Главное

Расписание богослужений

DSC 9416«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

В этот святой и праздничный день Преображения Господня задумаемся над словами святителя Григория Богослова, который нам сказал: «В Преображении Господь показал нам будущую славу чистоты, целомудрия и святости. Одежды просияли Господни паче солнца и всякий сподобившийся жизни будущего века»

Святитель Феофан Затворник Вышинский нам говорит: «Не всегда у нас одни только скорби и скорби, бывают радости и утешения.» Господь иногда, как бы приоткрывает нам двери и форточку, чтобы мы посмотрели на эти радости, на жизнь будущего века, которого ждет каждого христианина. Господь как бы тебе говорит, смотри, есть за что подвизаться, есть ради чего терпеть, есть ради чего переносить, есть ради чего подвизаться, есть ради чего любить.

Как нам в своей жизни преображать свою душу? Господь сегодня показал – взошли на гору высокую и когда Он молился преобразился вид лица Его.

В этих маленьких строчках весь алгоритм духовной жизни. Взойти своими мыслями, своими словами, своими делами, своими поступками от этой обыденности, греховности, повседневности, мелочности, эгоизма – взойти, встать и быть не только когда-то, но подвизаться, чтобы быть всегда христианами, каждый день в общении, в разговоре, в магазине, в метро, когда обошли, подрезали, наступили на ногу, обвесили, не приняли, залезли без очереди.

Надо быть всегда выше этого простого мирского мудрования, о котором нам Евангелие говорит: и любящих их любят, а вы любите тех, кто обижает вас, любите врагов ваших, давайте тем, кто у вас просит, взявшему у тебя одну одежду, отдай ему и другую, понудившего тебя идти одно поприще, иди с ним два. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и с ними поступайте.

Поэтому надо помнить об этом каждый день. Почему у людей проблемы в обыкновенной мирской, семейной, общественной и трудовой жизни? Из-за эгоизма, из-за того, что брюхом своим ползаем по земле. Мы все призваны с вами к святости, все призваны подражать нашему Господу, как дети подражают своему отцу.

А пока вряд ли можно сказать, что в нас отражается Божественный свет. По нам должны бы люди говорить, как я знаю, о некоторых говорили, когда они были в школе, в институте – «он какой – то с приветом, это какой-то убогий, это какой – то Божий человек». В разные времена говорили по-разному. А почему? А потому что он или она не так себя вели. Миролюбие, доброжелательность, сосредоточенность, целомудрие, верность, вера, правдивость, искренность, жертвенность – вот, что отличает людей Божиих. Вот какое преображение должно бы было наступить после десятилетий, которые мы с вами провели в храме Божием.

Одна раба Божия сегодня сказала «Моей дочери четырнадцатилетней какие-то тетки в храме сделали замечание, что девочка ходит в короткой юбке. А то что они сами, выйдя из храма, ходят в брюках, на это внимание они не обращают.» Готовы учить кого-угодно, только не самих себя. В храм ходим, а за храмом такие же, как и все. Какое же преображение? Какое же обожение, какое же подражание Христу?

Вот только здесь в храме. А в храме что? Да и в храме, вот сейчас начни кропить святой водой – все вперед, мне-мне, собьют друг друга. Вот сейчас начнем кропить и что тут начнется? Как на рынке начнется.
Вспоминаю Крещение. «Дорогие братья и сестры с благодатью, уступая, помогая друг другу, с этой благодатью пойдем домой». Стоит бак посредине, вокруг пятьдесят человек. Оборачиваюсь, иду в алтарь. И тут начинается...Бидоны, банки, пятьдесят человек устроили кучу малу. Потому каждая что хочет взять благодать первой. А потом она принесла Крещенскую воду домой и она у нее «зацвела» через неделю. Почему? А потому что ты своим грехом, своим негативом все вокруг себя испортила.

Мы говорим, откуда радость, откуда благодать, откуда приключения, откуда напасти, откуда искушения. Все очень просто. Исаак Сирин однажды сказал: «благодати предшествует смирение. Наказанию предшествует самомнение». До тех пор, пока не разучимся мнить о себе очень много, будем без конца лечиться. Господь нас будет лечить от гордыни. Потому что, святитель Феофан Затворник Вышенский однажды сказал: «Бог по жизни посылает нам именно тех людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня» .

Мы ропщем, дети на родителей, родители на детей, начальник на подчиненных, подчиненные на начальника, и так до бесконечности. Каждый считает, что его жизнь испортили или портят вот эти именно люди. До тех пор, пока ты не пойдешь путем самоукорения, вокруг тебя будут вот такие люди, и именно так они к тебе будут относиться. Пока ты первый не научишься доброжелательности, снисходительности, терпеливости, внимательности, жертвенности, порядочности, честности, любви и прочим Божьим качествам.

Ни с кого мы не можем этого требовать как с самих себя. До тех пор пока человек будет бодаться с людьми, со своими родными и близкими, упорно переделывая других и пока он будет твердым как пушечное ядро, он как пушечное ядро все на своем пути разбивать. Надо нам свою твердолобость постепенно преображать самоукорением и скромностью во мнении о самих себе.

Арсений Великий сказал: пока человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя. Поэтому труд, поэтому восхождение внутри своего собственного сердца.

Исаак Сирин говорит: «войди внутрь себя и там найдешь лестницу, возводящую на небеса».

Глупый томится одиночеством, мудрый пользуется его плодами. Только в спокойной обстановке можно войти в себя. Исаак Сирин унывающему монаху сказал: « когда бес уныния будет гнать тебя из кельи, делай что хочешь, только не выходи из кельи. Спи хоть сутки, накрывшись мантией, только не выходи из кельи».

Откуда телевизор, откуда привязанность к компьютеру, откуда привязанность к телефону, через которые мы выходим из себя? Не внутрь входим, а каждые десять минут, каждый час и каждый день выходим из себя. Нам надо побывать на Украине, нам надо побывать в Америке, нам надо побывать у друзей, нам надо пообщаться с теми, теми и с теми, мы казалось бы из дома не выходим, а на самом деле мы в этом виртуальном мире чего только не набрались, как муха навозная, которая побывала на всех кучах.

Мало того, мы даже это делаем совершенно добровольно. Нас никто это не заставляет, настолько мы уже без этого внешнего общения. А что это такое? Разве мы в этом поднимаемся на гору? Ничего подобного, мы все ниже, ниже и ниже Мы встаем на молитву, а у нас в голове новости, которые мы только что смотрели, мы встали на молитву, а у нас какой то сериал «Великолепный век» про мусульман , 250 серий уже – образы султана, шаха, падишаха... Какое же это восхождение? Это барахтанье в болоте.

А поэтому нам отцы и говорят, дай труд, дай духовную кровь, подвиг, только тогда примешь дух. Поднявшись на гору, только тогда смогли увидеть преображенного Господа. Тогда, когда Он молился и показал, вот когда может преображаться человек – когда он в духе, когда он в доброделании, когда он в исполнении евангельских заповедей, когда он в молитве.

А молитва – это не обязательно молитва только в храме. Кто-то из святых сказал, встретились два подвижника и один у другого спросил какой устав вашего монастыря. Он отвечает, мы в храме собираемся три раза в день и в храме молимся. А в другое время? А в другое время трудимся. Тогда он сказал, внешняя молитва без внутренней ничто. Если вы молитесь Богу только в определенное время, значит вы не молитесь вообще.

Потому что этого мало – утром и вечером сказать здравствуйте, благодарю и пожалуйста сделайте то- то и то-то. С близким и любимым человеком мы готовы говорить сутки и готовы с ним общаться, готовы даже и молчать, но и в молчании все равно общаясь друг с другом. Кто-то говорит, мне некогда молиться. А все очень просто. Господь сказал, «кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет. Кто не любит Меня, заповедей Моих не соблюдает».

Старец Силуан Афонский говорил, что никакие дела не мешают любить Бога. Ты не молишься и не любишь молиться, потому что ты Бога не любишь, а не любишь потому, что у тебя ослабла вера. Даже апостолы молились «Господи, умножь в нас веру».

« Верю Господи, помоги моему неверию». Наличие в нас веры как дара Божия - это какая-то тайна. Сложно сказать, от чего она возрастает, сложно сказать из-за чего она теряется. У одного ее много, у другого – ни на грош, внешняя форма, привычка, обычай, обряд. Другой, наоборот, с Богом беседует как с живым. Как я однажды спросил одного человека. А как ты стала верующим человеком, ты в храм в детстве ходила? - Нет. Тебя причащали? – Нет. Я с детства была верующей. А как же это произошло, если ты в храме не была и не причащалась? Была крещеная, но я видела свою бабушку, мы жили в одной комнате, мама с папой в другой, сестра с сестрой в третьей, а я как маленькая - с бабушкой. Я как не проснусь, а она на коленях. И все время что-то говорит и как с живым беседует. А я под подушку залезу, потом послушаю. А она не видела, что я вижу. А когда просыпались, завтрак, обед, ужин, повседневная жизнь и особо по ней ничего не скажешь кроме того, что наличие икон в доме и по внутренней своей чистоте, принципиальности, верности. Она мне о Боге не говорила. Евангелия дома не было. Потом Отче наш знала. Этот пример на всю мою жизнь. И сейчас эта раба Божия в храм ходит.

Вот это пример живой веры. Как это важно. Не все ученики были на Фаворе. Иоанн – апостол любви, Петр – камень веры, Иаков –апостол надежды, первый мученик за Христа, первый епископ Иерусалима, который принял мученическую кончину. Вот а мы, чтобы увидеть Христа, видеть Его прежде всего в сердце, видеть Его в ближнем. Кто воспринимает человека как посланника Божия, как того, кого Бог послал тебе на жизненном пути, такой человек, если есть у него такое убеждение, по возможности делает то, что он может сделать.

Интересно, были люди в Сербии и увидели два кафе, в одном полно народу, в другом чуть-чуть. И у экскурсовода спросили человек, почему так. А посмотри, под названием кафе внизу написано «Гость - от Бога». Здесь накладывают в полтора раза больше и платят в полтора раза меньше. И все по- домашнему. Гость – от Бога, все для него делают и полное кафе народу. Почему? Сначала люди начали служить добросовестно и по-честному, а потом к ним все и вернулось.

Вот так и мы – мы первые должны воспринимать обстоятельства людей, как от Бога. Вот тогда и будет внутреннее преображение. А в чем должно состоять это преображение? А в повороте мозгов в нашем уме. Чем живет современный человек? Помните, фильм был такой, про буржуев, когда я маленький был, еще помню. Мальчиш – Плохиш там был. Помните, что он говорил: «Мне,мне,мне». Вот это современный человек.
Последние слова Господа: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы послужить.» И вот пока человек в мозгах своих не переменит, не достигнет этого настроя, и этого фундамента, что ты в этом мире, твои мозги, твои руки, твои ноги, твое здоровье, тебе дано Богом как дар которым ты должен послужить. До тех пор, пока человек будет искать служения себе, чтоб все вокруг крутилось вокруг него, такой человек никогда этого не найдет. Поэтому недовольство мужем, женой, детьми, внуками, начальником, государством, погодой, храмом, правительством и так до бесконечности, потому что мне не помогают, меня не ценят, меня не уважают, меня не любят, меня, меня, меня...

Вот нам надо иметь внутри себя этот преображающий дух, с настроем на служение, а не на получение. Старец Паисий Афонский сказал, «есть радость человеческая и Божественная. Когда человек принимает, он испытывает человеческую радость, когда человек готов отдать – он может испытать радость Божественную.» И старец Паисий говорит, не лишайте себя Божественной радости. Экспериментируйте, что такое давать и что такое служить.

Человек внутри себя думает, как бы не перетрудиться, как бы, если я буду служить, не свесили ноги на шею и как бы не избаловались моим вниманием, заботой, служением. В конце концов надо подумать и о себе, о своем здоровье. Это логика человеческая. А вот логика Божественная – старец Паисий говорит, за самоотверженную любовь, Бог дает двойное здоровье.

Надо пробовать, надо не по мирскому жить, а жить пока служится. Я добрым людям говорю – лучше в дом престарелых ходить, чем в доме престарелых лежать. Пока ты в дом престарелых ходишь, ты в доме престарелых лежать не будешь. И вообще ты лежать не будешь. Ты может быть помрешь прямо на рабочем месте, во время служения. Вот, дай Бог нам на рабочем, на духовном месте всем предать свою душу Богу. Во время служения своим родным и близким. Это будет настоящая христианская кончина. Поэтому, если не хотите лежать, не хотите, чтоб за вами ухаживали, и чтоб бревном не быть, поищите, кому вы можете помочь.

За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Вот тогда и будет преображение внутри, тогда ты на жизнь будешь смотреть как не на место отдыха, а на место подвига. А к подвигу у нас есть все возможности. Помните, как мы с вами в школе или в институте писали сочинение на свободную тему. В жизни есть место подвигу. А когда ты высматриваешь кто бы тебе послужил, это все иллюзия. Поэтому дай Бог чтобы мы поднимались, с духовных колен, чтобы преображалась наша жизнь из плотской в духовную, помня слова апостола Павла, который сказал, не обманывайтесь, что посеет человек , то и пожнет. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление. А сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную.

Поэтому сейте в дух и как поэт наш Некрасов однажды сказал: «Сейте разумное, доброе, вечное, спасибо вам скажет сердечное великий наш русский народ!»

Дай Бог вам возрастания в вере, в надежде и в любви. И самое главное. Будем молиться о том, чтобы мы с вами принесли Господу плод своей жизни. Чтобы наша жизнь не была бездарной, поели столько то вагонов еды, поспали столько тысяч часов, стоптали сто двадцать пять ботинок, юбок сносили 3221 за жизнь. Не такой итог должен быть у нас, как остался после Екатерины- у нее было 10000 платьев. Что это за итог?

Дай Бог, чтобы мы принесли плоды веры. Пусть они у каждого, как мы не похожи друг на друга, будут свои. Пусть каждый приносит плод кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто в сто , лишь бы эти плоды пошли в храм Бога Живаго. В храм на небе через храм на земле. Поэтому мы сейчас строим на небе храм своими собственными руками. Или не строим, но будем стараться строить. И как вы сейчас держите эти плоды на своих руках, так дай Бог, чтобы тарелка вашей души была полна , корзина ваших добродетелей преизливалась через край , а главное, поделитесь своими плодами вещественными и духовными, чтобы может быть через это почувствуете что такое радость человеческая, а радость Божественная. Аминь!

архим. Мелхиседек

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция