Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры, сердечно поздравляем с этим великим праздником, днем Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Многие святые отцы именуют этот святой день, день Успения Матери Божией, Богородичной Пасхой. Потому что в этот день мы празднуем не только Успение, но и воскресение, вознесение Матери Божией на Небо. Кто-то из наших поэтов сказал, вслед за Христом, который учил всех нас и говорил: «верующий в Меня, если и умрет, оживет»:
«Владеем мы всерадостною тайной
Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог»
Когда человек рождается в этот мир маленьким младенцем, он плачет, а мать, отец, бабушка, дедушка, родные и близкие – все радуются о том, что родился человек в мир.
Святые отцы нам говорят, что умирать надо так, чтобы, умирая, ты радовался, а вокруг тебя плакали люди, которые вдруг лишаются добродетельного, доброго, святого, милосердного, искреннего друга, отца, мать, потому что ты оставил след доброты и чистоты на этой земле. Жалко тебя по человечески, что ты не будешь рядом.
Мы знаем, что переходит человек от временного к вечному, от тленного к нетленному, от скорбного к радостному. То, что он переходит в вечность, это не значит, что он перестает быть. Нет, родившись однажды в этот мир, Господь подарил нам эту необыкновенную жизнь земную и соделал гораздо больше, чтобы подарить нам жизнь небесную. Умирая, человек не перестает быть.
Однажды на Новокосинском кладбище я увидел надпись на отдельном памятнике, которая наверняка была написана любящим, верующим материнским сердцем: «Сын умереть уже не может, он просто рядом быть перестает». Рядом нет, но он есть. И душей со мной и так, на небе, с Богом. Вот такое верование, светлое, осмысленное, глубокое, оптимистичное – имеет каждый верный православный христианин.
А праздник Успения еще и еще раз победоносно нам свидетельствует об этой высочайшей истине, что придет тот день и придет тот час, когда мертвые, услышав глас Божий, оживут и воскреснут творившие добро в воскресение жизни, а творившие зло – в воскресение осуждения. Апостол Павел в полемике с неверующим человеком говорит: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет.»(1 Кор.15:36-37). Ты сеешь голое зерно, но Бог дает ему свое тело и если оно не умрет, то останется одно, а если умрет, то истлеет и дает росток. Если истлеет, тогда оживет.
И в этой аналогии, что зерно сеется в землю и кажется изгнивает, а оно прорастает новой жизнью. Из этой аналогии апостол Павел говорит «Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе. Сеется в немощи, восстает в силе. Сеется тело душевное, восстает тело духовное.... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его... И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.» То есть Иисуса Христа, о котором апостол Павел сказал: «Слава Господу нашему Иисусу Христу, который уничиженное мое тело преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его».
Там, в Царствии Небесном после воскресения не будет уже ни пенсионеров, ни стенокардии, ни гипертонии, ни вставных челюстей, ни крашеных волос, ни лысин. В среднем, как говорят святые отцы, мы воскреснем в возрасте Господа нашего Иисуса Христа, «который уничиженное мое тело преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его».
Вот о чем наша радость, вот о чем наше ликование, вот в чем смысл нашей с вами жизни. Что бы не было в нашей жизни скорбного, тяжелого, даже сама смерть - она побеждена Христом. Будет временное разлучение души от тела, Бог каждого из нас призвал к жизни. Сам о Себе так сказал: «Потому что Я живу, и вы живы будете!» (Иоанн14:19). Бог смерти не сотворил «Я не есть Бог мертвых, но живых. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова»
Но, оказывается, мало быть живым по телу. Надо быть еще и живым по духу. Потому что есть много людей, живых по телу, но мертвых по духу. Потому что смерть наступает не тогда, когда останавливается сердце, не тогда, когда отказывают почки, не тогда, когда прекращается работа головного мозга. Смерть может наступить гораздо раньше, когда из жизни уходит вера, верность, честность, надежда, вера и любовь. А когда они есть, тогда человек, даже лежащий на смертном одре, когда в нем вера, надежда и любовь, он живее всех живых.
Вот к этой вечной жизни призвал нас всех милосердный Господь и молитвами Матери Божией спасаемся мы с вами в этой Святой Православной Церкви. И дай Бог чтобы наша с вами жизнь, жизнь по вере, по заповедям Господним, делала нас достойных Неба, чтобы мы были здесь на земле небожителями по душе, отличаясь честностью, милосердием, справедливостью, искренностью, любовью к Богу и людям. Любить Бога через людей, которых видим. И дай Бог чтобы наша вами вера и нас с вами привела туда, где ныне Матерь Божия в ликующем, никогда не кончающемся Царствии Божием. Дай Бог, чтобы наше временное разлучение души от тела было не страшной смертью, а временным сном, чтобы мы уснув, когда то проснулись в Царстве Небесном на руках Господа Нашего Иисуса Христа! Да будет это с нами! Аминь!Аминь!Аминь!
архимандрит Мелхиседек