Сегодня мы слышали очень ответственные, очень важные Евангельские слова. Господь говорит, что некий царь устроил для своего сына брачный пир. И потом послал, велел своим слугам позвать на этот пир званных, чтобы они пришли, чтобы порадовались вместе с ним. Но говорит, что эти люди, которых звали на брачный пир, — один пошел на своё село, другой начал заниматься куплей — т.е. все они начали отказываться. Мало того, они совершили, в конце концов, невероятный поступок. Слуг и самого сына, которых он посылал, они убили. Тогда царь в праведном гневе посылает своих слуг, чтобы они, в свою очередь, отомстили им и город их сожгли огнем. Вот здесь есть пророчество - это говорится об израильском народе, к которому посылались пророки, к которому посылались апостолы, которые призывались к этому браку, к этому пиру, который создал Господь, создав здесь, на земле, Церковь воинствующую. Потому что на Небе Церковь была всегда.
И вот мы знаем, что израильский народ своих собственных пророков убивал и не принимал их, так как они обличали его гнусную, греховную, отошедшую от Бога жизнь. И, в конце концов, говорится, что они и сына его убили — то, что случилось с Господом нашим Иисусом Христом. И говорится, что он послал слуг своих, чтобы они город их сожгли огнем, что и случилось через 40 лет после того, как иудеи распяли Спасителя. В 70-м году был огнем сожжен Иерусалим. Мало того, Иерусалим был даже перепахан, земля была там перепахана, не осталось камня на камне. Единственное, что осталось от Иерусалима —часть стены Иерусалимской, которая сохранилась до сих пор, как напоминание о том, что в одно мгновение Господь может возвысить человека и в одно мгновение может его наказать. Огромные глыбы по 3 — 5 тонн, из таких блоков был создан весь Иерусалим — и вот, в одночасье был разрушен.
Это то, что касается исторического смысла и содержания этого отрывка Священного Писания. Епископ Феофан говорит, что мы должны читать Священное Писание личностно, т.е. все это относится и к каждому из нас. Каждый из нас тоже оказался званным. Мы тоже были позваны когда-то Богом на этот дивный пир, потому что нас Господь, подобно тем людям, которых собирал царь по распутьям, по калугам, по дебрям, сказал: позовите их всех, пусть наполнится мой пир, потому что раз уж уготован был, пусть, хотя и званные отказались, пусть все подряд прийдут на этот пир.
И вот так и мы с вами, как нам говорит Апостол: Не много из вас мудрых, не много разумных, не много знатных, но, говорит Апостол, Бог избрал не мудрая века сего, чтобы посрамить мудрая, и худородная и ничего не значащая, чтобы посрамить значащая. Потому что у нас самое главное, то, что нам даровал Господь, — это вера и возможность быть, когда-нибудь, причастниками этой вечной, никогда нескончаемой жизни. И нам святой Иоанн Златоуст говорит, что избрание произошло не от нас. Господь нам говорит: Не вы Меня избрали. Как иногда думает человек: "Я вот думал, размышлял, философствовал, читал книги, искал истину, я вот так долго размышлял, долго шел по этому пути, и человек как бы думает, что это стало итогом его искания, итогом его побуждений, итогом его жизни. Большей частью, на 90%, если бы Господь нас не позвал, если бы Господь не вложил в наш ум желание и стремление к истине, к добру, к совершенству, к святыне — никто бы из нас никогда к этому: к христианству, к православию, к Церкви не пришел бы. Но 10% - все это относительно конечно, - все же было от нас.
И поэтому величайшая миссия, величайший долг перед каждым из нас, то что каждый из нас, как бы вне нашей воли, он оказался званным, он оказался позван Богом в это Царствие. И вот надо и здесь каждому из нас быть внимательным. Когда собрали всех подряд на этот брачный пир, то приходит царь, приходит хозяин этого пира и смотрит, кто же собрался на него. Тогда в древнем Востоке существовал обычай: когда людей звали на брачный пир, если они приходили с дороги, если они вдруг оказывались внезапно и были не подготовленными соответствующим образом к этому брачному пиру, тогда слуги умывали с дороги людей и давали им новую одежду, т.е. ту одежду, которая являлась так называемой брачною одеждой. Восток всегда славился гостеприимством, люди до сих пор свадьбы справляют по 7 дней. Там сначала родных, потом близких, потом всю деревню, потом вообще, так сказать, всех встретившихся зовут, чтобы всех накормить, напоить, чтобы как-то приобщились этой радости. Это гостеприимство до сих пор на Востоке сохраняется. Поэтому давали брачную одежду, чтобы человек ничем от других не отличался, чтобы он ни в чем не был ущемлен, чтобы он не чувствовал себя чужаком на этом празднике.
И вот приходит хозяин этого пира и вдруг с удивлением смотрит, что там человек совершенно в разодранных одеждах. Сейчас брак, сейчас пир, ему предлагалась эта одежда, — и хозяин никак не может понять, а почему же он не в этих одеждах? И он по вере, как родне, как близкому человеку говорит ему, считая его своим: Друже, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Иоанн Златоуст нам говорит: «вот этот человек, который был позван — ему нечего сказать, он молчит, и тогда говорит хозяин пира: возьмите его и вверзите во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов.» Это невероятно, человеку предлагалось, человеку давалось даром, человека позвали, человека одевали слуги, готовы были ему все оказать — и он пренебрег этим. Он посчитал это, может быть, за ничто, побыстрей бы только набить чрево на этом пиру, а то, что он должен соответствовать этому торжеству, этому празднику — он вовсе об этом не подумал, и как бы своими лохмотьями оскорблял этот пир и оскорблял того, кто позвал его, совершенно не заботясь, потом что никакой родней, никаким близким человеком он ему не являлся.
Вот эта притча о нас. Каждый из нас Богом был позван в Церковь, и нам даны были эти брачные одежды, когда мы с вами, некоторые в детстве, а некоторые в сознательном возрасте приняли Таинство Крещения. И когда на ребенка или на взрослого человека одевают крещальные одежды — они белого цвета, и поется прокимен в это время: Ризу мне подаждь светлу, Одеяйся светом яко ризою. Ризу мне подаждь светлу, т.е. одеяние души человека становится подобно цвету белой одежды, т.е. в момент крещения человеку прощаются все его грехи: прародительский грех, поврежденность грехом, которую человек наследовал от праотца Адама, к которому причастны даже младенцы, потому что читаем 50-й псалом: Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя, — даже младенцы от этого греха не свободны, они несут эту ответственность.
Как от зараженного источника течет зараженная вода, так даже и младенцы рождаются уже с этой порчей, уже рождаются смертными за этот грех Адама. А потом, в течение жизни, у каждого из нас есть и личные грехи. Так вот, в момент крещения человека прощаются и прародительский грех, и грехи личные каждого человека. А потом - рост взрослой, сознательной жизни. Все: или за младенцев их крестные, или сам человек обещался Богу жить святой жизнью. Но мы читаем такие слова: Ты бо Един токмо без греха, несть человек, иже жив будет и не согрешит. И вот эту одежду — одежду крещения, одежду чистоты и святыни — все мы не сохранили в чистоте и святости.
И мы с вами бываем позваны на брачный пир, а этот пир ежедневно совершается в храмах Божиих. Ежедневно совершается святая Евхаристия, благодарение, святая Божественная Литургия, когда все верные призываются к Святой Чаше: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя..., за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. И когда священник в алтаре возглашает за Литургией: Святая — святым! — каждый должен в этот момент задуматься: в какой одежде, с какою ризою я сейчас подойду к этой святыне, на этот пир, и буду приобщаться не с кем-нибудь за одним столом, а буду за одним столом со святыми Апостолами, со священниками, буду вкушать и причащаться Самого Бога.
Эта святыня не сравнится ни с каким браком. И вот очень важно в этот момент, когда провозглашается Святая — святым!, подумать, а как я готовился, а как я стремился, и самое главное, как я сокрушил внутри себя, внутри своей собственной души свой горделивый дух, понимая: хоть 1000 лет мы готовься, хоть мы каждый день прочитывая всю Псалтирь или весь Мо¬литво¬слов, — и тогда мы будем недостойны этой Святыни. Только благодатью, только милостью, только любовью Божиею мы становимся все-таки достойны, когда мы по заповедям Церкви приготовимся надлежащим образом, когда мы со смирением и с покаянием приступаем к этой величайшей Святыне. Нам сегодняшняя притча — урок, и напоминание, и наставление, чтобы, причащаясь святых Христовых Тайн, мы готовились соответствующим образом. Со страхом Божиим и верою приступите, — чтобы был страх Божий, и была у нас вера, чтобы не в суд или во осуждение было бы нам причастие, но во очищение души и тела, во оставление грехов и в делание заповедей.
И Господь заключает эту притчу очень предостережительно, говорит нам: много званных, но мало избранных. Дай Бог, чтобы все мы спаслись, все наследовали жизнь вечную, и чтобы, не дай Бог, никто не оказался вне этого спасительного чертога Господня. Будем молиться об этом, потому что щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, принимает всякого человека и готов дать ему эту одежду, и слуги перед этим брачным пиром, слуги Христовы раздают эту брачную одежду. Где же она раздается, и где же эти слуги? Когда мы готовимся причащаться, идя на этот брачный пир, мы все должны пройти через таинство исповеди, чтобы ризу своей души обновить, убелить слезами, потому что когда человек станет пьяным, он тогда истрезвляется водою. А человек, который опьянеет от страстей, омывается не иначе, как слезами покаяния. И вот, в таинстве покаяния, в таинстве исповеди Господь по Своему милосердию, по Своей любви бесконечной к нам, как только человек назвал грех, этот грех раз и навсегда вычеркивает из его души, из книги его жизни. И эта риза, одеяние души, — она опять становится чистой, опять становится белой. И в таком состоянии человек, в этих брачных одеждах, подходит к этой величайшей святыне, и ему даются новые силы бороться со своими страстями, со своими грехами, потому что с ним Сам Бог: в душе, в уме, в сердце и, мало того, в самом теле человека благодать, святыня почивает незримо, сугубо и совершенно реальным образом.
Внутри нас живет Христос. И дай Бог, чтобы мы вот так ответственно, вдумчиво, с благоговением, со страхом Божиим и с любовью приступали к этим Святым великим Тайнам Христовым, причащаясь которых, наша душевная риза, это царское одеяние, просветляется, убеляется. И чтобы, в конце концов, мы вошли в радость Господа нашего, Который нас приготовил именно к этому: к радости, к пиру, к браку, к этому торжеству и ликующей, никогда не кончающейся вечной жизни.
Аминь.
архим. Мелхиседек