в 10 тысяч талантов, чтобы наследовать Царствие Божие? Ответ прост. - В какую меру вы оставите грехи тем людям, которые имеют их перед вами, именно в ту же меру Господь простит вам ваши грехи. И это единственно возможное состояние человеческой души, которое позволяет человеку войти в Царствие Божие, где Правда, Истина и святые.
Каждый раз, читая эту притчу, вникая в нее, мы понимаем, насколько правдиво она отражает гнилое устроение нашей души. Мы перед Богом - должники неоплатные. Безчисленные грехи, которые мы творим в своей жизни, уподобляют нас тому должнику, который не вернул десять тысяч талантов своему господину. Если мы вспомним только наши детоубийства, - тех детей, которых мы погубили в своем чреве, не зная Бога, то уже следует задуматься, достойны ли мы вообще ходить по Земле. Однако, мы живы, здравы, имеем возможность ходить в храм Божий в надежде на прощение. А почему? - Потому что мы раскаялись и верим, что Господь простит нас, а по справедливости следовало бы за отнятую жизнь отдать свою.
Один из святых сказал, что за свои грехи мы недостойны жить и должны погибнуть, но этого не происходит, потому что справедливость Божия растворяется Любовью Божией, потому что Господь не столько праведный судия, сколько чадолюбивый Отец для каждого из нас. Если бы мы всегда помнили о том, что нам оставлено покаяние, что как только мы скажем: «Господи, прости», - то десница Божия с карающим мечом, занесенная над нашей головой за наши грехи, сразу же отводится от нас.
Если бы мы всегда помнили о своих грехах, то во многих жизненных обстоятельствах, в ситуациях духовно сложных, мы вели бы себя иначе. Мы были бы более внимательными к своим словам, к своим поступкам и, что самое главное, в нашем сердце жили бы любовь и сострадание, и мы бы относились к любому человеку как к родному. И что самое главное, как говорят святые отцы, мы стали бы относиться к другому человеку, как мы относимся к самим себе. Никто никогда из нас, как бы это ни было справедливо и честно, не вынесет себе самому безапелляционного приговора. Каждый из нас, когда попадает в сложную жизненную ситуацию, нравственную или душевную, не будет обвинять себя, а постарается найти тысячи предпосылок и способов для того, чтобы себя оправдать. На вопрос «Кто виноват?» - скорее всего мы найдем такой ответ, чтобы не обвинить себя. И только тогда, когда никакого оправдания не найдется, мы признаем вину за собой и скажем: «Господи, прости!» Точно таким же образом мы должны поступать по отношению к своим обидчикам и недоброжелателям.
Мы должны попытаться найти оправдание их поступкам и если не найдем его, то надо все предать в руки Божии и просить у Господа вразумления, почему все так происходит, просить долготерпения, чтобы мужественно выйти из этой ситуации, не уязвленными стрелой памятозлобия. Потому что все такие ситуации устраиваются дьяволом для того, чтобы омрачить нашу душу, омрачить наше сердце, наше сознание, ввести нас в это душепагубное состояние. Один из святых отцов сказал, что тот человек, который имеет памятозлобие на сердце, пригрел на своем сердце змею. Добрые дела побуждают нас иметь к людям чувство благодарности, а злые дела, наоборот, приводят к тому, что мы забываем любовь. Исаак Сирин говорит, что человек, который молится и имеет на сердце памятозлобие, подобен сеющему на камне. Тот, кто имеет памятозлобие, подобен тому, кто бросил пшеницу в море, сидит на берегу и ожидает жатвы. Такой человек вряд ли чего-то духовного добьется в своей жизни. Исаак Сирин говорит, что невозможно осудить другого человека, не превознесшись над ним в своих мыслях, в своем сердце. Поэтому, когда мы распаляемся в той или иной жизненной ситуации, как нам кажется, праведным гневом, справедливостью, давайте вспомним сначала о своих безчисленных грехах, о том, кем мы являемся перед Небом. Тогда гнев наш утихнет, и речь наша станет спокойней. Тогда мы сойдем со своего «пьедестала праведности» и сможем нормально, спокойно беседовать с другим человеком. Именно потому что чувство памятозлобия, осуждения присуще только дьявольскому устроению, поэтому дьявол и хочет, чтобы человек уподобился ему и обладал такими же качествами.
Блаженный Августин говорит, что если человек имеет ненависть к христианам, то он и не Христов. Благодеяния по отношению к тебе записывай на Небе, чтобы никогда их не забыть, а зло против тебя записывай на воде. А мы знаем свойство воды - на ней ничего записать нельзя. Когда человек имеет дух такого всепрощения, имеет дух благодатного, любящего сердца, тогда и к другому человеку он относится как к болящему, уязвленному грехом. Святые отцы говорят, что человека надо любить, а грех - ненавидеть, как больного надо лечить, а не негодовать против болезни. Многие из нас уязвлены болезнями пьянства, блуда, гордыни, нечистой греховной жизни, гневливостью, злостью, лживостью, хитростью. Но мы должны понимать сущность духовной брани: на каждый наш греховный поступок, который мы, в конечном счете, выбираем сами, нас подталкивает духовное существо, именуемое дьяволом. И поэтому, когда мы видим, что человек упал в яму, не надо его в этом укорять, а надо ему сострадать. Хотя он своей волей и участвовал в этом падении, но большую часть дела сделал сатана. И поэтому необходимо в первую очередь помолиться за этого человека, почитать Евангелие, и тогда Господь вразумит тебя, как правильно сделать ему замечание, как следует строить с ним свои отношения.
Как говорил старец Лев Оптинский, люди не столько злы, сколько невежественны. Если бы они знали, что есть зло и что есть добро. Если бы они знали, какое воздаяние в вечности за грех и добродетель, то многие в своей жизни отстали бы от греха. Господь предупреждает нас об этом в Евангелии: « Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24), потому что душа, ослепленная памятозлобием, не имеет самого главного - она не имеет подобия Христова. Мы разговариваем с Богом на языке молитвы, и все наши молитвы проникнуты словами: «Господи, помилуй!» А если так, то и наше сердце должно быть расположено к помилованию тех людей, которые, казалось бы, портят нашу с вами жизнь. Когда человек грешит памятозлобием, то благодать Святаго Духа мгновенно отступает от него.
В Священном Писании есть повествование о том, как два христианина имели между собой поначалу малую распрю, малую недоброжелательность, которая потом перерастала в ненависть. И, когда они были взяты в плен врагом, и им пришлось пострадать и претерпеть мучения за Христа, они их мужественно переносили. Но перед последними страданиями один из мучеников испросил у брата прощение, потому что видел, что его жизнь заканчивается, и вспомнил Евангелие, которое изменило его сознание и отношение к своему брату. Другой же брат ответил ему, что не простит ему ни в этом веке, ни в будущем. Тот из братьев, который испросил прощение, претерпел все мучения до конца, но другой брат, произнесший эти страшные слова, мгновенно отрекся от Христа, едва к нему приблизились с орудиями пыток. И когда мучители его спросили, почему он накануне мужественно терпел все мучения, а на этот раз так смалодушничал и отрекся от своего Бога, то он ответил, что какая-то сила отступила от него. Это библейское повествование заканчивается тем, что второго брата все равно предали смерти, потому что предатели никому не нужны. Поэтому и нам, прежде всего, надо изгонять из своего сердца памятозлобие и просить у Господа, чтобы он даровал нам сострадательное, милующее, любящее сердце, христианское устроение души. О таком устроении, когда душа пропитана благодатью Духа Святаго, которая делает человека из памятозлобного - любвеобильным, из злого - добрым, из ненавистного - милостивым и сострадательным. И все это происходит только в результате покаянной молитвы, совершаемой в сердце человека.
Раньше на Руси было много монастырей. Все они были разного достатка и некоторые из них располагались в глуши. Монашество всегда ищет уединения, чтобы пребывать наедине с Богом. В этом пребывании с Богом и заключается смысл жизни человека, в этом и состоит спасение человека. В то время как суть грехопадения в том, что оно отделяет человека от Бога. Вся духовная жизнь человека, ее стержень - восстановление этого утраченного союза человека с Богом, который возможен только через исполнение заповедей, через делание молитвы. Поскольку многие монастыри материально нуждались, то было такое послушание - посылать для сбора денег в большие города, чтобы доброхоты, не имеющие возможности посетить монастыри, подавали бы на поминовение своей души, душ родных и близких в этих монастырях. Монастырская молитва всегда приносила помощь в меру добродетельной жизни и веры самого человека.
Схимонахиня Маргарита рассказала такую историю, как двух послушниц Дивеевской обители послали в город Арзамас. Они пришли в одно богатое семейство, поднялись по высокой лестнице в богатые апартаменты и, когда хозяин дома вышел и с презрением посмотрел на этих нищих монахинь, спрашивая их о цели их прихода, они ответили, что собирают деньги на святую обитель и спросили хозяина, не может ли он оказать какую-либо помощь монастырю. Хозяин стал спрашивать, что им подать: одежды, денег или еды. На что монахини отвечали: "как благословите". Тогда хозяин сказал: "Сейчас, подождите, все дам вам". И после этих слов он ударил этих послушниц так, что они скатились вниз по лестнице. А когда, уходя из этого дома, они увидели над выходной дверью икону Спасителя, то одна из послушниц помолилась перед этой иконой такими словами: "Господи, пихни ж его так в Царствие Небесное", то есть так же мгновенно, так же быстро приведи его к жизни в Боге. Такие слова мог произнести только человек, который имеет в своей душе чувство глубокого покаяния, ощущение безконечного долга перед Богом. Такой человек никогда не будет разменивать свою душу.
И поэтому, задумавшись над сегодняшней евангельской притчей, мы должны вспомнить, что наши долги перед Богом составляют астрономическое число. Когда Апостол Петр спрашивает у Господа, сколько раз можно прощать ближнего - до трех и более раз, решив, что он великодушный человек и уже превзошел человеческую меру, то слышит такой ответ: прощать надо семь раз по семьдесят, то есть четыреста девяносто раз в течение дня. Это означает, что в нашем сердце должно жить безконечное чувство всепрощения, а это невозможно, если человек не живет в любви, если он не живет Богом, Евангелием. Отец Иоанн Кронштадтский говорил, что Евангелие мы должны читать делами.
Когда мы оправдываем себя тем, что у нас нет сил молиться из-за возраста, болезней и всего прочего, мы должны честно себе сказать, что у нас просто нет главного в жизни - нет истинной любви к Богу. Там, где есть любовь, там внешние обстоятельства не имеют никакого значения. Любая бабушка или дедушка сделает все для своих внуков, точно также жених или невеста сделают все друг для друга. Такая человеческая любовь есть у всех. А почему? Потому что это родное. Если бы мы относились к Богу хотя бы так, как мы относимся к своим родным и близким, наша жизнь изменилась бы. Поэтому, помоги нам, Господи, иметь вот эту, самую главную, любовь в своем сердце, а через нее - иметь всепрощение, иметь благодать Святаго Духа. И эта Благодать преобразит нас из людей грешных, немощных, памятозлобных - в людей святых, имеющих эту любовь. И именно эта любовь будет уподоблять нас нашему Господу. И тогда мы спасемся! Аминь.
архим. Мелхиседек