Многие из вас знают, что наш храм святых апостолов Петра и Павла является подворьем монастыря Введенская Оптина Пустынь. Подворье, то есть посольство, представительство этого знаменитого монастыря, который, по преданию, был основан в XIY веке покаявшимся разбойником Оптой. И сегодня эту передачу мы хотели с вами посвятить именно истории и современной жизни этого монастыря.
Монастырь был основан недалеко от города Козельска, сейчас это двести восемьдесят километров от Москвы. Козельск был известен тем, что он был основан на год раньше нашего с вами города Москвы, и известен тем, что во времена татарского нашествия он выдержал семинедельную осаду, и этот город прозвали Злым Городом. И если бы не предательство некоторых жителей, то еще неизвестно, взяли бы город неприятели или нет. Вот такое мужество защитников города Козельска прославило его на века и золотыми буквами вписало этот город в летопись нашей священной истории.
И вот недалеко от этого города, в четырех километрах, находится Введенская Оптина Пустынь, о которой знаменитый историк Георгий Федотов сказал, что Саров и Оптина Пустынь – это были два духовных костра, возле которых грелась вся православная Русь. Мы с вами знаем, что центром Киевской Руси была знаменитая Киево-Печерская лавра, центром Московской Руси была Троице-Сергиева лавра, а вот центром царской России, ее духовным стрежнем, ее духовной опорой была именно Введенская Оптина Пустынь.
Чем известна, чем привлекательна так стала эта обитель, некогда заштатный монастырь, находящийся где-то в глубинке России? Двести пятьдесят километров от Москвы, - это сейчас можно за четыре-три часа доехать на машине или на автобусе, а тогда люди добирались несколько дней. И, однако же, именно эта обитель стала той золотой чашей, в которой, по слову Павла Флоренского, сливалось лучшее духовное вино России.
Чем же привлекала в свои стены эта великая древняя обитель? Только в этой обители возникло так называемое явление старчества – духовного руководства, духовного окормления, духовной помощи, духовного назидания. И своими корнями оно уходит в древность, к преподобному старцу Паисию, который вобрал в себя опыт древних отцов Греции, Афона, Синаи, Киева. И ученики старца Паисия основали эту древнюю обитель, стали старцами этого святого монастыря.
Нам известно, что в 1823 году Моисей и Антоний, братья Путиловы, по благословению правящего калужского архиерея Филарета Амфитеатрова, поселились в скиту, то есть в маленьком монастырьке, который был расположен в километре от Введенской Оптиной Пустыни, и именно эти отцы – Моисей, Антоний и старец Лев – стали фундаментом, стали первыми старцами этой древней обители. Когда освящали скит в честь Иоанна Предтечи, то святитель Филарет воскликнул: «Да пребудет на сем месте благодать Пустыни Иордановой и всех в ней подвизавшихся святых отцов!»
Старец Варсонофий об этом ските сказал в стихотворной форме такие слова:
«Ясней здесь небеса, и чище их лазурь.
Мирской ярем нося и скорбный совершая
Тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск рая».
Как о рае говорил старец Варсонофий об этой святой обители.
Однажды один из знаменитых подвижников Оптиной Пустыни преподобный старец Нектарий у своего друга спросил: «А знаешь ли ты, сколько было на земле истинных общежитий? Я тебе скажу – их было три: первый – в раю, второй – во времена апостольские, а третий – при наших оптинских старцах, когда они жили и подвизались в скиту». С раем сравнивали это место – скит и Оптину Пустынь.
Старец Варсонофий в одном из стихотворений о монастыре писал:
«Исчезнет без труда твоя печаль,
И ты увидишь, полный изумленья,
Иной страны сияющую даль –
Страну Надежд,
Страну Обетованья».
«Обетованной землей» была Введенская Оптина Пустынь.
Чем еще прославилась эта святая обитель? Мы знаем, что до середины XIX века не издавалась почти никакая духовная литература. В 1799 году, по благословлению митрополита Гавриила Санкт-Петербургского, было издано «Добротолюбие» на церковно-славянском языке. И потом в течение сорока лет, кроме богослужебных книг и «Священного писания», не издавалась никакая духовная литература. Разная мистическая западная литература издавалась у нас, а вот православная, святоотеческая литература – она не издавалась до 1843 года, когда первое издание Оптиной Пустыни – «Книга старцев Варсонофия и Иоанна пророка» - была издана именно в нашей святой обители. И это послужило началом, фундаментом книгоиздательской деятельности в этом монастыре. Массу переводных изданий с греческого языка, наших подвижников веры и благочестия издавал этот монастырь и рассылал потом по всем духовным заведениям, семинариям, академиям, в епархии.
И просветительская деятельность Оптиной Пустыни – она не осталась незамеченной, это сроднило ее с российской интеллигенцией. В этом святом деле – книгоиздании – оптинским старцам и особенно старцу Макарию помогали братья-славянофилы Иван и Петр Киреевские и супруга Наталья Петровна Киреевская, которые помогали оптинским старцам в этом великом деле.
Братья этой святой обители и оптинские старцы были начитаны святыми отцами, ценили святоотеческую литературу и понимали, что спасение христианина в этом мире невозможно без чтения святых отцов, без знания той традиции, той мудрости, которая была накоплена веками. И для книгоиздательской деятельности были привлечены лучшие умы Московской духовной академии, лучшие редактора духовных журналов, и Оптина Пустынь в своей переводной и книгоиздательской деятельности стала известна по всей православной Руси.
И это стало привлекать в монастырь интеллигенцию. Мы знаем, что дружили с монастырем славянофилы Розанов, Апухтин, братья Киреевские. Мы знаем, что Оптину Пустынь посещали знаменитые поэты, художники, члены даже царской фамилии. Мы знаем, что Оптину Пустынь посещал Иоанн Константинович Романов – это сын Константина Константиновича Романова, духовного поэта, который подписывался просто: «К.Р.». Посещала Оптину Пустынь и преподобномученица, великая княгиня Елизавета Федоровна, родная сестра императрицы Александры Федоровны, жены последнего российского императора Николая II.
И так в Оптиной Пустыни поперебывала, можно сказать, вся православная Русь, начиная от простого крестьянина, кончая членами царской семьи.
Известность Оптиной Пустыни дошла в свое время и до Николая Васильевича Гоголя, который, побывав впервые в монастыре, подружился со старцем Макарием, и он стал его духовным отцом. И известна переписка Николая Васильевича Гоголя, когда он пишет своему другу: «Ты знаешь, я мысленно каждую минуту своего бытия должен быть выше житейского дрязгу и мысленно я должен быть в Оптиной. Ты знаешь, если ты никогда не был там, обязательно побывай в этой святой обители, потому что, уже подъезжая к этому святому монастырю, видишь, что участие к человеку становится все больше, поклоны – все ниже. Я был в этой святой обители, и служки, и послушники, и монахи этого святого монастыря поразили меня обходительностью и лучезарностью ангелов. Я не спрашивал у каждого из них, кто и как из них живет, - сами лица сказывали за себя. И обязательно передай настоятелю этого святого монастыря – отцу Моисею, чтобы он крепко молился за меня, потому что я знаю, что ни моя рука, ни мое перо не может двигаться без осенения свыше». Слова великого русского писателя.
Из истории известно, что этот святой монастырь повлиял на творчество великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, которым до сих пор зачитывается весь запад. Когда однажды приехали в наш монастырь из Франции люди, я спросил у них: «А что у вас сейчас читают, что у вас любят?» И они, в первую очередь, назвали, конечно же, Достоевского. Поразительно – мы, может быть, уже не так обращаемся к этому великому русскому писателю, а Франция зачитывается этим великим писателем, знатоком человеческой души, глубин ее падения и глубин ее покаяния и воскресения.
Достоевский написал свой знаменитый роман «Преступление и наказание», где кульминационным моментом... преображение души Раскольникова наступило именно в момент, когда Соня Мармеладова читает ему Евангелие от Иоанна о воскрешении праведного Лазаря, и это послужило переворотным моментом в душе Раскольникова.
Встреча Достоевского с оптинским старцем Амвросием послужила глубоким религиозным впечатлением для этого великого писателя, так что впоследствии он написал в «Дневнике писателя», в своем дневнике, такие слова: «Моя вера не вера наивного мальчика, она вошла... она прошла через горнило испытаний и скепсиса. Я долго и мучительно искал истину, но не нашел ничего светлее, истиннее, добрее, прекрасней, человечней Христа. И если бы мне сказали, что Христос находится вне истины, и в этом бы убедили меня, я бы предпочел остаться со Христом, нежели с истиной». Такой глубочайший след оставило в жизни Достоевского посещение этого святого монастыря.
Однажды Христос в Евангелии сказал: «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я супокую вы. Возьмите иго мое на себе и научитесь от меня, потому что я кроток и смирен сердцем». И вот оптинские старцы – они в кротости и смирении и в мудрости подражали Христу. У оптинских старцев был такой девиз: «Бог слушает послушных. Смиряйся, и все дела твои пойдут». Каждый из них обладал этой глубочайшей мудростью – быть смиренным и скромным человеком, хотя имели глубочайшие таланты видения человеческой души.
Собственно, старчество и заключается в этом – в этом глубочайшем религиозно-духовном опыте видения недугов человеческой души и способов, как помочь человеку восстать, восстать и приобрести вновь утерянную человечность и образ Божий. Не случайно, что на святых вратах этой святой обители, когда паломники выходили уже и покидали эту святую обитель, над вратами висела икона «Воскресения Христова» как символ воскресения человеческой души и преображения души покаянием, исповедью и святым причащением. Зачем и приезжали в эту святую обитель – очиститься и с Божьей помощью воскреснуть душой.
Оптинские старцы говорили и о нашем времени. Старец Макарий, переживая за современное состояние России, говорил: «Куда она мчится? Чего ищет? Возникает просвещение, но мнимое. Каким-то модным, западным млеком напояется наше молодое поколение. Запад дал нам науки и искусства, но дух и доброту похитил. Нам надо оставить западные обычаи и каяться, что мы увлекались и жили этим, а возлюбить святую Русь православную, ее древние предания, ее жизнь, ее святых отцов, ее святых великих подвижников».
Революционные времена также были предсказаны оптинскими старцами. И не только революционные времена, но и возрождение святой православной Руси. Старец Нектарий говорил, что Россия материально будет небогата, но духом будет богата, и в Оптиной еще будет семь столпов, семь светильников. В наше время эти слова исполнились дословно. В 2000 году на архиерейском соборе четырнадцать оптинских старцев были причислены к лику святых.
Когда была революция, преподобный старец Анатолий говорил, что будет шторм и корабль будет разбит. И тогда сказали те люди, которым он это говорил: «Но корабля-то уже нет». И он говорит: «Но на щепках и на обломках спасаются. И Бог премудрой своей силою вновь соберет обломки и щепки корабля, и восстановится корабль во всей первоначальной красе, и пойдет свои богоустановленным путем. И это будет велие чудо для запада, когда увидят вновь воскрешенную, святую, православную Русь».
И мы сейчас видим в нашей с вами жизни храмы, монастыри, издательства, семинарии, православное телевидение – это было немыслимо всего несколько лет назад. И все это благодаря, конечно же, участию, молитве, тем духовным заветам святых великих оптинских старцев, о которых мы сегодня с вами беседовали и которые нам заповедовали: «Не отбивайся и не отставай от Оптиной Пустыни. Она многих сделала и еще сделает небожителями. В ней опора, в ней дух, в ней сам живой Христос».
И всем вам, дорогие друзья, кто сегодня смотрит нашу передачу, я от всей души желаю, чтобы и вы когда-нибудь смогли поехать в эту святую обитель. От нашего подворья, каждую субботу в восемь часов утра отправляется автобус в эту святую обитель, а возвращается в воскресенье. С метро «Теплый стан» семь раз в день идет автобус до города Козельска.
Это величайшая святыня, это великая обитель, которая принесет каждому из нас соприкосновение с ней, она даст нам и силы, и мужество, даст нам новый подъем наших духовных и физических сил. Потому что об этом святом монастыре Павел Флоренский сказал: «Оптина Пустынь является духовным фокусом, от соприкосновения с которым возгорается человеческий дух». И я вам от всей души желаю этого горения духа, чтобы у вас были силы, крепость и мужество идти со Христом и, в конце концов, оказаться там, где уже нет болезней, ни печали, ни плача, но радость и жизнь бесконечная. Аминь.
Всем вам Бог помощь, дорогие друзья, дорогие братья и сестры.