Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня величайший из рожденных женами заключен в темницу. «Светильник, горящий и светящий», – так сам Спаситель о нем сказал. И вот сегодня слышны эти гулкие шаги спекулатора, который спускается в эту предтеченскую темницу, где сидит друг Жениха. Он спускается туда, для того чтобы отсечь голову Иоанну Предтече. Беса не интересует полцарствия или какие-то еще приманки. Ему нужен трофей послаще. И кто теперь напомнит о секире, посекающей дерево и не приносящего доброго плода, если глава его лежит на этом блюде? Кто остановит этот безумный сладострастный хоровод, если голос Предтечи уже замолчал? И мир всегда так считает и так говорит, что лучший пророк это мертвый пророк. Так мир мыслит, так мир ощущает, таково его самосознание. И как всегда, это рядом в нашей жизни, мы каждый из нас на своей жизни это ощущаем, знаем видим понимаем, чувствуем. Этот так и бывает в нашей жизни. Это все всегда очень рядом – свет и тьма, добро и зло. И почти нет буферной зоны.
И вот также сырая темница и рядом роскошные палаты, в которых Ирод праздновал свой юбилей. Молитва и здесь же рядом одновременно эти пьяные звериные вопли. Покаянные слезы Предтечи и похотливый хоровод, суровый пост и жареные говяжьи туши, жажда неба и правды и в тоже время рядом животная жажда крови праведника.
Преподобный Иустин Сербский говорит, у него есть замечательное слово на этот день: «Смотри, безумные люди убивают величайшего между ними праведника. Он что, им мешает? Да, мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиаде. Правда Божия и истина Божия мешают беззаконникам, мешают всем, одурманенным разными страстями. Смотри, разве сегодня христоборцы не кричат: распни, распни Его, разве и сегодня христоборцы не требуют главы Иисуса из Назарета. Его главы требуют, а тем более главы Иоанна Крестителя. Что это? Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога. Кого же вы хотите? Кем вы Христа замените, кем заменимте святаго Предтечу? Собою? Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда им не нужна правда Божия. Они себя провозглашают богами».
И это замечательное слово преподобного Иустина Сербского как бы подчеркивает наше время, то время, в котором мы живем и сейчас. И если в конституции целого континента огромного цивилизованного, как он себя называет, если в этой конституции нет и слова о христианских корнях, то тогда можно и разврат его принять за норму. И если общество поклоняется божку комфорта удовольствия, различных самых неимоверных удовольствий, то можно с легкостью и ухмылкой бомбить мирных людей, жилые кварталы. Если человек забывает о своем небесном призвании, то он всю жизнь будет в этом обмане, всю жизнь он будет так кружиться в этом безумном страшном хороводе на пиру Ирода. Если Бог не нужен, человек предстает гигантским идолом, которому нужно поклоняться, воздавать почет самыми разнообразными способами.
И мы видим сейчас действительно то, что когда Бог не нужен, человек сам становится вот этим идолом, и поклоняется себе, своей псевдосвободе, своему псевдодвижению какому-то внутреннему. Это поклонение идолу. А христианство очень ярко, очень сильно глубоко показывает, что если человек действительно живет без Бога и не пытается двигаться лицом ко Христу, то это самое жалкое, самое несчастное и самое страшное существо во вселенной. И Церковь она каждый день, не уставая, всем – и проповедью своею и молитвой и Богослужением и таинствами напоминает каждому из нас, грешному человеку, что реальная жизнь самая настоящая гораздо глубже, гораздо интереснее, гораздо богаче, гораздо подлиннее, чем бывает, если человек живет без молитвы, без покаяния, без благодати. Как блаженный Августин говорит: «Ты сотворил нас для Себя, Господи. И не знает сердце наше покоя, пока не успокоится в Тебе». Человеческое сердце, оно никогда нигде ни при каких обстоятельствах, чем бы человек ни жил, чем бы человек ни дышал, чтобы он ни делал, никогда без Бога не обретет покоя в этой вселенной. И верующее сердце не может быть утешено чем-то земным, чем-то этим временным маленьким сладострастным плоским. Никогда оно утешено не сможет быть. Верующее сердце просто не сможет обольститься этими обманчивыми земными болотными огоньками. Потому что верующему сердцу нужен настоящий божественный пречудный неотмирный свет.
Апостол Евангелист Иоанн Богослов говорил о Предтече, что он был послан, чтобы свиде-тельствовать о Свете. И когда мы читаем эти евангельские страницы, когда мы погружаемся в жизнь Иоанна Предтечи в то, что принесло нам предание, что нам донесло Евангелие, мы видим, что вся его жизнь от самого первого его таинственного взыграния радощами в утробе матери до последнего этого его страшного смертного узилища, в котором он находился, вся его жизнь абсолютно от начала до конца – это свидетельство. Свидетельство о Слове, свидетельство о Свете, свидетельство о правде, об истине.
И конечно это свидетельство о Христе.
И призвание христианина очень высоко, потому что то же самое и также как и Предтеча был свидетелем, есть свидетель и свидетельствует о Христе, верующий человек и верующее сердце должно быть свидетелем в этом мире. И как старатели, которые добывают золото, намывающие целые горы земли, чтобы найти какие-то совершенно маленькие крупицы золота, то же самое должна совершать и душа. Она через решето молитвы должна находить эти слитки любви, слитки благодати в бесконечных тоннах гниющего мирского мусора.
Современный старец Ефрем Ватопедский, его все знают, он привозил пояс Богородицы. Это один из монашеских вождей современности. Вот у него есть замечательные слова. Он говорит, что мы, монахи, внесем вклад в дело духовной помощи своему народу не тем, что будем ходить туда-сюда, не тем, что будем возглашать, где-то проповедовать, а тем, что будем опытно переживать Христа.
И эта задача опытно переживать Христа в сердце, в таинствах, в этой благодати, в этой на-шей настоящей глубокой сердечной жизни. Эта задача опытно переживать Христа она не только для монахов, как говорит старец Ефрем, это конечно призвание абсолютно всех христиан. Где бы ты ни был, твоя жизнь должна быть свидетельством. Чем бы ты ни занимался, ты должен искать свет Христов. Не какие-то огоньки земные, а настоящий свет Христов. И какие бы внешние обстоятельства не окружали тебя, ты должен помнить, что жизнь это пространство встречи человека с Богом. Жизнь это пространство встречи человека с человеком.
Есть такие духовные книги, прочитав которые мы не можем не измениться. Так оно и есть на самом деле. Книга изменяет нас, но не то, что мы раскрываем в книге, а то, что книга раскрывает в нас что-то глубокое, что-то настоящее, подлинное, что-то интересное. И бывают такие люди, такие встречи, это каждый из нас знает и ощущает каждый день, которые просто не могут не изменить нас. И они не могут сделать так, чтобы мы остались такими же какими мы и были. И открывая для себя новых людей, встречаясь с ними где-то на стогнах, в переулках нашей жизни, мы открывает что-то глубокое, очень настоящее в самих себе.
В житии преподобного Пахомия есть такой эпизод. Когда братья-монахи узнали, что у пре-подобного Пахомия бывают благодатные видения, они приступили к своему авве, стали умолять его рассказать об этих Божественных ангельских видениях. Тогда преподобный Пахомий говорит: что вы братья, я человек грешный, я недостоин каких-то Божественный видений, и ничего вам рассказать не могу. Но братья настаивали. Тогда преподобный старец сказал: Ну хорошо, если вы желаете иметь прекрасное, если вы желаете иметь чудное удивительное видение, то я укажу вам на самое удивительное из них. Братья затаили дыхание, окружили старца, стали смотреть ему в глаза, в его сердце, чтобы услышать, что же он им скажет. И тогда старец сказал: когда вы увидите человека в вашей жизни доброго кроткого благочестивого чистого смиренного любвеобильного сокрушенного сердцем, знайте, что вот оно самое прекраснейшее из видений. Потому что вы видите невидимого Бога в этом видимом человеке.
И каждый из нас, конечно, встречается в этой жизни с людьми, с этими удивительными прекрасными разными глубокими людьми, которые находятся вокруг нас. И нужно ценить эти встречи, ценить эти мысли, эти молитвы друг за друга.
И все наши разговоры, встречи, даже какие-то мимолетные брошенный фразы, не должны превратиться в легкомысленную болтовню, а помогали нам раскрыть себя, помогали нам раскрыть ближнего, Бога. Потому что каждый из нас чувствует, что когда кто-то лжет тебе, ты стоишь рядом и знаешь, что человек лжет, и эта ложь разрезает тебя как бы наполовину. Ты чувствуешь, что это неприятно, что это страшно. А значит, отсюда какой вывод? А мне лгать никому нельзя. И чтобы человек какой-то другой не почувствовал, что тебя разрезают наполовину. И если я прошу рыбу, а мне дают змею, а вместо хлеба камень, так может случиться в нашей жизни, потому что жизнь такая штука, то сам-то я на зло должен отвечать только любовью, и на зло отвечать только добром. Другого пути для верующего сердца нет. У кого две одежды, говорит Предтеча, отдай неимущему. И у кого есть пища, делай тоже, никого не обижай, ни на кого не клевещи, довольствуйся своим жалованием.
Николай Васильевич Гоголь как-то писал: «Небо чудное, пью его воздух и забываю весь мир». И вот Господь готов каждому из нас здесь стоящему и живущему на этой маленькой голу-бой планете, где люди что-то не могут поделить, убивают друг друга, забрасывают бомбами, не-навидят даже братьев своих, Он готов каждому дать такую благодать, что человек будет готов, как Гоголь писал, забыть весь мир. Он будет пить эту благодать и забывать весь окружающий мир. Потому что вера это то, что помогает нам не смотреть просто, а видеть. Вера это то, что помогает нам не наслаждаться пустым, а чувствовать глубокое, любить, а не купаться в этом мертвящем эгоизме. И Церковь помогает по-настоящему каждому из нас не попасться в эту клейкую паутину мира, которую вокруг нам раскидал сатана. И главное, это услышать самый главный, самый необходимый для нас призыв Иоанна Предтечи, в котором, наверное, самое главное заключено то, о чем он говорил: «Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное!» А что значит «покайтесь»? Покайтесь – это значит изменитесь, перестаньте жить только землей. Покайтесь – это перестаньте осуждать, ненавидеть, злословить, лгать, перестаньте думать о других плохо. Перестаньте жить только для самих себя.
И вот сегодняшний апостасийный мир также заворожено смотрит на безумный похотливый танец Саломии, также беснуется Иродиада, снова и снова Ирод жаждет неповинной крови. А жизнь каждого из нас это не какая-то маленькая прогулка от роддома и до морга. Жизнь – это борьба, и каждый из нас это знает, он ведет эту борьбу. Делание верующего сердца одно – всегда быть в пути без остановок, без перекуров, без перерывов на обед вдохновенно радостно честно на крыльях и на веслах и на коленях по бездорожью, по топям сквозь мглу и туман. Так для каждого человека верующего суждено, так ему нужно, всегда в пути. А в пути как? Всегда с надеждой, с доверием, с любовью и главное, с покаянием. Об этом нам сегодня огненно ярко глубоко напоминает Иоанн Предтеча, светильник горящий и светящий.
Аминь.
игумен Тихон