Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С праздником, дорогие братья и сестры! Мы знаем о том, какие чудеса, и какую чудесную помощь оказывает в нашей жизни верующим людям, обращающимся к нему, преподобный и богоносный отче наш Сергий. Но обучение отроков – это еще не все. Дело в том, что самый наш камень преткновения в нашей жизни это то, что мы в нашей жизни постоянно сталкиваемся. Сталкиваемся в семейной жизни друг с другом, настаивая каждый на своем, сталкиваемся со своими сослуживцами на работе, сталкиваемся мы с начальством. Потому что начальству нужно от нас одно, а нам от начальства зачастую нужно совершенно другое. И вот эти столкновения в нашей жизни являются чуть ли единственной причиной того, в чем мы с вами исповедуемся.
А называется все это дело – несмирением. Несмирением перед волей Божией, несмирением перед человеком и несмирением перед самим собой. Потому что мы зачастую за всей нашей жизнью забываем то, что Господь дает нам по силам и выше сил нам не дает. Мы забываем то, что не мы выбираем начальников, а начальников ставит над нами Господь, и начальник выбирает нас. Забываем мы то, что Господь дает нам такое чудо по слову Своему в наше время безверия и неверности семейную жизнь, когда два человека соглашаются жить вместе. И нам кажется, что тот, который рядом с нами, нас не достоин. Мы забываем о том, что Господь дает нам такое чудо как детей, которые являются нашим продолжением, продолжением нашей жизни, наших мечтаний, наших чаяний в этой жизни, продолжением нас самих в наших чувствах, в наших ощущениях, в наших талантах, в наших дарах от Господа. И нам кажется, что с этими детьми мы справиться не можем.
И все это происходит только от одного – от нашего несмирения. А преподобный и богоносный отец наш Сергий игумен Радонежский, он, является как раз образцом смирения, которого нам и надо у него просить, для того чтобы многие грехи нашей жизни предотвратить и исправить.
В восьмидесятых годах прямо перед перестройкой у нас было такое потепление междуна-родной обстановки, что у нас появились видеосалоны, появились фильмы на кассетах. Естествен-но, что, прежде всего, появилась фантастика и восточные единоборства. И все мы радостно ходили с вами в салоны и все это дело смотрели. И никогда не забуду, когда я тоже, считавший себя, как и все одним из советского народа, тоже ходил в видеосалон и увидел один фильм. Там один ученик спрашивает мастера единоборств: учитель, а когда человек может считаться мастером? Когда он может один десятерых победить? А учитель ему говорит: нет. Когда он может один пятьдесят победить? Учитель опять говорит: нет. Когда он может один сто человек победить? Учитель ему говорит: нет. А когда ж тогда? Учитель отвечает: мастером может считаться только тот человек, который одним своим присутствием предотвращает битву, убирает всякую ее причину.
В жизнеописании преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского был такой случай. Когда Митрополит Московский Алексий, предчувствуя свою скорую кончину, вызвал его к себе из его пустыни и настоятельно попросил его принять за ним этот пост – Митро-полита Московского и всея Руси. И преподобный отче Сергий, Радонежский чудотворец, угадайте, что он сделал? У нас надо как? Со смирением всегда согласиться. А преподобный отец наш Сергий со смирением отказался без последствий.
Представьте себе, что значит отказать начальнику с гордым устроением души? Начальник обидится. Вот представьте себе, какое было смирение у преподобного отца нашего Сергия, чтобы Митрополит Московский и всея Руси понял, что преподобному отцу нашему Сергию лучше оставаться преподобным отцом нашим Сергием, настоятелем монастыря и воспитывать монахов. Потому что если это было бы не так, чтобы у нас было в дальнейшем, как бы сложилась судьба нашего Государства? Была ли бы вообще Троице-Сергиева Лавра? Потому что представьте себе, такая административная должность – Митрополит Московский и всея Руси – там много в монастыре надо организовать, а у всякого человека есть свое духовное устроение. Но он объяснил это Митрополиту Московскому с таким смирением, что Митрополит его понял и на него не обиделся.
Поэтому, дорогие братья и сестры, да и нам надо учиться этому смирению, поразительному смирению, которое для нас не понятно, у преподобного Сергия Радонежского, и просить у него смирения во всем: в семейной жизни, в работе, во взаимоотношениях с другими людьми, во взаимоотношениях с начальством, во взаимоотношениях с теми, с которыми у нас неприязнь, вражда. Потому что тот, кому Господь дал такое смирение, может научить этому смирению и других людей. То, что может человек один, он может научить этому другого. То, что человек не может, бесполезно учить смирению другого, тот человек, который сам не смиренный. Все равно ничего не получится. Потому что все передается примером, благословением и благодатью Божией, помощью Божией.
Также в жизнеописании преподобного Сергия, если мы с вами внимательно прочитаем, нет ни одного случая, чтобы братия в монастыре под его управлением роптала, или были какие-то выступления против него. Да он вообще братию не ругал. Он, как тот самый мастер, если видел где-то нестроение, или братия занимается не тем, чем нужно, он делал две вещи. Он или подходил к келии и стучал своей палочкой тихонечко по окну или просто стоял у келии и молился. Но он никого никогда не ругал. И Господь за его смирение творил постоянное чудо. Человек без всяких слов понимал, что делает он не то и что ему нужно делать.
Как бы было хорошо и у нас, когда бы пришли бы домой, а ребенок не выучил уроки, не помыл посуду, не приготовил обед в меру своих сил, а вы так бы на него бы посмотрели и не ругая его помолившись преподобному Сергию, Господу, Матери Божией, за пять минут с Божией помощью сделали бы так, что ребенок без слов все сразу понял и пошел бы быстро делать уроки, отбросив вся и все.
Если бы муж пришел в раздраженном состоянии, а вы бы на него посмотрели бы без всяких слов, пять минут помолились, и он пришел бы в мирное устроение. Как бы было бы хорошо, если придя на работу каждый из нас бы вот в этом коллективе, который красится, пьет чай, занимается пересудами, осуждением, постояли бы и про себя помолились, и все сразу бы надели платочки, достали бы Молитвословы и начали молиться. Как было бы хорошо! Но это я мечтаю.
Конечно, дорогие братья и сестры, на работе Молитвослов читать нельзя. Это может делать только священник. А все остальные должны работать, потому что у каждого своя работа. Если все мы в рабочее время будем молиться, то сами понимаете, никакой работы может не получиться. Но помечтать-то не вредно иногда о хорошем. Можно отрабатывать про себя Иисусову молитву. Правильно? Но в любом случае, когда мы с вами выходим из храма, Господь надеется на нас, что мы будем такими светильниками, которые понесут в мир, в свои семьи, на свою работу как зажженную свечку вот это вот смирение. И люди будут смотреть на нас, общаться с нами, соприкасаться с нами духовно и успокаиваться. Они будут брать с нас пример и Свет Христов, который просвещает всех.
И тогда мы с вами будем выполнять наше предназначение. Мы будем солью мира. Но если соль не солона будет, как сделать ее соленой? Только молитвами Господу, Божьей Матери, угодникам Божьим, святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому – отцу смирения, который это смирение пронес до такой степени через всю свою жизнь, через все свои послушания, через все свое бытие здесь на земле, что является нам в этом смирении едва ли не самым первым примером после Господа и Божьей Матери.
И со смирения начинается все. Потому что когда человек смиренный, он успокаивается. А когда он успокаивается, он начинает все слышать. Слышит другого человека, слышит коллег по работе, слышит мужа, слышит своих детей, слышит слово Божье, слышит чувства другого человека и понимает, когда человека лучше толкнуть, а когда оставить в покое. Потому что все мы люди, все мы устаем. И иногда бывает такое состояние у человека, когда его нужно просто пожалеть и отойти от него. Когда он успокоится, тогда и будем с ним разговаривать.
Вот, дорогие братья и сестры, это то, о чем мы можем еще просить у преподобного и бого-носного отца нашего Сергия – о смирении и о душевном спасении.
Еще раз поздравляю вас с праздником. Сейчас будет причастие. Будут три чаши. Пожалуй-ста, давайте сейчас причащаться организованно, не толпиться, не толкать друг друга и про себя обязательно молиться. Чтобы не было у нас ни шума, ни гвалта, потому что когда мы тело и кровь Христову принимаем с Благоговением, вот, допустим, попросим о смирении, чтобы Господь дал нам смирение, Господь нам его даст. А если мы с вами будем думать о каких-то отвлеченных вещах или думать: вот она первая идет к чаше, тогда что нам Господь может дать. Ничего может не дать. Может не дать, а может дать.
Давайте будем причащаться и про себя молиться: «Господи Иисусе Христе, дай мне, пожа-луйста, чуть-чуть смирения, Матерь Божия, дай мне пожалуйста чуть-чуть смирения, преподобный отче наш Сергий, дай мне чуть-чуть побольше смирения, чем Они. Потому что ты, может быть, у Них попросишь для меня чуть-чуть и своего дашь. Святые первоверховные апостолы Петре и Павле, дайте мне, пожалуйста, смирения. Потому что чем больше вас будет о мне молиться у Господа, тем больше Господь мне даст». Вот это будет правильное душевное устроение при принятии пречистых Христовых тайн.
Аминь
иеромонах Онисим