Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Если бы нас спросили, чему мы поклоняемся, – говорит святитель Григорий Богослов, – то мы ответим: мы поклоняемся любви». Бог есть любовь. Из всех имен Бога это самое святое и великое. Любовь. Мы привыкли к этому слову и часто не чувствуем его великую огненную опаляющую и благодатную силу. А сейчас, когда в мире, который заливают потоки лжи и извращаются и обесцениваются всякие слова и понятия, это священное для нас слово почти совсем теряет свой смысл. Но оно никогда благодатной силы потерять не может, потому что не бывает поругаем Бог.
Сегодня со всей Церковью мы поклоняемся Животворящему Древу Креста. Именно в нем явлено нам откровение Божьей любви. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь», – этим возгласом каждый раз начинается Литургия. В это время священник крестообразно осеняет Евангелием святой престол. И в этом глубочайший смысл. Вход в царство вечной жизни, в царство Святой Троицы открывается крестом. Только через крест спасается и преображается мир, мир, отпавший от Бога, мир, ввергнутый в рабство тления, в рабство греха и смерти по воле человека.
Прежде создания мира Бог знал, что человек отпадет от него, и обольщенный сатаной гордо захочет стать богом, преступив заповедь Творца. И в предвечном совете уже было определено, что Сын Божий единый от Троицы, ипостасное слово Отца, сойдет в мир, станет человеком, чтобы взять на Себя грехи мира и спасти падший род человеческий. Христос, Агнец Божий, закланный прежде создания мира. Это величайшая тайна, открытая нам в Новом Завете. «Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Мы очень часто слышим эти слова, но, не смотря ни на что, они никогда не потеряют своей великой животворящей силы. Послал Бог не судить, а спасти мир. И всю тяжесть греха человеческого рода, грехи каждого из нас безгрешный Господь взял на Себя.
Сегодня в Евангелии мы слышали о страданиях Господа. Страдание и смерть – это неизбежная расплата за грех, это оброк греха. И для того чтобы освободить нас от плена тления и смерти, от проклятия, в которое нас вверг грех, Господь восходит на Крест. Тайна Креста – это величайшая тайна и величайшее чудо. Страшное мучительное орудие казни крест, перед которым в ужасе содрогался древний мир, крест, смерть на котором низводила проклятие на распятого, стал знамением спасения, животворящим древом, символом победы над смертью и тлением, знамением вечной жизни.
Святитель Григорий Богослов так говорит о крестной жертве. «За каждый грех Адама Гос-подь воздал особо, поэтому древо за древо и рука за руку, руки мужественно простертые за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные за руку, извергшую Адама. Потому вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть». И здесь в этом таинстве креста нераздельно соединились милость и истина, правда и мир, суть правды и все превосходящая любовь Божия. Это тайна спасения, тайна Нового Завета. Она открывается только Духом Святым.
Благая весть, Евангелие, проповедь о Христе распятом для иудеев, вожделевших земного царства Мессии, соблазн, для эллинов мудрых совопросников века сего безумие. Апостол Павел не скрывает этой парадоксальности нашей веры. Мы безумны Христа ради. Безумие для мира, отвергшего своего Спасителя Бога. И теперь не проклятие, а вечное благословение изливается в мир через Крест Христов.
Преподобный Максим исповедник говорит: «Крест есть суд над судом. Суд милости над су-дом правосудия, и победа всепобеждающей любви милосердия Божия». Мы осеняем себя крестным знамением во имя Святой Троицы, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И все священнодействия в Церкви совершаются через знамение Креста. В нем откровение тайны Божьей любви к нам, падшему роду Адама. И в великий день Пятидесятницы Бог в полноте открывает Себя в Новом Завете. Отец, Сын и Святой Дух – это единый по естеству троичный в лицах Бог, Господь Творец и Спаситель мира. Именно через Крест полнее всего Он открывается полнее всего как любовь Бога-Отца, распинающего Своего единородного Сына, Любовь Сына Божия, ставшего Сыном человеческим, вольно распявшегося на Кресте за наги грехи, и любовь Духа Святого, торжествующего силою крестной, как говорит об этом святитель Филарет Московский. И здесь перед величием этой тайны, этой жертвы Бога, спасающего мир, умолкает язык человеческий. Так возлюбил Бог мир.
Крест освятился кровью Христа Агнца, стал великим жертвенником, на который Сын Божий, Царь Славы, архиерей и жертва, приносящий и приносимый. Но Царство Его не от мира сего. В нем все иначе, чем в этом мире человеческом. «Я называю Его Царем, потому что вижу Его распятым – говорит святитель Иоанн Златоуст – ибо Царю подобает умирать за Своих подданных».
Сегодня мы поклоняемся Животворящему Древу Креста, знамени нашего спасения. Но что значит поклоняться Кресту? Что значит истинное поклонение? Отвечает Сам Господь: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». Поклоняться Кресту, поклоняться Богу, Его крестной любви это значит идти за Христом, идти путем самоотвержения, это значит беспощадно бороться с грехом, с гордыней, похотями плоти и самоугождением, с самолюбием – этой извращенной любовью к себе, которая воцарилась в человеке после грехопадения. Идти, неся свой крест на Голгофу, чтобы распять в себе ветхого человека с его страстями и похотями, и стать мертвыми для греха и обрести свободу, вечную жизнь. Иного пути спасения нет. Сам Христос Господь есть живой путь, истина и жизнь.
В раю первозданный человек мог вкушать от древа жизни и жить не умирая. Адам и Ева ли-шились рая, и вместе с ними и весь род человеческий. Господь Своей крестной жертвой снова открыл нам рай. «Херувим отступает от древа жизни, и аз райской пищи причащаюся», – поет Церковь. Сейчас в Церкви нам даровано больше, чем имел Адам в раю. Крест Христов, Животворящее Древо, которое принесло нам плод вечной жизни – Самого Христа. Непобедима крестная любовь нашего Бога. И неистощимо Его милосердие. Господь прощает нам грехи, принимает нам кающихся, как принял блудного сына. И за каждой Литургией присно, как телец упитанный, закалается Агнец Божий, вземляй грехи мира, освящая причащающихся. Нет греха, которого бы Господь не простил, нет таких незаходимых глубин греха, из которых Господь не мог бы вывести нас, если только действительно мы приносим покаяние, ненавидя грех, имея решимость изменить исправить свою жизнь, а не только называя свои грехи. Силой Животворящего Креста Господь может воскресить нас духовно омертвевших, дать прозрение, очистить проказу греха, освободить избавить от беснования страстей, если мы придем ко Христу с живой верой. «Только веруй», – говорит Господь. И радость на небесах бывает большей об одном грешнике кающемся, чем о праведниках тех, кто не имеет такой нужды в покаянии. И где умножается грех, там преизобилует врачующая благодать Божия.
Мы живем уже в третьем тысячелетии. И большая часть человечества или уже отреклась от Христа или отступает от Него все дальше и дальше , отрекаясь от Христа. И отвергая Евангелие и Христа – живой камень веры, этот мир строит новую Вавилонскую башню безбожной цивилизации. Уже откровенно богоборчество и тайны беззакония, о которой говорит апостол Павел, уже явно совершается на наших глазах. Никогда потоки лжи не заливали мир так, как мы видим сейчас. Никогда так цинично не попирались все Божьи и человеческие законы теми, кто стремится к господству над миром. Никогда прежде так агрессивно так бесстыдно грех в самых гнусных формах его не самоутверждался как естественная норма жизни. Бог мешает такому проявлению самоутверждения гордыни человеческой. Христос становится ненавистным как нестерпимый и мучительный обличающий свет. И современный трансгумманизм становится уже откровенным сатанизмом. Времена и сроки нам не открыты, но сейчас нужно быть совершенно слепым, чтобы не видеть, что уже близ, при дверях те события, о которых говорит Апокалипсис. Господь судил жить нам в это время. И тяжелое время скорбей последних времен, грех нераскаянных грехов нашего народа как крест лежит на всех нас. Совершается отступление, за умножение беззакония все больше и больше оскудевает любовь. Это происходит и среди нас, именующих себя православными.
«Когда придет Сын Человеческий, обрящет ли веру на земле». Вспомним эти слова Господа. Имеем ли мы веру, истинную православную веру, веру, действующую любовью? Или как смоковница в Евангелии мы так и не принесли еще плода покаяния? «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя пророчества и прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится», – это слово апостола о любви. Пусть судит нас и побуждает покаяние к очищению своего сердца, чтобы хоть сколько-нибудь стяжать эту любовь, без которой тщетна наша вера.
«В мире скорбны будете», – говорит Господь. Это удел наш на земле. И безропотное терпение скорбей – это крест Христов, крест христиан последних времен. Приближается время испытания нашей веры и верности Господу, верности Церкви и России. Да не смущается сердце наше. «Дерзайте, – говорит Господь, – «Я победил мир». Христос Царь Славы распростер Свои руки на Кресте, чтобы всех собрать во единое стадо, в единую Церковь. Он никогда не оставляет нас, но мы сами скрываемся от Него и предаем Его, когда сознательно идем на совершение греха. А Он, бесконечно милостивый, незрим с неизреченной кротостью и долготерпением прощает нас кающихся. И не только прощает, а снова и снова отдает нам как Агнец Себя, Свое пречистое тело и Свою животворящую кровь.
В этот великий день, поклоняясь Кресту Господню, причащаясь животворящих тайн Христовых, будем благодарить Господа, прося укрепить нас на этом крестном пути, пути искания Царствия Божия и правды его. И вспомним, что сегодня в этот день славы Креста отошел к Богу в вечность бескровный мученик, великий святитель Иоанн Златоуст. Его последние слова: «Слава Богу за все». Они, эти слова, увенчали его венцом вечной славы. Какие бы скорби и испытания нас не ожидали, будем помнить обетование Господа: «Се Аз с вами есть до скончания века». Крест Христов, его животворящая сила может совершить чудо воскрешения нашего народа.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». «Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое».
Аминь.
архим. Ипатий